Задание №3 ЕГЭ по обществознанию


Соотношение понятий


Задание №3 ЕГЭ по обществознаниюТретье задание ЕГЭ по обществознанию по аналогии с предыдущими двумя проверяет ключевые знания выпускников по всему пройденному материалу. Оно направлено на определение того, как экзаменующиеся умеют соотносить видовые понятия с родовыми: в задании приводится перечень, состоящий из 6-7 понятий. Все они за исключением двух относятся к одному аспекту: например, характеризуют рыночную экономику или относятся к биологическим потребностям человека. Требуется определить те два понятия, которые не подходят к данному обобщающему признаку.

Для тех, кто хорошо владеет теоретической базой, выполнить 3 задание ЕГЭ по обществознанию будет совсем несложно – оно относится к базовому уровню сложности. В случае, если вы все сделали правильно, за него можно получить 1 балл. Очень важно внимательно прочесть само задание: в ответ нужно записывать не слова, а цифры, под которыми они даны, иначе он не будет засчитан.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание;
  2. Изучаем слова, данные в перечне;
  3. Вспоминаем теорию и определяем, какие из них соотносятся с указанным в задании условием, а какие – нет (в случае затруднений выбираем лишние методом исключения);
  4. Записываем номера «лишних» слов в ответ.

Разбор типовых вариантов заданий №3 ЕГЭ по обществознанию


Первый вариант задания

Далее приведен перечень характеристик. Все они, кроме двух, относятся к признакам государства любого типа. Найдите 2 характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и впишите в таблицу цифры, под которыми они даны.

  1. Суверенитет;
  2. Наличие определенной территории;
  3. Приоритет прав и свобод человека;
  4. Право устанавливать и собирать налоги;
  5. Публичный характер власти;
  6. Установление и реализация принципа разделения властей.

Для начала нужно внимательно прочесть условие: нам нужны признаки государства любого типа – то есть такие, которые присутствуют у демократических и у тоталитарных государств, у монархий и у республик, у федераций и у унитарных государств и так далее.

Зная теорию, мы понимаем, что без суверенитета и наличия определенной территории государство просто перестает существовать (важно помнить, что под суверенитетом понимается верховенство государственной власти). Налогообложение и сбор налогов – одна из важных функций государства, которая также не зависит от его типа. Публичный характер власти тоже является признаком всех государств, поскольку обозначает выделение аппарата управления из остального общества.

Остались признаки под номерами 3 и 6. Права и свободы граждан во многих государствах действительно являются главным приоритетом, но этого нельзя сказать о тоталитарных государствах, о диктатурах. Принцип разделения властей тоже применяется не везде, а только в правовых демократических государствах. Получается, что эти два признака «лишние». Выпишем их номера в ответ:

Ответ:

36

Второй вариант задания

Далее приведен перечень характеристик. Все они, кроме двух, относятся к признакам элитарной культуры. Найдите 2 характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и впишите в таблицу цифры, под которыми они даны.

  1. Основная идея – простота идей и образов;
  2. Предназначение для узкого круга потребителей;
  3. Трудность для понимания неподготовленного человека;
  4. Доступность широкой публике;
  5. Создается профессиональными творцами;
  6. Сложность художественных приемов.

Внимательно читаем условие: нам нужны характеристики, которые не относятся к элитарной культуре (то есть, скорее всего, они будут относиться к массовой). Зная, что элитарная культура характеризуется закрытостью, аристократизмом, преобладанием среди привилегированных и высокообразованных групп общества, а массовая, наоборот, создается большим тиражом в расчете на широкую публику, выполнить это задание будет совсем не сложно. Элитарная культура создается для достаточно ограниченного числа потребителей и недоступна широким массам; в ее создании участвуют профессиональные деятели искусства, использующие разнообразные сложные художественные приемы.

Простота идей и образов – яркая черта массовой культуры, которая понятна и доступна людям всех возрастов вне зависимости от их уровня образования: она рассчитана на широкую публику. Признаки, отражающие это, имеют номера 1 и 4 – их мы и запишем в ответ.

Ответ:

14

Третий вариант задания

Далее приведен перечень характеристик. Все они, кроме двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите 2 характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и впишите в таблицу цифры, под которыми они даны.

  1. Социальная санкция;
  2. Наказание;
  3. Социальная норма;
  4. Социальная мобильность;
  5. Социальная стратификация;
  6. Поощрение.

Социальный контроль – это определенный механизм, который поддерживает порядок и стабильность в обществе путем регулирования отношений общества и индивида. Его основные элементы – социальная норма и социальная санкция. Мы помним, что санкция – это система вознаграждений за выполнение норм и наказаний за отклонение от них; следовательно, наказание и поощрение – основные типы санкций. Оставшиеся понятия – социальная мобильность и социальная стратификация – не относятся к социальному контролю; можно записать ответ:

Ответ:

45

Четвертый вариант задания

Далее приведен перечень характеристик. Все они, кроме двух, относятся к личным неимущественным правам. Найдите 2 характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и впишите в таблицу цифры, под которыми они даны.

  1. Право на личную неприкосновенность;
  2. Право на имя;
  3. Право собственности;
  4. Право наследования;
  5. Право на жизнь и здоровье;
  6. Право на достоинство личности.

Выполнить это задание тоже не составит труда, если помнить, что личные неимущественные права принадлежат гражданам от рождения или в силу закона, неотчуждаемы, непередаваемы и не обладают экономическим содержанием. Противоположностью им являются имущественные права: они обладают экономическим содержанием и возникают по поводу обладания каким-либо имуществом.

Из приведенного перечня к личным неимущественным правам не относятся право собственности и право наследования – яркие примеры имущественных прав. Запишем ответ:

Ответ:

34

Пятый вариант задания

Далее приведен перечень характеристик. Все они, кроме двух, относятся к понятию «деньги». Найдите 2 характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и впишите в таблицу цифры, под которыми они даны.

  1. Безработица;
  2. Эмиссия;
  3. Цена;
  4. Ликвидность;
  5. Конкуренция;
  6. Инфляция.

Сначала будет не лишним вспомнить значение тех приведенных терминов, которые могут вызвать затруднения. Эмиссия – это выпуск денег в обращение. Цена – определенное количество денег, за которое можно приобрести товар или услугу. Ликвидность – особое свойство денег, которое означает возможность их использования в качестве средства платежа. Инфляция – процесс обесценивания денег вследствие чрезмерного увеличения их количества в обращении.

Вспомнив значения всех данных слов, становится очевидно, что «лишние» слова – безработица и конкуренция. Можно записать их номера в ответ:

Ответ:

15

Шестой вариант задания

Далее приведен перечень характеристик. Все они, кроме двух, характеризуют аграрное общество. Найдите 2 характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и впишите в таблицу цифры, под которыми они даны.

  1. Преобладание ручного труда;
  2. Распространение информационных технологий;
  3. Господство мифологии и религии;
  4. Большая патриархальная семья;
  5. Большая роль традиций;
  6. Широкое применение механизмов и технологий.

Внимательно прочтем задание: нам нужно выбрать те характеристики, которые не относятся к аграрному обществу: то есть они будут относиться к индустриальному либо постиндустриальному обществу. Мы помним, что при аграрном обществе люди занимались в основном сельским хозяйством, огромную роль играли традиции и религия. Технологии были развиты слабо.

Ни о каких информационных технологиях речи не шло: эта черта относится к постиндустриальному обществу. Широкое применение механизмов и технологий характеризует индустриальное общество, но никак не аграрное.

Итак, «лишние» аспекты – распространение информационных технологий и широкое применение механизмов и технологий. Запишем ответ:

Ответ:

26