Задание №4 ЕГЭ по обществознанию


Выбор характеристик


Разбор задания №4 ЕГЭ по обществознаниюЧетвертое задание ЕГЭ по обществознанию, в отличие от предыдущих трех, относится к повышенному уровню сложности, зато в случае его правильного выполнения можно получить сразу 2 балла.

В условии предлагается несколько характеристик – обычно их бывает 5 или 6. Задача экзаменующегося – выбрать из них те, которые удовлетворяют определенному указанному условию: например, присущи определенным процессам или характеризуют какое-либо понятие. Обычно верными оказываются 3 варианта.

Несмотря на то, что 4 задание ЕГЭ по обществознанию относится к повышенному уровню сложности, получить за него максимальный балл не так трудно: достаточно внимательно прочитать задание, проанализировать данные варианты и записать их все в ответ. Однако, если вы плохо знаете ту тему, с которой связано условие, могут возникнуть проблемы; конечно, можно попробовать угадать ответ, но лучше как следует повторить теоретический материал.

2 балла можно получить, если все задание выполнено верно – то есть если в ответ записаны все нужные цифры: нет ни одной ошибки, лишней или недостающей цифры. Если же допущена одна ошибка – например, одна цифра указана неверно либо является лишней – можно получить 1 балл. В случае, если допущено более 1 ошибки, баллы за 4 номер ЕГЭ по обществознанию не ставятся.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание;
  2. Анализируем данные характеристики;
  3. Вспоминаем теорию, определяем, какие из них соотносятся с указанным в задании условием, а какие – нет; если сразу выделить нужные сложно – последовательно анализируем каждое данное высказывание и действуем методом исключения;
  4. Записываем номера подходящих характеристик в ответ.

Разбор типовых вариантов заданий №4 ЕГЭ по обществознанию


Первый вариант задания

Выберите верные высказывания о человеке и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.

  1. Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
  2. Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
  3. Человек наследует моральные нормы.
  4. Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
  5. Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Для начала прочитаем задание и все предложенные варианты, анализируя их по порядку. Первое высказывание верно, поскольку детство, взросление и старость – естественные, биологические процессы, которые пока еще не контролируются людьми. Со вторым высказыванием тоже сложно поспорить, а вот в третьем явно допущена ошибка: моральные нормы человек не наследует, а усваивает в процессе социализации, о чем, по сути, и сказано в предыдущем выражении.

Четвертое высказывание на первый взгляд может показаться довольно запутанным; здесь важно помнить о том, что социальная сущность выражается в общении и взаимодействии с другими людьми, и, исходя из этого, генетические факторы и способности не могут выражаться в социальной сущности. Пятое высказывание в определенной степени связано с четвертым, но построено иначе, и получается, что оно верно: ведь именно в ходе социальных взаимодействий люди обнаруживают свою склонность к тому или иному виду деятельности – например, выбирают для себя роль руководителя группы. Получилось, что верными являются высказывания под номерами 1, 2 и 5.

Ответ: 1, 2, 5.


Второй вариант задания

Выберите в списке высказывания, характеризующие процесс гуманитаризации образования, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.

  1. Введение в учебную программу курса по истории культуры.
  2. Учет индивидуальных интересов и особенностей учеников.
  3. Введение в учебный план технических специальностей курса по политологии.
  4. Введение в учебную программу курса второго иностранного языка.
  5. Компьютеризация образовательного процесса.

Прочитав условие, нужно вспомнить, что гуманитаризация образования предполагает повышение внимания к общекультурным компонентам в содержании образования и развития целостного духовного мира обучающихся. Первое высказывание – введение курса по истории культуры – как нельзя лучше соответствует цели гуманитаризации образования, следовательно, оно верно.

А вот учет индивидуальных особенностей учеников в данном случае не подойдет: ведь их не будут спрашивать, хотят ли они учить историю культуры или просто увеличивать долю гуманитарных предметов в своей программе. Это иллюстрирует следующее высказывание: введение курса по политологии, безусловно, расширит кругозор и общекультурный уровень учащихся технических специальностей: следовательно, 3 высказывание верно, а 2 – нет.

Изучение еще одного иностранного языка также вписывается в концепцию гуманитаризации образования, поэтому 4 высказывание верно. Компьютеризация образовательного процесса с гуманитаризацией не связана. Можно записать ответ:

Ответ: 1, 3, 4.


Третий вариант задания

Выберите в списке высказывания, характеризующие процесс гуманизации образования, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.

