Разбор задания №14 ОГЭ по русскому языку


Сложные предложения с разными видами связи


В 14 задании ОГЭ по русскому проверяются знания сложных предложений, виды связей и подчинений. Для успешного выполнения нужно воспользоваться знаниями к 12 заданию и 13 заданию.


Теория к заданию №14 ОГЭ по русскому языку


Сложное предложение с разными видами связи - предложение, части которого соединены различными союзами (сочинительными и подчинительными) и бессоюзной связью (союзов нет).

Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями:

Детский писк становился внятнее, отчётливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы.

Сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями:

Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометью бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась.

Сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями:

Я с трудом очнулся от дрёмы, наскоро умылся, выпил кружку молока, и, когда я был готовмы двинулись в путь.

Сложное бессоюзное предложение:

[В зоопарке почти никого не было]: [холодно], [осень], [будний день].

Сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями:

Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом.


Разбор типовых вариантов задания №14 ОГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

Рассмотрим задание из демонстрационного варианта 2017 года:

Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

Из всех предложений нас удовлетворяет только 53:

Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа

Ответ: 53


Второй вариант задания

Среди пред­ло­же­ний 20–23 най­ди­те слож­ное бес­со­юз­ное пред­ло­же­ние. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(20)За какую-то долю се­кун­ды до того, как он дви­нул­ся с места, кто-то крик­нул: «Эй!» (21)Мы уста­ви­лись на ма­лень­ко­го по­жи­ло­го япон­ца. (22)Ему явно было за семь­де­сят; этот не­боль­шо­го роста джентль­мен сидел в своем без­уко­риз­нен­но чи­стом ки­мо­но. (23)Он не об­ра­тил ни­ка­ко­го вни­ма­ния на меня, но его лицо лу­чи­лось нав­стре­чу ра­бо­тя­ге, слов­но у него был какой-то очень важ­ный сек­рет, ко­то­рым он со­би­рал­ся, ви­ди­мо, с ним по­де­лить­ся. (По Терри Доб­со­ну) 

В предложении 20 встречается не только бессоюзная, но и подчинительная связь. В предложении 21 такой связи нет, в предложении 23 – тоже. Остается предложение 22: там мы не видим союзов, однако до точки с запятой мы видим одну часть сложного предложения – сказуемое «было», а после запятой – вторую, с основой «джентльмен сидел».

Ответ: 22.


Третий вариант задания

Среди пред­ло­же­ний 46−55 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с бес­со­юз­ной и со­юз­ной со­чи­ни­тель­ной свя­зью между частями. На­пи­ши­те номер этого предложения.

(46)Зоя Алексеевна осторожно взяла у Кирилла снимок и тихо сказала:

(47)— И это, Кирюша, не единственный случай, поэтому, увы, нельзя быть уверенным в человеке до конца. (48)А теперь взгляни сюда. (49)Узнаёшь?

(50)Кирилл взглянул, и его загорелое лицо засияло — он даже засмеялся от неожиданности. (51)Ещё бы не узнать! (52)Это был их третий «В» в майском походе.

(53)— Видишь, Кирилл, здесь, в третьем классе, вы все хорошие...

(54)Но ведь, хочешь не хочешь, кто-то виноват. (55)Кроме ребят из вашего класса, сегодня никого у раздевалки не было, когда злополучный кошелёк пропал... — с грустью в голосе продолжила Зоя Алексеевна. (56)— Ты меня упрекнул в предательстве, когда я поверила слухам о тебе. (57)Но тот, кто украл, тоже предал. (по В. П. Крапивину)

Сочинительная связь определяется следующими союзами: и, а, но, или, тоже, также, зато, не только...но и, как…так и… Также части нужного предложения должны быть соединены и бессоюзной связью. Этим условиям удовлетворяет только предложение 50:

Кирилл взглянул, и его загорелое лицо засияло — он даже засмеялся от неожиданности.

Основы «Кирилл взглянул» и «лицо засияло» соединены сочинительным союзом «и», а основы «лицо засияло» и «он засмеялся» соединены при помощи тире, без союза.

Ответ: 50.