Задание №5 ЕГЭ по биологии


Жизненный цикл клетки


Пятому заданию по биологии соответствует раздел кодификатора «5. Организм человека и его здоровье», который включает в себя 6 пунктов:

5.1 Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов.

5.2 Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорнодвигательной, покровной, кровообращения, лимфооттока. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.

5.3 Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

5.4 Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

5.5 Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

5.6 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.


Разбор типовых заданий №5 ЕГЭ по биологии


Прочитав все темы, можно прийти в ужас, но не нужно паниковать. На самом деле, все эти темы не входят в само задание, но знать их все же придется для успешной сдачи экзамена.

Сайт «Решу ЕГЭ» предлагает деление заданий на 4 типа:

  1. Жизненный цикл клетки/митоз/мейоз
  2. Строение клетки
  3. Химический состав клетки
  4. Метаболизм/Фотосинтез/Биосинтез/Энергетический обмен

Кроме этого деления, можно разбить задания на подгруппы по видам, что мы сделаем для удобства и лучшего ознакомления с материалом.


Жизненный цикл клетки/митоз/мейоз

Особенность деления — вид деления

Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом. 

ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО ДЕЛЕНИЯВИД ДЕЛЕНИЯ
A) в результате деления появляются 4 гаплоидные клетки

Б) обеспечивает рост органов

B) происходит при образовании спор растений и гамет животных

Г) происходит в соматических клетках

Д) обеспечивает бесполое размножение и регенерацию органов

Е) поддерживает постоянство числа хромосом в поколениях

1) митоз

2) мейоз

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ

Это задание можно выполнить, даже не зная толком, ни митоза, ни мейоза. Во-первых, нужно понимать, что в результате мейоза появляются половые клетки, а митоза — соматические. Во-вторых, в результате митоза, как простого деления, появляется 2 генетически идентичные клетки, а в результате мейоза- 4 с различным генетическим материалом, который достается в случайном порядке в наследство от материнской и отцовской особей.

Вернемся от наших рассуждений про митоз и мейоз к самому заданию.

А) 4 гаплоидных клетки. Мы даже в данном случае можем не вспоминать, гаплоидны наши клетки или диплоидны, обратим внимание на самое явное — количество. 4 клетки, это может быть только мейоз.

Б) Рост органов. Его обеспечивают соматические клетки. Значит, за это отвечает деление-митоз.

В) Споры растений или гаметы животных. Нам, как животным, естественно, ближе животные. Гаметы — половые клетки, которые сливаются, из них получается зигота, из нее развивается зародыш. Раз гаметы, значит, мейоз.

Г) Соматические клетки. Митоз.

Д) Бесполое размножение и регенерация органов. На начальном этапе подготовки мы можем ничего не знать о бесполом размножении, но нам наверняка знакомо понятие «регенерация». Очень ярким примером является краб. Он настолько крут, что может регенерировать не на каком-нибудь клеточном уровне, а на уровне ткани, ведь может отрастить в случае потери себе новую клешню! А в клешне у него соматические клетки. Снова приходим к митозу.

Е) Постоянство числа хромосом в поколениях. Как появляются поколения? Естественно, в результате размножения. К размножению причастен однозначно мейоз.

Запишем результат наших умозаключений в таблицу. Внимательно посмотрите, какая цифра обозначает какое деление.

АБВГДЕ
212112

Ответ: 212112.


События при делении и вид деления

Установите соответствие между событиями, происходящими с ядрами клеток в митозе и мейозе. 

СОБЫТИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ ПРИ ДЕЛЕНИИСПОСОБЫ ДЕЛЕНИЯ КЛЕТОК
А) образование бивалентов

Б) образование диплоидных клеток

В) в анафазе у полюсов клетки образуются однохроматидные дочерние хромосомы

Г) происходит кроссинговер

Д) содержание генетического материала не изменяется

Е) в анафазе происходит расхождение двухроматидных хромосом к полюсам клетки

1) митоз

2) мейоз I

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ

Прочитаем все варианты и попробуем начать с очевидного.

Мы знаем, что при митозе появляются 2 идентичные материнской клетки, значит, генетический материал не изменяется, поэтому вариант Д соответствует митозу.

Клетки, получающиеся в результате митоза, так как они идентичны материнской- диплоидны, Б — митоз.

