Задание №4 ОГЭ по биологии


Царство Растения


Описание задания

В данном задании прежде всего нужно знать строение растения: надземную и подземную часть, зоны корня, поперечный срез стебля, знать про плоды и семена, про видоизмененные части растения, соцветия и листорасположения. Это минимум для успешной сдачи экзамена.

Тематика заданий: растения

Бал: 1

Сложность задания: ♦♦

Примерное время выполнения: 2 мин.


Разбор типовых вариантов заданий №4 ОГЭ по биологии


Корень

Вариант 4ОБ1

Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке под цифрой 1?

  1. боковой корень
  2. главный корень
  3. корневой волосок
  4. придаточный корень

Цифрой 1 отмечен боковой корень, особенностью которого является то, что он отрастает от побега.

Ответ: 1.


Вариант 4ОБ2

Рассмотрите внутреннее строение корня. Какой цифрой на рисунке обозначена структура, по которой происходит движение воды в стебель?

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Для выполнения этого задания нужно вспомнить зоны корня и его строение.

Корневой колпачок и верхушечная меристема отвечают за рост корня, а не за проведение чего-либо по его структурам. Значит, цифры 1 и 2 нам не подходят.

Эпидермис выполняет защитную функцию и не занимается проведением воды. Цифра 3 нам тоже не подходит.

А вот ксилема, она же древесина, проводит воду и минеральные вещества, растворенные в ней.

Ответ: 4.


Вариант 4ОБ3

Какой из изображённых органов растений является видоизменённым корнем?

Определим, что изображено на картинке:

  1. Клубень картофеля – видоизмененный побег
  2. Луковица – видоизмененный побег
  3. Корневище – видоизмененный побег
  4. Свекла, корнеплод, — видоизмененный корень.

Ответ: 4.


Вариант 4ОБ4

C:\Users\Ксенья\Desktop\get_file (6).png

На рисунке изображено микроскопическое строение корня. В какой из зон был сделан срез?

  1. проведения
  2. всасывания
  3. деления
  4. роста

Посмотрим на зоны корня:

C:\Users\Ксенья\Desktop\hello_html_6bb561eb.jpg

Отличительной особенностью зоны всасывания является то, в этой области присутствуют корневые волоски, которые мы видим на изображении из задания.

Ответ: 2.


Плоды и семена

Вариант 4ОБ5

Укажите растение, для которого характерно самостоятельное распространение плодов и семян.

  1. клён остролистный
  2. ландыш обыкновенный
  3. берёза бородавчатая
  4. бешеный огурец

Семена клена и березы распространяются ветром, а ландыш – животными. А вот бешеный огурец выстреливает свои семена.

Бешеный огурец

Ответ: 4.


Вариант 4ОБ6

При прорастании семян пшеницы проросток первое время получает питательные вещества из

  1. почвы
  2. семядоли
  3. эндосперма
  4. зародышевого корешка

Разберем варианты:

Почва и корешок. Первое время зародыш так слаб, что он не может получать достаточное количество питательных веществ из почвы, тем более из корешка, скорее, посредством корешка.

Семена получают питательные вещества эндосперма.

Ответ: 3.


Вариант 4ОБ7

Плод крестоцветного растения капусты огородной называют

  1. бобом
  2. коробочкой
  3. костянкой
  4. стручком

Плод крестоцветных — стручок.

Ответ: 4.


Вариант 4ОБ8

Укажите рисунок, на котором изображён сухой многосемянной плод.

Для начала отсеем сочные плоды. Очевидно, что это плод арбуза и помидора. Теперь у нас осталось два сухих плода. На картинке видно, что под цифрой 1 семя несколько, а 4 – один.

Ответ: 1


Вариант 4ОБ9

Укажите рисунок, на котором изображён плод ягода.

Используем таблицу с разновидностями плодов

Разновидности плодов

Разновидности плодов

Нам подходит томат, который обозначен цифрой 4.

Ответ: 4.


Стебель/лист

Вариант 4ОБ10

Почка — это

  1. конус нарастания
  2. зачаточный побег
  3. зачаточное растение
  4. пазуха листа

Почка – зачаток побега.

Ответ: 2.


Вариант 4ОБ11

Расположение листьев на побегах по нескольку в узле (три и более) называют

  1. очередным
  2. супротивным
  3. спиральным
  4. мутовчатым

Расположение листьев

Расположение листьев

Несколько в узле – мутовчатое расположение листьев.

Ответ:4.


Вариант 4ОБ12

По какой части древесного стебля происходит передвижение растворённых органических веществ из листьев ко всем органам?

  1. камбий
  2. сердцевина
  3. древесина
  4. луб

По ситовдным трубкам луба перемещается органика.

Ответ: 4.