  1. Увеличение количества учебных предметов.
  2. Компьютеризация образовательного процесса.
  3. Учет индивидуальных интересов и особенностей учеников.
  4. Уделение особого внимания нравственному воспитанию учащихся.
  5. Развитие творческого потенциала учащихся.

Гуманизацию образования не следует путать с его гуманитаризацией; гуманизация – это система мер, которые направлены на приоритетное развитие и формирование личности обучающегося с учетом его интересов и особенностей. Зная это, нетрудно определить, какие высказывания являются верными: те, где говорится об учете особенностей учеников, необходимости их нравственного воспитания и развития творческого потенциала.

Проанализируем оставшиеся высказывания: увеличение количества учебных предметов не связано с гуманизацией образования, поскольку она теоретически может предполагать и уменьшение их общего количества, но более интенсивное изучение каких-либо дисциплин. Компьютеризация – отдельный процесс, который относится не к гуманизации, а к общему развитию образовательных технологий.

Ответ: 3, 4, 5.


Четвертый вариант задания

Выберите в списке события, отражающие проявления массовой культуры, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.

  1. Выставка французских импрессионистов.
  2. Премьера нового комедийного фильма.
  3. Концерт известной поп-группы.
  4. Переиздание детектива-бестселлера.
  5. Открытие международного конкурса скрипачей.

Прочитав задание, нужно вспомнить, что массовая культура создается для широких слоев населения, она понятна неподготовленным людям и приспособлена для очень значительного круга лиц. Ее отличает активное тиражирование и популярность среди большей части людей. Противоположностью ей является элитарная культура, которая непонятна неподготовленным людям и является культурой ограниченных слоев общества.

В приведенном списке яркими примерами массовой культуры являются премьера новой комедии, концерт известной поп-группы и переиздание бестселлера. Выставка французских импрессионистов интересна далеко не большинству граждан и относится к элитарной культуре для тех, кто разбирается в искусстве. То же можно сказать и о международном конкурсе скрипачей – концерты классической музыки не пользуются широкой популярностью и, опять же, относятся к элитарной культуре.

Ответ: 2, 3, 4.


Пятый вариант задания

Выберите в списке черты постиндустриального общества, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.

  1. Большая часть населения занята в сфере услуг.
  2. Роль компьютерных технологий в жизни общества становится все более заметной.
  3. Значительное влияние на развитие общества оказывают природные факторы.
  4. Энергосберегающие и «зеленые» технологии становятся все более популярны.
  5. Общественные отношения регулируются различными правовыми нормами.

Мы помним, что постиндустриальное общество также называют информационным; оно характеризуется большим развитием технологий, приоритетным значением информации, значительной ролью образования и сферы услуг, преобразованием окружающей среды. Зная это, можно сразу выделить подходящие характеристики: они даны под номерами 1, 2, 4.

Можно сказать, что пятое высказывание тоже является верным, поскольку регулирование общественных отношений в обществе происходит с помощью правовых норм; однако правовые нормы были характерны и для индустриального общества, а нам нужно выделить те черты, которые относятся только к постиндустриальному. Природные факторы уже не оказывают на развитие общества особого влияния, поскольку люди занимаются преобразованием природной среды.

Ответ: 1, 2, 4.


Шестой вариант задания

Выберите в списке характеристики, относящиеся к деятельности человека, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.

  1. Деятельность бывает материальной и духовной.
  2. Деятельность человека полностью определяется рефлексами.
  3. Примерами видов деятельности являются игра, труд, творчество.
  4. Деятельность животных, как и деятельность человека, обусловлена потребностью в изменении окружающей среды.
  5. Деятельность помогает человеку реализовать различные потребности, в том числе познавательные и духовные.

Деятельность – это определенная активность, которая порождается разнообразными потребностями и направлена на преобразование окружающего мира. Она бывает материальной (направленной на создание материальных вещей и ценностей) и духовной (направленной на создание научных, художественных ценностей); следовательно, первое высказывание верно. Деятельность людей не определяется рефлексами: она имеет определенные мотивы и цели, поэтому вторая характеристика не подходит.

Игра, труд, творчество – яркие примеры видов деятельности; также к ним можно отнести, например, общение и обучение. Третье высказывание верно. Деятельность людей носит созидательный и преобразовательный характер, а вот деятельность животных – нет; они могут только подстраиваться под окружающую среду, поэтому четвертая характеристика неверна. Осталось пятое высказывание, которое является верным: потребности лежат в основе формирования мотива деятельности и они могут быть самыми разными: от физиологических до социальных, познавательных и эстетических.

Ответ: 1, 3, 5.