Разбор задания №13 ОГЭ по русскому языку


Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными


В задании 13 ОГЭ по русскому продолжается тематика придаточных предложений - в данном задании мы сталкиваемся с типами подчинения. Итак, разберем теорию.


Теория к заданию №13 ОГЭ по русскому языку


Последовательное подчинение придаточных

 [  ], (который... ), (чтобы...)

От главной части вопрос задается к первому придаточному, от первого придаточного - ко второму придаточному и т. д.

Пример: Мы вышли к поляне (какой?), на которой был установлен пункт (зачем?), чтобы наблюдать за животными.

Однородное подчинение придаточных

 [  ], (куда... ), (куда...) или [  ], (куда... ) и (куда...)

От главной части к первому придаточному, затем снова от главной части - ко второму придаточному и т. д.

Пример: Нам назначили время (какое?), когда мы должны явиться на базу и (какое?) когда нам определят фронт работы

Параллельное подчинение придаточных

 (Когда... ), [  ], (чтобы...)

От главной части задаём вопрос к первому придаточному, которое находится перед главной частью. Затем от главной - к придаточному, которое находится после главной части.

Пример: Когда пробили часы, (когда?) мы вышли со двора (зачем?), чтобы отправиться на берег.


Разбор типовых вариантов задания №13 ОГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

Рассмотрим 13 задание из демонстрационного варианта 2017:

Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Внимательно читаем фрагмент текста и ищем предложения с двумя придаточными. В данном отрывки оно одно и с однородным подчинением - это предложение №4:

Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма.

[  ], (что... ) и (что...).


Второй вариант задания

Среди пред­ло­же­ний 44–50 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с од­но­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(41)На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.

– (42)Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!

– (43)Все сразу попадают и дадут ей первое место!

– (44)Ничего подобного она не думает, – вдруг вступился за Алёнку Васька. – (45)И вообще… (46)Она, может, даже не знает, что надо готовить номер, и танец, и группу поддержки? (47)Она же первый раз в лагере.

(48)После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке, что такое конкурс красоты в нашем лагере, что от неё требуется, но она слушала нетерпеливо и рассеянно и наконец сказала:

-  (49)Маша, вы хотите кого-нибудь другого поставить? (50)Ну, пожалуйста, мне всё равно…

(51)Но поставить другого – значит поддержать бойкот.

(52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом:

– (53)Думаешь, я без них не справлюсь? (54)Очень надо! (55)Справлюсь и без них! (56)Вот увидите.

(57)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало. (По Михеевой Т.)

При однородном подчинении придаточных каждое придаточное отвечает на вопрос главной части. Также такое предложение должно иметь подчинительные союзы: что, чтобы, как, потому что, так как, где, куда, когда, хотя, если, какой, который, поэтому, потому. Все это мы встречаем в предложении 48:

После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке, - главная часть;

что такое конкурс красоты в нашем лагере, - первое придаточное, отвечает на вопрос «объяснить что?»;

что от неё требуется, - второе придаточное, отвечает на тот же вопрос.

Два однородных придаточных можно соединять не только запятой, но и союзом «и».

[  ], (что... ) и (что...).

Ответ: 48.


Третий вариант задания

Среди пред­ло­же­ний 1—8 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)Запах кофе был для Андрея не просто запахом. (2)Он был незабываемым воспоминанием, воспоминанием о прошлом, о детстве, о счастье, о том самом настоящем счастье, которое можно испытать только тогда, когда лет тебе совсем мало. (3)Запах молотого кофе всегда наводит его на эти воспоминания...

(4)Дома у них, по правде говоря, кофе не водился. (5)Насколько Андрей помнил, ни мать, ни отец его не пили. (6)Не любили? (7)Или попросту отказывались из соображений экономии, считали, что дорого? (8)Сейчас даже в голове не укладывается, как они жили тогда, но ведь жили же как-то... (9)А нынешним детям, наверное, и не объяснишь, что в его детстве не то что не было ни кока-колы или там фанты – слов-то таких не знали. (10)Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай. (По О. Ю. Рою)

При последовательном подчинении придаточных каждое следующее придаточное отвечает на вопрос предыдущего. Также такое предложение должно иметь подчинительные союзы. Мы встречаем такое сочетание в предложении 2.

Он был незабываемым воспоминанием, воспоминанием о прошлом, о детстве, о счастье, о том самом настоящем счастье, - главная часть

которое можно испытать только тогда, - первое придаточное, отвечает на вопрос к главной части «о каком счастье?»

когда лет тебе совсем мало – второе придаточное, отвечает на вопрос к первому придаточному «испытать когда?».

Ответ: 2.