Задание №4 ЕГЭ по биологии


Клетка как биологическая система


Раздел в кодификаторе “ Система и многообразие органического мира”.

Задание относится к базовому уровню, при правильном выполнении можно получить за него 2 балла.

Темы, приведенные в кодификаторе:

4.1 Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Вирусы – неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

4.2 Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

4.3 Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

4.4 Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма ( на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.

4.5 Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

4.6 Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.

4.7 Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.


Разбор типовых заданий №4 ЕГЭ по биологии


Типы заданий можно поделить на 4 раздела:

Жизненный цикл клетки/митоз/мейоз

Количество ответов может быть как не указано, так и указано, внимательно читайте вопрос. На “решу ЕГЭ” задания без указания числа правильных ответов обычно имеют три ответа. Но это не правило, так что ориентироваться на эту цифру можно, но не 100%

Все, что касается митотического и мейотического деления нужно выучить, это не так сложно, как кажется.


Вариант А (без указания количества ответов)

Чем мейоз отличается от митоза?

  1. Образуются четыре гаплоидные клетки.
  2. Образуются две диплоидные клетки.
  3. Происходит конъюгация и кроссинговер хромосом.
  4. Происходит спирализация хромосом.
  5. Делению клеток предшествует одна интерфаза.
  6. Происходит два деления.

Следует понимать, что соматические клетки делятся путем митоза, а половые- мейоза. Опираясь на это. Возможно, будет легче запомнить. После митоза получится 2 клетки, идентичные материнской, они будут диплоидны. После мейоза- 4 клетки с гаплоидным набором, отличающимся от материнской.

Для того, чтобы дочерние клетки не были идентичны материнской, должны произойти конъюгация, то есть сближение хромосом, и кроссинговер- обмен гомологичными участками. Такие процессы характерны только для мейоза.

Из схемы видно, что митоз происходит за одно деление, а мейоз- в два этапа.

Таким образом, ответом на вопрос являются варианты 1,3,6.

Ответ: 136.


Вариант Б (с указанием количества ответов)

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания процессов происходящих в интерфазе. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. репликация ДНК
  2. синтез АТФ
  3. формирование ядерной оболочки
  4. синтез всех видов РНК
  5. спирализация хромосом

Интерфаза — фаза подготовки к делению. В клетке накапливается энергия, удваивается ДНК.

Синтез и удвоение — то, что характеризует интерфазу. Значит, варианты 1,2,4 подходят под ее описание, а 3 и 5 являются лишними

Ответ: 35.


Строение клетки

Здесь не указан тип клетки, так что встретить здесь можно вопрос и про растения, и про животных, и про бактерии, грибы.

Вариант А (текстовый вопрос без картинок)

Выберите структуры, характерные только для растительной клетки.

  1. митохондрии
  2. хлоропласты
  3. клеточная стенка
  4. рибосомы
  5. вакуоли с клеточным соком
  6. аппарат Гольджи

Однозначно хлоропласты, необходимые для фотосинтеза. Далее по списку клеточная стенка, которая так же характерна только для растений, состоит она из целлюлозы. Митохондрии, аппарат Гольджи, рибосомы- органоиды необходимые для жизнедеятельности и растительной, и животной клетки. А вот большая вакуоль с клеточным соком, в котором растворены ферменты для внутриклеточного пищеварения, есть только у растений. У животных для пищеварения в клетках есть лизосомы.

Ответ: 235.


Вариант Б (вопрос с картинкой)

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

  1. наличие ядрышка с хроматином
  2. наличие целлюлозной клеточной оболочки
  3. наличие митохондрий
  4. прокариотическая клетка
  5. способность к фагоцитозу

Чаще всего в заданиях с изображениями встречаются растительная или животная клетка, а не ,к примеру, клетка гриба или бактерии, что вполне возможно тоже. Следует познакомиться с изображениями каждой.

Бактериальная клетка

Клетка гриба

Клетка животного

Клетка растения

Первое, на что следует обратить внимание — наличие крупной центральной вакуоли — ее нет. Целлюлозной оболочки тоже. Перед нами животная клетка. Значит, второй вариант нам подходит, он характерен для растительной клетки. Животная клетка — эукариот, то есть имеет четко оформленное ядро, значит, 4 вариант — лишний.

Ответ: 24.


Метаболизм/Фотосинтез/Биосинтез/Энергетический обмен

Вариант А (выбрать варианты ответа)

Выберите ор­га­но­и­ды клет­ки и их структуры, участ­ву­ю­щие в про­цес­се фотосинтеза.

  1. лизосомы
  2. хлоропласты
  3. тилакоиды
  4. граны
  5. вакуоли
  6. рибосомы

В фотосинтезе принимают участие хлоропласты и митохондрии. Для ответа на вопрос необходимо ознакомиться с их строением:

Митохондрия

Хлоропласт

Нам сразу подходит вариант 2) хлоропласты. Тилакоиды входят в состав хлоропластов, а граны- митохондрий.

Ответ: 234.


Вариант Б (поиск двух лишних вариантов ответа)

Все при­ведённые ниже процессы, кроме двух, можно отнести к матричным реакциям в клетке. Определите два процесса, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

  1. синтез РНК
  2. биосинтез белка
  3. хемосинтез
  4. фотолиз воды
  5. репликацию ДНК

Раз “матричные реакции», то они связаны с ДНК и РНК. Не стоит забывать, что они являются белками. К матричным реакциям, в таком случае, относятся: синтез РНК, репликация ДНК, биосинтез белка. Хемосинтез и фотолиз воды отношения к этому не имеют.

Ответ: 34.


Химический состав клетки

Здесь нужно знать все про липиды, жиры, белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, состав ДНК и РНК, макро-и микроэлементы, тогда все будет хорошо.

Вариант А (выбрать варианты ответа)

Какие функции выполняют в клетке молекулы углеводов и липидов?

  1. информационную
  2. каталитическую
  3. строительную
  4. энергетическую
  5. запасающую
  6. двигательную

Пройдемся по всем функциям. Информационная- ДНК и РНК. Есть даже информационная РНК.

Каталитическая функция присуща белкам. Все ферменты- белки, но не все белки- ферменты.

Строительная- соответствует углеводам и липидам. Вспомните про билепидный слой мембраны.

Энергетическая- однозначно да. Углеводы и липиды- источник энергии.

Запасающая- близко к энергетической, снова да.

Двигательная- функция белков.

Ответ: 345.


Вариант Б (выбрать лишнее)

Все при­ведённые ниже хи­ми­че­ские эле­мен­ты, кроме двух, яв­ля­ют­ся макроэлементами. Опре­де­ли­те два элемента, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

  1. цинк
  2. селен
  3. магний
  4. хлор
  5. фосфор

Макро- и микроэлементы нужно просто выучить.

Магний, фтор и фосфор относятся к макроэлементам.

Ответ: 12.