Вариант 4ОБ13

Усики гороха посевного — это видоизменённые

  1. листочки сложного листа
  2. боковые побеги
  3. прилистники
  4. выросты побега

Примеры видоизмененных листьев:

  • Колючки барбариса
  • Колючки кактуса
  • Усики гороха
  • Усики огурца
  • Почечные чешуи
  • Хвоя сосны
  • Чешуи хвоща
  • Чешуи папоротника
  • Чешуи мать-и-мачехи
  • Сочные чешуи лука

Ответ: 1.


Вариант 4ОБ14

Какая ткань расположена между древесиной и лубом в стволе липы?

  1. покровная
  2. фотосинтезирующая
  3. образовательная
  4. основная

Строение стебля

Строение стебля

Между древесиной и лубом расположен камбий. Именно клетки камбия делятся и дают начало лубу и древесине. Так стебель утолщается. Камбий относится к типу образовательных тканей.

Ответ: 3.


Вариант 4ОБ15

Что происходит в листьях при дыхании?

  1. выделяется кислород
  2. поглощается углекислый газ
  3. образуются органические вещества
  4. расщепляются органические вещества

Дыхание растений не отличается от дыхания животных: они поглощают кислород и выделают углекислый газ. Просто сам процесс имеет свои особенности.

В результате, происходит расщепление органических веществ.

Ответ: 4.


Цветок

Вариант 4ОБ16

Рассмотрите рисунки, на которых изображены схемы соцветий. Под каким номером изображена схема сложного соцветия?

Для выполнения этого задания следует повторить типы соцветий.

Типы соцветий

Типы соцветий

Ответ:4.


Вариант 4ОБ17

C:\Users\Ксенья\Desktop\get_file (9).png

На рисунке изображена схема строения цветка. Какой буквой обозначена часть цветка, участвующая в половом размножении растений?

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г

В половом размножении растений принимают участие пестик и тычинки. На рисунке обозначены только тычинки. Они под буквой Г.

Ответ: 4.


Определить растение/ дать характеристику растению

Вариант 4ОБ18

C:\Users\Ксенья\Desktop\get_file (7).png

К какой группе относится растение, фрагмент которого представлен на фотографии?

  1. Водоросли
  2. Мхи
  3. Папоротникообразные
  4. Голосеменные

На фотографии изображена нитчатая водоросль. Ее можно узнать по одинаковым клеткам, выстроенным по прямой.

Нитчатая водоросль

Нитчатая водоросль

Ответ: 1.


Вариант 4ОБ19

C:\Users\Ксенья\Desktop\get_file (8).png

К какой группе относится растение, фрагмент которого представлен на фотографии?

  1. Водоросли
  2. Мхи
  3. Папоротникообразные
  4. Голосеменные

На картинке изображен известный мох – маршанция полиморфа.

Маршанция полиморфа

Маршанция полиморфа

Ответ: 2.


Вариант 4ОБ20

К какому отделу растений относится улотрикс?

  1. Бурые водоросли
  2. Зелёные водоросли
  3. Мхи
  4. Папоротникообразные

Улотрикс — водоросль.

Улотрикс

Улотрикс

Ответ: 1.


Вариант 4ОБ21

Какая из перечисленных водорослей наиболее часто используется человеком в пищу?

  1. хламидомонада
  2. хлорелла
  3. ламинария
  4. эвглена

Большой популярностью пользуется ламинария. Чего с ней только не делают:

Ответ: 3.


Прочие вопросы

Вариант 4ОБ22

Какова главная функция хлорофилла в растениях?

  1. выделение углекислого газа
  2. поглощение энергии света
  3. защита растений от грибковых и вирусных болезней
  4. превращение листьев растений в ядовитые для насекомых-вредителей

Хлорофилл участвует в процессах фотосинтеза. Он необходим для поглощения энергии света.

Ответ: 2.


Вариант 4ОБ23

Какая из перечисленных частей папоротника щитовника относится к спорофиту?

  1. ризоиды
  2. заросток
  3. вайя
  4. яйцеклетка

Яйцеклетка не подходит сразу, т.к. это не часть папоротника.

Ризоиды – аналог корней, вопрос про надземную часть растения.

У заростка гаплоидный набор хромосом, он является гаметофитом.

Преобладающий спорофит – знакомый нам вид растения – папоротник, у которого мы видим вайи, на которых впоследствии развиваются спорангии со спорами.

Папоротник

Папоротник

Ответ: 3.

Ксения Алексеевна

Автор разборов ОГЭ и ЕГЭ по биологии, модератор многих разделов сайта. Студентка 3 курса бакалавриата направления "биология" БФУ им.Канта. К экзамену готовилась своими силами, поступила на бюджет в первую волну. Считаю определенным плюсом изучения биологии то, что чем больше узнаешь, тем больше видишь вокруг и на себя смотришь уже по-другому.