Разбор задания №10 ОГЭ по русскому языку


Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства


В 10 задании ОГЭ по русскому мы должны продемонстрировать знания правил постановки знаков препинания в предложениях:

  1. со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
  2. с группами вводных слов, выделяемые по значению
  3. с обращениями
  4. с уточняющими обстоятельствами

Теория к заданию № 10 ОГЭ по русскому языку


Задание №10 ОГЭ по русскому - ИНФОГРАФИКАОбращение - слово, называющее того, к кому обращаются.

Например: Вы, Иван Андреевич, придёте на совещание?

Алгоритм работы с обращением:

  1. Убеждаемся, что найденное слово или сочетание слов произносится с особой интонацией, выделяя того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленным предметам.
  2. Помним, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.
  3. Не забываем, что обращение может быть распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов.

Вводные слова (конструкции) - конечно, безусловно, к сожалению, к счастью, видимо, может бытьвозможно, во-первых, по-видимому и т. д.

Например: В это воскресенье мы, возможно, пойдем на рыбалку.

Алгоритм работы с вводными словами:

  1. Проверяем, является ли наше слово вводным:
  2. вводные слова можно изъять из предложения или изменить их другими синонимичными вводными словами, они выделяются запятыми.
  3. схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции, они не выделяются запятыми.

Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова:

  • как будто, словно
  • частицы и некоторые наречия: авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.

Не забываем, что в задании в предложении могут быть два и более вводных слова.

Уточнение - оборот, раскрывающий смысл слова или конструкции в предложении.

Алгоритм работы с уточнением:

  1. Убеждаемся в том, что найденное слово или оборот:
    • отвечает на вопросы где именно? когда именно? откуда именно? как именно?
    • конкретизирует место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении.

Разбор типовых вариантов задания №10 ОГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

Рассмотрим задание из демонстрационного варианта 2017 года:

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением: – Ступайте,(6) дети. Я очень устала.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем предложение.
  2. Анализируем все пронумерованные знаки препинания:
    • 1,2 - выделяют необходимое нам вводное слово; вводное слово можно убрать из предложения, при этом не потеряв его смысла;
    • 3 – запятая разделяет однородные сказуемые: она ждала, была сосредоточена и вздохнула;
    • 4,5 – запятые отделяют простое предложение в составе сложноподчиненного (придаточное времени);
    • 6 – запятая отделяет обращение.
  3. В предложении одно вводное слово, выделяемое запятыми 1 и 2.

Ответ: 1, 2


Второй вариант задания

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые при ввод­ном слове.

Его и ма­лень­кую сестрёнку вос­пи­ты­ва­ла мать,(1) ис­те­рич­ная,(2) крик­ли­вая жен­щи­на,(3) ко­то­рая то и дело при­хо­ди­ла в школу,(4) чтобы разо­брать­ся с обид­чи­ка­ми её детей. Но такое за­ступ­ни­че­ство,(5) ко­неч­но,(6) толь­ко уси­ли­ва­ло наше пре­зри­тель­но-вы­со­ко­мер­ное от­но­ше­ние к её жал­ко­му от­прыс­ку. (По В. Дро­га­но­ву)

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем предложение.
  2. Анализируем все пронумерованные знаки препинания:
    • 1 – запятая выделяет обособленное распространенные однородные определения;
    • 2 – запятая разделяет однородные определения;
    • 3 – запятая отделяет простое предложение в составе сложноподчиненного (придаточное определительное);
    • 4 – запятая отделяет простые предложения в составе сложноподчиненного (придаточное цели);
    • 5,6 – запятые обособляют вводное слово; его можно убрать из предложения без потери смысла.
  3. В предложении одно вводное слово, выделяемое запятыми 5,6.

Ответ: 5, 6


Третий вариант задания

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ющие за­пя­тые при ввод­ном слове.

 — Здрав­ствуй­те,(1) Вик­то­рия! Вы,(2) на­вер­ное,(3) не пом­ни­те меня? Я На­за­ров.

Сер­ге­е­ва вни­ма­тель­но по­смот­ре­ла на парня: она не могла вспом­нить его.

— Ну пом­ни­те,(4) как Вы ка­та­лись на сан­ках,(5) а я... Вы ещё при­гла­си­ли меня в Моск­ву.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем предложение.
  2. Анализируем все пронумерованные знаки препинания:
    • 1 – выделяет обращение;
    • 2, 3 – запятая выделяет вводное слово наверное;
    • 4 – запятые отделяют простое предложение в составе сложноподчиненного (изъяснительное придаточное);
    • 5 – запятая простые предложения в составе сложносочиненного.
  3. В предложении одно вводное слово, выделяемое запятыми 2 и 3.

Ответ: 2, 3