Задание №5 ЕГЭ по обществознанию


Установление соответствий


Разбор задания №5 ЕГЭ по обществознаниюПятое задание из ЕГЭ по обществознанию относится к базовому уровню сложности; в нем необходимо устанавливать соответствия между различными приведенными понятиями – определять, какой пример или характеристика соответствует тому или иному определению.

В некоторых вариантах требуется соотносить термины и их значения, в некоторых – примеры и те понятия, которые они иллюстрируют. Как правило, приведенные фразы и термины относятся к тематическим разделам «Человек и общество» и «Социальные отношения», которые традиционно считаются более легкими, чем «Экономика» или «Право».

Задание относится к базовому уровню сложности, однако будет сложно выполнить его без хорошего знания теоретического материала – ведь попавшийся номер может быть связан с любым его аспектом: от видов социальных статусов до уровней познания.

Если задание выполнено полностью верно, за него ставится 2 балла. При наличии одной ошибки можно рассчитывать только на 1 балл, а если ошибок две и более, баллы за 5 задание ЕГЭ по обществознанию не ставятся.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание;
  2. Анализируем приведенные в нем позиции;
  3. Вспоминаем теорию по теме задания и по порядку определяем соответствия между позициями; в случае затруднений действуем методом исключения, расставляя сначала те номера, в отношении которых есть полная уверенность;
  4. Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов заданий №5 ЕГЭ по обществознанию


Первый вариант задания

Установите соответствие между типами общества и их отличительными признаками: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИТИПЫ ОБЩЕСТВА
А) Развитие высоких технологий

Б) Механизация промышленного производства

В) Выдвижение сферы услуг на первый план

Г) Натуральный характер хозяйства

Д) Общинный уклад, коллективизм

  1. Традиционное (аграрное)
  2. Индустриальное
  3. Информационное (постиндустриальное)

Ответы занесите в таблицу

АБВГД

Чтобы не запутаться, лучше по порядку рассматривать данные отличительные признаки. Развитие высоких технологий, без сомнений, относится к информационному обществу. Механизация промышленного производства – яркая черта индустриального общества. Сфера услуг выдвигается на первый план при информационном типе общества, а натуральный характер хозяйства и общинный уклад характерны для традиционного общества. Как видно, формулировки отличительных признаков даны очень четко, поэтому и выполнить данное задание совсем нетрудно – конечно, при наличии хотя бы базовых знаний по этой теме. Итак, ответ:

АБВГД
32311

Второй вариант задания

Установите соответствие между формами социальной мобильности и приведенными примерами; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
А) Преподаватель университета защитил диссертацию, после чего перешел на должность доцента.

Б) Начальник почтового отделения в связи с семейными обстоятельствами перешел на должность оператора.

В) Сотрудник банка перевелся в новое отделение той же банковской сети, открывшееся рядом с его домом.

Г) Учитель географии переехал из небольшого города Самарской области в Москву и устроился в столичную школу.

Д) Участникам успешной военной операции были присуждены внеочередные воинские звания.

  1. Нисходящая
  2. Горизонтальная
  3. Восходящая

Ответы занесите в таблицу

АБВГД

Вспомнив, что нисходящая и восходящая мобильности – виды вертикальной мобильности, во время которой имеет место быть перемещение из одного социального слоя в другой, начинаем действовать по порядку. Преподаватель стал доцентом – эта должность выше, соответственно, перед нами пример восходящей социальной мобильности. А вот то, что начальник стал работать только оператором – нисходящая мобильность. В 3 примере мы видим горизонтальную мобильность – сотрудник просто перевелся в другое отделение, сохранив свою должность (считаем, что сохранил, поскольку в условии не сказано иное). С первого взгляда может показаться, что и в 4 примере горизонтальная мобильность: ведь учитель устроился в другую школу и продолжил преподавать географию. Однако здесь играет роль смена места жительства: переезд из провинциального городка в столицу, поэтому и мобильность будет восходящая. К восходящей мобильности относится и ситуация под номером 5 – присуждение внеочередных воинских званий. Запишем ответ:

АБВГД
31233

Третий вариант задания

Установите соответствие между видами девиантного поведения и приведенными примерами; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
А) Ученик 6 класса собирает коллекцию марок.

Б) Медсестра в свободное время берет уроки живописи.

