Разбор заданий №41-42 ЕГЭ по английскому языку


Чтение текста и диалог


Разбор задания 41-42 ЕГЭ по английскому языку

Tower Bridge

С недавнего времени ЕГЭ по английскому языку также включает в себя 4 задания по аудированию. Все они выполняются в строго отведенное время – 30 минут. Задания последовательно высвечиваются на ноутбуке и озвучиваются в наушниках, а говорить их нужно в микрофон. При этом записывать ничего нельзя – продумывать ход своих мыслей и план ответа нужно в голове. После завершения заданий нужно обязательно проверить, как осуществилась запись – система предоставляет такую возможность, потому что иногда случаются сбои, и ответ не записывается. Не нужно слушать весь ответ целиком – достаточно выбрать 3-6 мест по ходу записи в разных ее отрезках и проверить их. К устной части нужно готовиться заранее, чтобы на экзамене без проблем уложиться в отведенное время – можно брать варианты из пособий или Интернета, включать таймер и тренироваться; очень хорошо, если есть возможность записывать себя на диктофон.


Методические указания к выполнению заданий №41 и №42


Первое задание по аудированию

Первое задание по аудированию – чтение предложенного текста. Такие тексты всегда стилистически нейтральны и носят информационный либо научно-популярный характер. Например, текст может быть таким:

There are hobbies of different kinds. Some are indoor activities and the others are outdoor activities. Some help in relaxing the mind and some the body and some others both mind and body. Collecting stamps, coins, pictures and the like, listening to music, and reading a book can be called indoor hobbies. Drawing, painting, photography, writing poetry and the like may be called both indoor and outdoor hobbies. Gardening, hunting, fishing, swimming, bird watching, and star gazing are all outdoor hobbies.

People choose their hobbies according to their interests and tastes. Relaxation and pleasure are the principles that guide the choice. Hobbies not only delight, but also educate. Hobbies develop curiosity. Collecting stamps and coins of various countries, no doubt, gives pleasure. At the same time, it helps one to know the geography, the history and the culture of the countries concerned.

На подготовку к этому заданию дается полторы минуты. За это время нужно успеть внимательно просмотреть глазами текст; останется время и на то, чтобы выделить трудные для произношения слова, а также продумать интонацию разных предложений и места пауз. Если речь воспринимается легко, в ней нет необоснованных пауз и допущено не более пяти фонетических ошибок (из них только 1-2 могут быть искажающими смысл) – можно получить 1 балл. В том случае, если речь трудно воспринимается, так как в ней присутствуют необоснованные паузы, неверные ударения и более пяти фонетических ошибок, проверяющий не поставит ни одного балла. Под ошибками, искажающими смысл, понимается, например, чтение слова cut по аналогии с put. Очень важно правильно произносить звуки [w] и [v], [ɔː]  и [ɜː], межзубные и [z]/[s], долгие и краткие гласные. Главное – не волноваться, не спешить и спокойно, правильно прочесть текст, на что также отводится полторы минуты.

Второе задание по аудированию

Второе задание по аудированию предполагает условный диалог-расспрос – нужно задать 5 вопросов по предложенной теме. В тексте задания также указано, о чем нужно спрашивать – например:

Study the advertisement.

Разбор варианта задания 41 ЕГЭ по английскому языку

You are considering buying some flowers and now you’d like to get more information. In 1.5 minutes you are to ask five direct questions to find out about the following:

  1. location
  2. opening hours
  3. kinds of flowers in stock
  4. if they sell pot plants
  5. discounts for big orders

You have 20 seconds to ask each question.

На подготовку к этому заданию дается полторы минуты. Задание предполагает только расспрос – не нужно говорить Hello, I want to ask some questions about your shop, и тратить на это время. Нужно задавать прямые вопросы, как написано в условии, и использовать вопросительную интонацию. Обязательно нужно спрашивать то, про что написано в задании, а не придумывать что-то свое. Каждый правильно заданный вопрос оценивается в 1 балл – то есть в сумме за задание можно получить 5 баллов. Правильным считается вопрос, содержание которого отвечает поставленной задаче, верно оформленный грамматически и без лексико-фонетических погрешностей, затрудняющих его восприятие. Если по какому-либо из пунктов вопрос не задан, или неверно оформлен грамматически, или в нем присутствуют лексические и фонетические неточности, мешающие пониманию – выпускник получает за него 0 баллов. Вопросы должны быть прямыми – то есть нельзя сказать Could you tell me about location? Использовать эту форму можно только при полном косвенном вопросе – к примеру, Could you tell me where the shop is situated? Также нельзя спрашивать так: What about opening hours?

К приведенному нами примеру заданий можно задать следующие вопросы:

  1. Where is the flower boutique located?
  2. What are the opening hours of the boutique?
  3. What kinds of flower do you have in stock?
  4. Do you sell pot plants?
  5. Do you have any discounts for big orders?

Как правило, большинство заданий такого типа похожи друг на друга и имеют общие ключевые слова, о которых надо спрашивать – расположение, часы работы, скидки, расстояние от цента, плата за вход, продолжительность, возрастное ограничение… Можно составить список таких вопросов и просто запомнить их, впоследствии подставляя название той организации, о которой необходимо будет спрашивать. Главное на экзамене – не волноваться и спокойно задать вопросы, не торопясь – времени для каждого из них предоставлено более чем достаточно.