Теперь факт для кого-то старый, для кого-то новый: митоз происходит в 1 этап, а мейоз — в 2, кроме того, митоз — простое деление, при нем не происходит никаких интересных процессов.

Кроссинговер. Слово жуткое, наверняка сложный процесс. Все, что сложно — мейоз. И кроссинговер, и конъюгация.

  • Конъюгация — сближение сестринских хромосом.
  • Кроссинговер — обмен гомологичными участками сестринских хромосом.

Соответственно, Г —  мейоз.

Понятие «бивалент» относится исключительно к мейозу. Бивалент- хромосома, состоящая из двух сестринских хроматид, соединенных центромерой. А — мейоз.

Для того, чтобы быстро разобраться с вариантами В) и Е) лучше посмотреть на схему митоза и мейоза:

В анафазе митоза к полюсам расходятся однохроматидные хромосомы, а при мейозе I – двухроматидные, однохроматидными они станут на втором этапе деления. В) митоз, Е)мейоз.

АБВГДЕ
211212

Ответ: 211212.


Стадия деления и процесс

Установите соответствие между процессами, происходящими на разных стадиях жизненного цикла клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ПРОЦЕССЫСТАДИИ
А) интенсивный обмен веществ

Б) спирализация хромосом

В) удвоение количества органоидов

Г) образование веретена деления

Д) расположение хромосом по экватору клетки

Е) репликация ДНК

1) интерфаза

2) митоз

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами 

АБВГДЕ

Итак, для начала, даже не вдаваясь в подробности вспомним о том, что из себя представляет интерфаза. Базовым знанием будет являться то, что интерфаза предшествует клеточному делению. Что же касается длительности- времени она занимает больше, чем само клеточное деление. Теперь, опираясь на эти факты будем рассуждать:

Во-первых, в эту фазу ничего не делится, ведь она является фазой-предшественником.

Во-вторых, для деления явно нужна энергия. Вообще, в подготовку входит всякого рода синтезы.

Попробуем начать.

Интенсивный обмен веществ- исходя из наших рассуждений о том, что для деления нужна энергия, а интерфаза- это подготовка, то отнесем этот вариант к интерфазе.

Кроме синтезов, сюда же отнесем все удвоения или же репликации. К интерфазу так же допишем варианты В) и Е).

Остальное относится к митозу, а именно:

Спирализация хромосом- профаза.

Образование веретена деления- конец профазы- начало метафазы.

Хромосомы на экваторе клетки- метафаза.

АБВГДЕ
121221

Ответ:121221.

И вот схемка, на которой все понятно написано, она же чаще всего и напечатана в учебниках биологии 10-11кл Картинки по запросу митоз

И также для наглядности длительности интерфазы добавим еще пару схем. Картинки по запросу интерфаза Картинки по запросу интерфаза


Процесс и изображение фазы

Очевидно, что для выполнения этого задания было бы неплохо не только выучить формулы по стадиям деления, но уметь представить сам процесс. Возможно, это может показаться сложным, но если Вы уже ознакомлены с митозом и мейозом, уже сделали несколько заданий и поняли основные принципы, то бояться нечего.

Установите соответствие между процессами и фазами митоза, изображёнными на рисунках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫФАЗЫ МИТОЗА
А) расхождение центриолей к полюсам

клетки

Б) укорачивание нитей веретена деления

В) присоединение нитей веретена деления

к хромосомам

Г) выстраивание хромосом в одной

плоскости

Д) спирализация хромосом

Е) движение хромосом к полюсам клетки

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=32718

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

АБВГДЕ

Бывает так, что по рисунку сложно понять, какая фаза изображена. Ничего страшного, ведь вариантов у нас ограниченное количество, и можно вначале перечитать процессы, происходящие в фазу, потом понять, к каким фазам они относятся, а уже потом соотносить их с рисунком. Если попался суперудачный рисунок, то можно сразу соотносить.

Пожалуй, пойдем с конца:

  • Движение хромосом к полюсам клетки, т.е их расхождение. Это анафаза
  • Спирализация хромосом — профаза.
  • Выстраивание в одной плоскости — метафаза.

Присоединение нитей веретена деления к хромосомам. Предыдущие три варианта были очевидны. Здесь придется вспомнить схему. Прикрепление нитей- метафаза

Укорачивание нитей веретена деления. Когда они могут укорачиваться? Тогда, когда хромосомы стягиваются к полюсам. Значит, это анафаза.

