Разбор задания №2 ОГЭ по обществознанию


Человек и общество


Во втором задании итогового экзамена для девятиклассников по обществознанию проверяются знания учащихся по следующим темам:

  • Биологическое и социальное в человеке
  • Личность
  • Деятельность человека, ее основные формы
  • Человек и его ближайшее окружение
  • Межличностные отношения и конфликты, их конструктивное разрешение
  • Общение
  • Особенности подросткового возраста

Как видно, спектр тем достаточно большой, однако большая часть из них не представляет особой сложности. Однако для успешного выполнения задания под номером 2 нужно особенно хорошо разбираться в таких аспектах, как:

  • Биологические и социальные факторы
  • Проявление биологического и социального в человеке, отличия человека от животного
  • Понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность – нужно четко различать разницу между ними, уметь давать определения
  • Этапы социализации, факторы становления личности – определение личности, ее качества
  • Определение деятельности, ее характерные черты, виды и структура, критерии классификации
  • Типы мышления
  • Социальные группы, их виды, признаки и структура
  • Виды и формы межличностных отношений, определение
  • Понятие общения в широком и узком смысле, его структура, виды, функции
  • Определение межличностного конфликта, причины его возникновения, виды конфликтов, его фазы и способы разрешения
  • Проявление основных особенностей подросткового возраста – примеры

Максимальный балл за это задание – 1. Оно, как и предыдущее, построено в формате теста с выбором одного верного варианта из четырех.


Разбор типовых вариантов задания №2 ОГЭ по обществу


Первый вариант задания

Валерия узнала, что Инна позвала на свой День Рождения всех одноклассниц, кроме нее. Она не стала выяснять причину этого поступка и просто перестала здороваться и разговаривать с Инной. Какой способ поведения в межличностном конфликте проиллюстрирован в данной ситуации?

  1. Сотрудничество
  2. Компромисс
  3. Приспособление
  4. Уход от конфликтной ситуации

В вариантах ответа перечислены 4 основные формы поведения в межличностном конфликте. Сотрудничество предполагает поиск такого выхода, который полностью удовлетворил бы обе конфликтующие стороны без какого-либо ущерба для них. Компромисс несколько схож с сотрудничеством, однако при достижении компромисса сторонам приходится идти на уступки. При приспособлении только одна конфликтующая сторона готова пойти на уступки – она как бы приспосабливается к интересам оппонента и не высказывает своего мнения, потому что боится дальнейшего усугубления конфликта. Ясно, что данные модели поведения не относятся к приведенной жизненной ситуации. Остается уход от конфликтной ситуации или избегание, при котором человек не высказывает свое мнение, не идет на уступки, а просто стремится выйти из конфликта, никак не пытаясь его решить. Как правило, такое поведение может стать причиной дальнейшего конфликта и усложнения ситуации. Следовательно, верный ответ – 4.


Второй вариант задания

В стране Х основная ячейка общества – родовая община, а в экономике доминирует аграрный сектор. К какому типу общества относится данная страна?

  1. Постиндустриальному
  2. Информационному
  3. Традиционному
  4. Индустриальному

Доминирование сельского хозяйства, земля как основной фактор производства и преобладание родовых общин – основные характеристики традиционного общества. Постиндустриальное и информационное общество – синонимы; основной фактор производства – информация, а продукт – услуги. О родовых общинах речи, естественно, не идет: яркий пример постиндустриального общества – Япония. В индустриальном обществе в экономике доминирует промышленный сектор. Ответ: 3.


Третий вариант задания

Формирование личности происходит под влиянием:

  1. Социального окружения
  2. Окружающей природы
  3. Природных способностей
  4. Собственных убеждений

Личность – это такой индивид, который обладает совокупностью социально-значимых черт: он участвует в жизни общества как социально-культурный субъект, осознает совокупность своих социальных черт, имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в процессе общения, труда и социальных отношений. Как известно, индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся. В какой-то мере все вышеперечисленные факторы влияют на формирование личности, однако в наибольшей степени это относится к фактору под номером 4 – собственные убеждения. Ведь личностными считаются только такие черты, которые определяют образ жизни человека, его самооценку. Итак, ответ – 4.