Разбор задания №14 ЕГЭ по литературе


Сравнение произведений


Четырнадцатое задание ЕГЭ по литературе также связано с отрывком из прозы русских классиков, однако задающийся в нем вопрос связан не только с этим произведением, но и с другими. В ответе должно быть 5-8 предложений, но если вы можете написать больше, при этом не уходя от темы ответа – ничего страшного. В данном задании выпускникам нужно продемонстрировать умение проводить комплексное сравнение произведений русской классики: выделять общие темы, схожие черты персонажей, сравнивать два и более произведений, приводить такие произведения, которые схожи с каким-либо указанным в конкретных чертах. Можно приводить цитаты – как по памяти, так и из приведенного в тексте задания отрывка. Для написания полного ответа очень важно хорошо знать школьную программу по литературе, ведь в нем могут быть упомянуты любые произведения – начиная с 18 и заканчивая концом 20 веков.

В экзаменационной работе задания под номерами 13 и 14 относятся к одному тексту, поэтому в примерах выполнения мы также опираемся на тексты из 13 задания и не приводим их здесь.

Система оценок

За это задание можно максимально набрать 4 балла. Их ставят, если в ответе ученик опирается на позицию автора, упоминает не менее двух литературных произведений, приводя грамотные аргументы в объяснение их выбора и не допуская ни одной фактической ошибки. В случае, если выпускник приводит объяснения выбора не каждого произведения, либо допускает 1 фактическую ошибку, он получает 3 балла. 2 балла можно получить, если указать лишь одно произведение с обоснованием его выбора либо допустить 2 фактические ошибки. Если в ответе нет опоры на авторскую позицию, либо приведены 2 произведения, но без объяснения выбора, либо допущено 3 фактических ошибки – ставят 1 балл. В 0 баллов оценивается ответ, не относящийся к теме вопроса, а также ответ, в котором допущено 4 и больше фактических ошибки.


Разбор типовых вариантов заданий №14 ЕГЭ по литературе


Первый вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки отоб­ра­же­но столк­но­ве­ние не­ве­же­ства и про­све­щен­но­сти и в чем эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пье­сой Д.И.Фонвизина?

Конфликт между невежеством и просвещенностью – одна из центральных тем произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль»; также эта тема поднимается в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В этом произведении сталкиваются два мира: молодой и стремящийся к просвещению в лице Чацкого и консервативный и невежественный в лице Фамусова, Скалозуба, Молчалина. Эти герои имеют много общих черт со Скотининым и Простаковой. Все они не видят смысла в образовании; «собрать все книги бы да сжечь» - говорит Фамусов. Главное для этих людей – обогащение; как говорит Простакова, «Без наук люди живут и жили».


Второй вариант задания

В каких произведениях русской классики изображаются картины жизни крестьян и в чем они могут быть сопоставлены с «Обломовым»?

Проблема русской деревни часто встречается в произведениях многих русских писателей: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, И. А. Бунина и других. В романе Н. В. Гоголя «Мертвые души» перед читателем предстают картины крестьянской жизни, очень похожие на изображенные в «Обломове» И. А. Гончаровым. В деревнях Плюшкина и Манилова у изб покосились крыши и нет окон, всюду царит запустение – результат «деятельности» хозяев земель. В этих деревнях все будто бы вымерло. Схожа ситуация и в Обломовке: «Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями». Оба писателя убеждены, что такие помещики не могут привести свои деревни, и, следовательно, всю страну к процветанию.


Третий вариант задания

В каких произведениях русских классиков звучат песни и в чем соответствующие эпизоды можно сопоставить с приведенным отрывком из «Тихого Дона»?

Песни нередко звучат в произведениях русской классической литературы. В романе М. Шолохова «Тихий Дон» поют казаки, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» - Наташа Ростова, в романе И. А. Гончарова «Обломов» - Ольга Ильинская. Ольга поет арию Casta Diva – любимое произведение Ильи Ильича Обломова; пение девушки было столь проникновенно, что в Обломове пробуждалось желание к жизни и стремление к прекрасному. Как говорил он сам, слушая пение, он ощущал способность «чувствовать любовь».

Однако в приведенном отрывке песня не только влияет на чувства героя, но и является предсказанием: конь, уходящий от казака – очень плохой знак. Подобную роль песня исполняет и на страницах произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка», а именно – в главе «Незваный гость». Главный герой Гринев услышал, как разбойники поют «заунывную бурлацкую» песню, и поразился: те люди, которые обречены на то, чтобы оказаться на виселице, поют песню про виселицу. Цель песни – продемонстрировать силу и бесстрашие русского народа, способного бороться за свои права, не боясь суда и смерти.