Расхождение центриолей к полюсам. В метафазе и анафазе, как мы уже заметили, нити веретена деления уже прикреплены. От центриолей достраиваются нити веретена деления. Следовательно, это может быть только профаза.

Теперь, когда мы определили фазы, которые у нас спрашиваются, вернемся к рисункам. Самое очевидное- метафаза. Хромосомы на экваторе клетки.

Расхождение хроматид- анафаза, она изображена на третьем рисунке.

Ну и последнее- профаза. Мы еще видим ядерную оболочку, так что, видимо, это ранняя стадия, это не должно смущать.

АБВГДЕ
132213

Ответ:132213


Строение клетки

Установление соответствий клеточной структуры и ее функции

Установите соответствие между структурами клеток и их функциями. 

ФУНКЦИИСТРУКТУРА КЛЕТОК
А) синтез белков

Б) синтез липидов

В) разделение клетки на отделы (компартменты)

Г) активный транспорт молекул

Д) пассивный транспорт молекул

Е) формирование межклеточных контактов

1) клеточная мембрана

2) ЭПС

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

АБВГДЕ

Странная аббревиатура ЭПС — Эндоплазматическая сеть. Приставка «Эндо-» обозначает то, что она находится внутри. Исходя из вариантов представим себе клетку из мембраны и сети внутри.

Прикинем варианты ответов:

Пока пропустим все синтезы, о них подумаем и узнаем потом.

Разделение клетки на отделы. Очевидно, что это деление внутри клетки. Видимо, это ЭПР.

Активный или пассивный транспорт молекул. Кроме барьерной функции, мембрана еще и отвечает за транспорт веществ, как активный, так и пассивный. Казалось бы, мембрана такая устойчивая структура, но не стоит забывать о фаго- и пиноцитозе (захват мембраной твердых и жидких частиц)

Одно из свойств клеточной мембраны — выборочная проницаемость.

Формирование межклеточных контактов. Сделаем наше представление о клетке еще проще. Представим себе ткань, не важно какую. Много маленьких клеточек, которые соприкасаются своими мембранами и взаимодействуют между собой. Таким образом, в формировании межклеточных контактов участвует именно мембрана.

Вернемся к синтезу. Просто порассуждаем снова. Мембрана — это лишь оболочка клетки, структура, безусловно, важная, но именно внутри клетки, внутри мембраны находятся органоиды, каждый из которых выполняет свою функцию. Вероятнее всего, за синтезы и прочие сложные вещи будет отвечать органоид, а не мембрана, поэтому, за синтез белка и липидов отвечает ЭПР.

АБВГДЕ
222111

Ответ: 222111.

Функции органоидов нужно учить и понимать, только тогда это задание можно будет выполнять без проблем.

Функции органоидов клетки

Функции органоидов клетки

Есть подобное задание, но с тремя структурами, к чему тоже нужно быть готовым.

Установите соответствие между функцией органоида клетки и органоидом, выполняющим эту функцию. 

ФУНКЦИЯОРГАНОИД
A) секреция синтезированных веществ

Б) биосинтез белков

B) расщепление органических веществ

Г) образование лизосом

Д) формирование полисом

Е) защитная

1) аппарат Гольджи

2) лизосома

3) рибосома

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ

Обратимся к таблице выше.

Обычно не вызывают трудностей лизосомы. Они отвечают за внутриклеточное пищеварение. Это такие пузырьки с ферментами внутри. Они поглощают твердую частичку или каплю и переваривают ее. И вышедшие из строя органоиды они тоже уничтожают. Нам точно подходит вариант с расщеплением органических веществ. Вообще, лизосомы- маленькие разрушители, так что варианты с синтезом, формированием и прочим нам не походят. А вот защитить клетку они могут, переварив что-то нежелательное.

Если вы уже ознакомились с темой про ДНК, РНК, то должны были слышать про существование рибосомальной РНК. Как раз-такие за биосинтез белка отвечают рибосомы, процесс носит название «трансляция» или же переписывание информации с ДНК на РНК.

