Разбор задания №12 ОГЭ по русскому языку


Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения


В 12 задании ОГЭ по русскому проверяют знания в теории сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Мы должны знать, выполняя задание:

  • отличия сложносочиненных предложений от сложноподчиненных в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе
  • иметь представление о группах сочинительных союзов и выполняемых ими функциях
  • понимать, что сочинительные союзы могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложносочиненного
  • знать, что такое сложноподчиненное предложение и какого его строение
  • осуществлять пунктуационный анализ

Теория к заданию №12 ОГЭ по русскому языку


Задание №12 ОГЭ по русскому - ИНФОГРАФИКАСочинительная связь образуется союзами:

и, а, но, или, тоже, также, зато, не только...но и, как..так и

Сочинительные союзы могут соединять:

  • однородные члены предложения

Пример: Мы собирались сначала отыскать подходящее место, а потом уже разбить лагерь.

  • части сложного предложения

Ещё только три часа ночи, а в саду уже заливаются соловьи.

Подчинительная связь образована союзами:

что, чтобы, как, потому что, так как, где, куда, когда, хотя, если, какой, который, поэтому, потому

Пример: Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.

Алгоритм выполнения задания:

Определяем, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

  • одна грамматическая основа - простое предложение
  • две и более грамматической основы - сложное предложение

Выявляем границы простых предложений в составе сложного.

Смотрим, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

  1. на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (,  ;  :  - ), значит, предложение бессоюзное.
  2. на границе простых предложений находится сочинительный союз, предложение может быть сложносочиненным, но всегда проверяем, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены!
  3. на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово, предложение сложноподчиненное.

Разбор типовых вариантов задания №12 ОГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

Рассмотрим традиционно задание из демонстрационного варианта:

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Предложенный отрывок состоит из трех предложений. Первое предложение простое. Второе предложение сложное, состоит из трех простых:
    1. Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, аккуратно сложила в шкатулку и сказала – предложение простое, двусоставное, полное, осложнено однородными сказуемыми. Цифра 1 обозначает запятую, разделяющую однородные члены предложения.
    2. что они подлинные – предложение простое, двусоставное, полное, придаточное изъяснительное. Цифры 2 и 3 обозначают запятые между частями сложноподчиненного предложения.
    3. Мальчик, поставь шкатулку на место – простое предложение, односоставное, определенно-личное, осложненное обращением. Запятая под цифрой 4 отделяет обращение.
  2. Третье предложение сложное, состоит из двух частей:
    1. И задвинь ящик плотно – простое, односоставное, определенно-личное предложение.
    2. чтобы я слышала – простое, двусоставное, полное, придаточное образа действия. Запятая под цифрой 5 отделяет границы сложноподчиненного предложения.

Ответ: 235


Второй вариант задания

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук. А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед:

- Мы любим тебя,(13) мы любим тебя!

Алгоритм выполнения задания:
  1. Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую.- предложение сложное, состоит из двух частей. Запятая под цифрой 1 обозначает отделение частей сложносочиненного предложения (предложения соединяются при помощи сочинительного союза а). Запятая под цифрой 2 отделяет сравнение.
  2. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. – предложение сложное, состоит из двух частей, цифра 3 отделяет придаточное изъяснительное от главного.
  3. И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук. - простое предложение, двусоставное, полное, осложненное однородными сказуемыми. Цифра 4 разделяет однородные члены предложения.
  4. А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед – предложение сложное, сложноподчиненное с придаточным времени; главное предложение осложнено приложением и однородными сказуемыми. Цифры 8 и 9 выделяют приложение, цифры 10, 11, 12 указывают на запятые при однородных членах предложения. Зависимое предложение осложнено обособленными однородными определениями (5,6). Цифра 7 указывает на границу между частями сложноподчиненного предложения.
  5. Мы любим тебя,(13) мы любим тебя! – сложное, бессоюзное. 13 – границы простых предложений в составе сложного.

Ответ: 1


Третий вариант задания

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста,(1) где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка,(2) подпёртая чурбаком,(3) чтобы под неё можно было забраться. Собака подошла к воде,(4) села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста,(1) где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка,(2) подпёртая чурбаком,(3) чтобы под неё можно было забраться. – предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из 3 частей. Цифра 1 – обозначает границы сложноподчиненного предложения. 2 – обособляет деепричастный оборот. 3 – обозначает границы сложноподчиненного предложения.
  2. Собака подошла к воде,(4) села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании – предложение простое, двусоставное, осложнено однородными сказуемыми. 4 – разделяет однородные члены предложения.

Ответ: 13