В) Футбольный болельщик затеял драку на стадионе.

Г) 16-летний молодой человек интересуется историей и посещает лекции известных историков, организуемые в городе.

Д) Граждане злоупотребили алкоголем и шумно вели себя на пляже, не реагируя на замечания.

  1. Позитивное
  2. Негативное

Ответы занесите в таблицу

АБВГД

Как мы знаем, негативное девиантное поведение вызывает осуждение окружающих и может даже нанести ущерб другим людям; позитивное девиантное поведение просто не соответствует определенным стандартам, принятым нормам – многие воспринимают его как что-то необычное, но не осуждают.

Собирание марок, о котором говорится в первом примере – довольно необычное хобби для школьника, однако люди вряд ли станут его осуждать. То же можно сказать и про медсестру, берущую уроки живописи – это необычно, но ни в коем случае не плохо. А вот драка на стадионе – яркий пример негативного девиантного поведения. Посещение лекций – тоже довольно нестандартное, но позитивное поведение. Ну и пример о шумном поведении, без сомнений, относится к негативному поведению. Ответ:

АБВГД
11212

Четвертый вариант задания

Установите соответствие между уровнями научного познания и их характеристиками; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИУРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) Выдвижение гипотез.

Б) Объяснение сущности изучаемых явлений.

В) Проведение научного эксперимента.

Г) Выявление закономерностей, по которым происходят изучаемые процессы.

Д) Проведение наблюдения за каким-либо явлением.

  1. Теоретический
  2. Эмпирический

Ответы занесите в таблицу

АБВГД

Теоретический уровень научного познания основывается на различных предположениях, суждениях, выводах, умозаключениях; эмпирический предполагает ориентацию на чувственное познание – на что-то видимое, происходящее, наблюдаемое. Выдвижение гипотез, объяснение сущности изучаемых явлений и выявлений различных закономерностей – стадии теоретического познания. А вот проведение наблюдения и эксперимента – яркие примеры эмпирического познания. Данный вариант задания довольно легкий, главное – помнить, что все практические действия связаны с эмпирическим уровнем познания. Заполняем таблицу:

АБВГД
11212

Пятый вариант задания

Установите соответствие между приведенными примерами и видами межличностных отношений; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
А) Друзья преподают в одном вузе и после работы нередко обедают вместе.

Б) Профессор выступает с лекцией перед студентами.

В) Журналист проводит интервью с главным врачом городской больницы.

Г) Семьи, живущие в соседних квартирах, несколько раз в месяц вместе посещают театр.

Д) Представители разных организаций участвуют в ярмарке вакансий и разговаривают с соискателями.

  1. Личные
  2. Официальные

Это задание тоже совсем несложное, ведь мы помним, что официальные отношения отличаются от личных тем, что регламентируются определенными нормами и складываются в силу определенных должностных обязанностей людей. Можно легко определить, что к личным отношениям относится то, что друзья обедают вместе (несмотря на то, что они работают в одном вузе, в примере говорится о совместном времяпрепровождении в нерабочее время) и посещение театра семьями-соседями. А вот профессор, читающий лекцию, журналист, берущий интервью, и представители организаций, участвующие в ярмарке, осуществляют взаимодействие с людьми в силу своих рабочих обязанностей – между ними складываются официальные межличностные отношения. Ответ:

АБВГД
12212

Шестой вариант задания

Установите соответствие между приведенными характеристиками и типами экономических систем; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
А) Свобода предпринимательской деятельности.

Б) Наличие конкуренции между большим количеством производителей.

В) Применение принципа уравнительного распределения.

Г) Господство государственной собственности.

Д) Свободное ценообразование.

  1. Плановая
  2. Рыночная

Как правило, типы экономических систем запоминаются очень хорошо: плановая экономика связана с большим участием государства, применением планирования и централизованного ценообразования, отсутствием предпринимательства и большим весом государственного сектора, а рыночная характеризуется не столь значительным участием государства, наличием предпринимательства, большого числа производителей и конкуренцией между ними. Исходя из этого, можно определить, что свобода предпринимательской деятельности, наличие конкуренции и свободное ценообразование относятся к рыночному типу экономики, а уравнительное распределение и преобладание государственной собственности – к плановому. Запишем ответ в таблицу:

АБВГД
22112