Осталось три варианта: начнем говорить про полисомы и про секрецию. Это не относится к лизосомам, так как не носит разрушительный характер. Обратимся к слову «полисомы». Приставка поли- значит много или сложный, есть еще часть «сомы», ее мы также встречаем в словах «лизосомы» и «рибосомы», больше нигде. Логично предположить, что относятся полисомы к рибосомам. Полисома- это комплекс рибосом.

Осталось еще образование лизосом. Сами себя они не образуют, рибосомы отвечают только за синтез белка, значит, задействован комплекс Гольджи.

Что же касается секреции, то это функция комплекса Гольджи.

АБВГДЕ
132132

Ответ:132132.


Структура — функция (работа с изображениями)

Установите соответствие между функциями клеточных структур и структурами, изображёнными на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИСТРУКТУРЫ
А) осуществляет активный транспорт веществ

Б) изолирует клетку от окружающей среды

В) обеспечивает избирательную проницаемость веществ

Г) образует секреторные пузырьки

Д) распределяет вещества клетки по органеллам

Е) участвует в образовании лизосом

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=27970

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ

Итак, если с заданиями с рисунками про фазы можно сомневаться, то про органоиды сомнений быть не должно, здесь все предельно однозначно. Конечно же, нужно ознакомиться с рисунками.

На первой картинке изображена мембрана, которую легко узнать по билипидному слою, а на второй- комплекс Гольджи, состоящий из продолговатых цистерн.

Мембрана защищает и осуществляет транспорт.

Комплекс Гольджи отвечает как бы за пищеварение клетки, но не участвует в непосредственном расщеплении.

Перейдем к ответам:

Транспорт веществ — мембрана.

Изоляция клетки — мембрана.

Избирательная проницаемость – мембрана.

Секреторные пузырьки – комплекс Гольджи.

Распределение веществ- комплекс Гольджи.

Лизосомы – комплекс Гольджи.

АБВГДЕ
111222

Ответ: 111222.

Схема строения животной клетки

Схема строения животной клетки

Достаточно красочное изображение животной клетки. Не нужно пугаться, не все с картинки необходимо знать выпускнику школы. Рассмотрите органоиды, перечисленные в предыдущей схеме с функциями.


Структура клетки — признак

Установите соответствие между названием органоидов и наличием или отсутствием у них клеточной мембраны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНОИДЫНАЛИЧИЕ МЕМБРАНЫ
А) вакуоли

Б) лизосомы

В) клеточный центр

Г) рибосомы

Д) пластиды

Е) аппарат Гольджи

1) мембранные

2) немембранные

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

АБВГДЕ

Мембранные и немембранные органоиды нужно только выучить, никак по-другому не получится. Не отчаивайтесь, это не так сложно:

Классификация органоидов

Классификация органоидов

Начать учить лучше с немембранных. Все, что связано с клеточным делением относится к немембранным органоидам.

Двумембранные: ядро и то, что связано с энергетической функцией.

Все остальное- одномембранные.

АБВГДЕ
112211

В задании нет ответа «двумембранные», что упрощает задачу. К немембранным относятся рибосомы и клеточный центр, все остальное – мембранные.


Тип клетки — особенность

Установите соответствие между особенностями клеток их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ОСОБЕННОСТЬТИП
А) клеточная стенка состоит из хитина

Б) может содержать хлоропласты

В) запасает углеводы в виде крахмала

Г) не способна к самостоятельному актив-

ному передвижению

Д) гетеротрофный тип питания

Е) синтезирует органические вещества из

углекислого газа и воды

1) грибная

2) растительная

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

АБВГДЕ

Задание на сравнение растительной и грибной клетки — достаточно популярное, так что его полезно знать.

Допустим, вы ничего не знаете про грибы, тогда будем работать методом исключения. Растения более наглядны и чаще встречаются в жизни.

Итак, хитин. Хитиновый покров есть у членистоногих ракообразных, но есть ли он у растений? Клеточная стенка растения состоит из целлюлозы, уж слово «целлюлоза» встречается постоянно. Хитин входит в клеточную стенку грибов.

Хлоропласты. Про них все знают с начальной школы. Зеленый цвет дают именно они. Относится к растениям.

Углеводы в виде крахмала. Должен быть известен картофельный крахмал. Его добывают из клубней картофеля, они являются частью подземного побега или, грубо говоря, корня. Клубни- видоизмененное корневище. Относится к растениям.

Активное передвижение клетки, что-то странное, казалось бы. Не стоит забывать об одноклеточных водорослях, которые как раз-таки способны к активному передвижению, для чего у них есть различные жгутики и реснички.

Гетеротрофный тип питания означает, что пища как бы уже готова к употреблению, для того, чтобы насытиться не нужно делать никакие химические реакции, ждать, пока пройдут сложные процессы. Грибы и животные- гетеротрофы, а вот растениям необходимо совершить фотосинтез, чтобы добыть энергию.

Про фотосинтез как раз-таки и говорится в последнем пункте.

АБВГДЕ
122112

Ответ: 122112.


Химический состав клетки

Звучит пугающе, но задания не так страшны, как формулировка.

Соотнесение класса органических веществ и функции в клетке

Установите соответствие между классами органических веществ и выполняемыми ими функциями в клетке.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВАВЕЩЕСТВА
A) запасание энергии

Б) сигнальная

B) хранение генетической информации

Г) перенос энергии

Д) входит в состав клеточных стенок и мембран

Е) реализация генетической информации (синтез белка)

1) углеводы

2) нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК)

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

АБВГДЕ

Для начала вспомним какие вообще есть классы органических веществ в клетке.

Это белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Белки, жиры и углеводы являются источниками энергии, но у них есть и более локальные функции:

БелкиЖирыУглеводыНуклеиновые кислоты
Структурная++
Энергетическая+++
Защитная++
Ферментативная+
Двигательная+
Транспортная+
Регуляторная+
Рецепторная+
Хранение и передача ген.информации+
Биосинтез белка+

Выберем вначале то,что относится к нуклеиновым кислотам: биосинтез белка и хранение генетической информации.

Остальное — углеводы.

PS: сигнальная и рецепторная функция — одно и то же. Совет: почитайте про гликокаликс, может пригодится.

АБВГДЕ
112112

Отдельные представители из класса органических веществ и их особенности

Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами: 

ОСОБЕННОСТИВИДЫ
А) мономер

Б) полимер

В) растворимы в воде

Г) не растворимы в воде

Д) входят в состав клеточных стенок растений

Е) входят в состав клеточного сока растений

1) целлюлоза

2) глюкоза

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

АБВГДЕ
[/su_note]

Целлюлоза и глюкоза относятся к углеводам. При слове глюкоза вспоминается сладкое, а целлюлоза — бумага. Глюкоза- простой углевод, из нее строятся более сложные, например, крахмал и так же целлюлоза.

Пройдемся по ответам:

Глюкоза — мономер, а целлюлоза — полимер. Это нужно учить.

Растворимость в воде. Сахар прекрасно растворяется в воде. Глюкоза растворима.

Растворима ли целлюлоза? Если бы это было так, до деревья и другие растения буквально бы таяли от дождя. Целлюлоза не растворяется в воде.

Целлюлоза входит в состав клеточных стенок растений, а глюкоза- клеточного сока. Если подумать о деревьях, то те, кто пили березовый сок непосредственно от березы должны узнать: это из-за глюкозы он такой сладенький.

АБВГДЕ
212112

Ответ: 212112.


Химические вещества клетки и их функции

Установите соответствие между характеристикой химического вещества и веществом в организме человека. 

ФУНКЦИИ ВЕЩЕСТВХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
А) специфичные катализаторы химических

реакций

Б) представлены только белками

В) бывают белковой и липидной природы

Г) необходимы для нормального обмена

веществ

Д) выделяются непосредственно в кровь

Е) в основном поступают вместе с пищей

1) ферменты

2) гормоны

3) витамины

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

АБВГДЕ

Разберемся для начала в веществами:

Ферменты ускоряют скорость химической реакции. Есть одно правило: все ферменты — белки, но не все белки ферменты.

Гормоны. Тема сложная, с ней близко познакомитесь, когда изучите анатомию, гуморальную регуляцию и иммунитет. Вообще, нельзя обобщить функции гормонов, но они необходимы для нормального развития, связаны со многими системами организма.

Витамины. Так же необходимы для нормального развития. Недостаток некоторых витаминов может привести к очень серьезным болезням, самые известные: рахит и цинга.

На основе таких простых знаний попробуем ответить на вопрос:

Катализаторы — ферменты.

Представлены только белками — ферменты.

Поступают вместе с пищей только витамины. С детства рассказывают про витамины в овощах и фруктах.

Бывают белковой и липидной природы гормоны.

В кровь выбрасываются именно гормоны. Вспомните адреналин- гормон надпочечников. Когда при страхе или в критической ситуации человека пробирает с ног до головы. Это все выброс гормона в кровь.

Нормальный обмен веществ. Здесь причастны именно витамины.

АБВГДЕ
112323

Ответ: 112323.


Метаболизм/Фотосинтез/Биосинтез/Энергетический обмен

Признак обмена веществ и этап

Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами. 

ПРИЗНАКИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВЭТАПЫ
А) Вещества окисляются

Б) Вещества синтезируются

В) Энергия запасается в молекулах АТФ

Г) Энергия расходуется

Д) В процессе участвуют рибосомы

Е) В процессе участвуют митохондрии

1) Пластический обмен

2) Энергетический обмен

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ

Пластический обмен (ассимиляция, анаболизм, биосинтез) – это когда из простых веществ с затратой энергии образуются (синтезируются) более сложные. Пример:

При фотосинтезе из углекислого газа и воды синтезируется глюкоза.

Энергетический обмен (диссимиляция, катаболизм, дыхание) – это когда сложные вещества распадаются (окисляются) до более простых, и при этом выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности. Пример:

В митохондриях глюкоза, аминокислоты и жирные кислоты окисляются кислородом до углекислого газа и воды, при этом образуется энергия (клеточное дыхание).

Слово «пластилин» похоже на слово «пластический». Представим себе пластический процесс, как раз-таки как работу с пластилином, чтобы было проще запоминать. Итак, из пластилина мы делаем или же синтезируем сложную фигурку из просты деталей. Мы очень стараемся, поэтому тратим энергию. Притом

Энергетический обмен: сложные соединения распадаются до простых, энергия запасается, чтобы потом ее потратить на процессы жизнедеятельности.

Исходя из определений, синтез относится к пластическому обмену, а окисление- к энергетическому.

Энергия расходуется при пластическом обмене, а запасается- при энергетическом.

В рибосомах происходит биосинтез белка. Синтез относится к пластическому типу обмена, а вот окисление происходит в митохондриях.

АБВГДЕ
212112

Ответ: 212112.


Разные клетки и тип питания

Установите соответствие между видом клеток и его способностью к фагоцитозу. 

ВИД КЛЕТОКСПОСОБНОСТЬ К ФАГОЦИТОЗУ
А) амёба

Б) лейкоциты

В) хлорелла

Г) мукор

Д) инфузория

Е) хламидомонада

1) способны

2) не способны

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

АБВГДЕ

Порассуждаем: кто способен к фагоцитозу. У растений и грибной клеточная стенка жесткая, она просто не способна образовывать впячивания, как мембрана животной клетки.

Амеба – одноклеточное животное, способное к фагоцитозу.

Лейкоциты – форменные элементы крови, которые борются за иммунитет путем фагоцитоза.

Хлорелла – одноклеточная водоросль. Растения не способны к фагоцитозу.

Мукор – гриб. Грибы не способным к фагоцитозу.

Инфузория – одноклеточное животное, к фагоцитозу способна.

Хламидомонада – одноклеточная водоросль. К фагоцитозу не способна.

АБВГДЕ
112212

Ответ: 112112.


Фазы фотосинтеза

Установите соответствие между характеристикой и фазой фотосинтеза. 

ХАРАКТЕРИСТИКАФАЗА ФОТОСИНТЕЗА
А) фотолиз воды

Б) фиксация углекислого газа

В) расщепление молекул АТФ

Г) синтез молекул НАДФ · 2Н

Д) синтез глюкозы

1) световая

2) темновая

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

АБВГД

Фазы фотосинтеза нужно только учить, здесь никак не порассуждаешь и не прикинешь.

Фазы фотосинтеза

Фазы фотосинтеза

Итак, расщепление воды в световую фазу по-другому можно назвать фотолизом воды.

Фиксация СО2=восстановление СО2.

В темновую фазу АТФ тратится, а в световую- запасается.

НАДФ*Н синтезируется в световую фазу.

В темновую фазу синтезируются углеводы, в том числе- глюкоза.

АБВГД
12212

Ответ: 12212.