Разбор задания №27 ЕГЭ по обществознанию


Анализ проблемной ситуации


27 номер ЕГЭ по обществознанию – задание-задача, которое заключается в том, что выпускник должен проанализировать предложенную в тексте проблемную ситуацию или высказывание и ответить на заданные к ним вопросы, четко аргументировав свое мнение; может даже потребоваться предлагать какие-то пути решения проблем.

Данное задание предполагает практическое применение полученных знаний курса обществознания. За это можно максимально получить 3 первичных балла. Например, в задании приводится какая-либо проблема – нужно раскрыть ее аспект и привести два доказательства какой-либо точки зрения – если все это сделано верно, выпускник получает 3 первичных балла.

Если раскрыт аспект проблемы и приведен один аргумент, или же аспект не раскрыт, но приведено два аргумента – дается 2 балла. Если же аспект раскрыт, а аргументы не приведены, или приведен только один аргумент и ничего более – дается 1 балл.


Разбор типовых вариантов задания №27 ЕГЭ по обществознанию


Первый вариант задания

В стране Z наблюдается компьютеризация и информатизация общества. Большое количество людей заняты в сфере услуг. Какой тип общества складывается в стране Z? Назовите любые другие три признака, позволяющие сделать такой вывод.

Общество делится на такие типы, как традиционное, индустриальное и постиндустриальное (или же аграрное, промышленное и информационное). Традиционное общество характеризуется тем, что основным фактором производства является земля, труд в основном ручной, а основной продукт производства – пища. При индустриальном обществе труд в основном механизирован, основной фактор производства – капитал, а продукт – промышленные изделия. При постиндустриальном обществе происходит компьютеризация труда, основным фактором производства является информация, а продуктом – услуги. Очевидно, что в стране Z складывается постиндустриальное (или информационное) общество. Также в задании требуется указать три других признака информационного общества.

Мы приводим больше:

  1. Возникновение сильного гражданского общества;
  2. Наука становится двигателем прогресса;
  3. В производстве товаров происходит ориентация не на количество, а на качество;
  4. Отдельный индивид приобретает большую значимость;
  5. Повышается роль и значение образования;
  6. Производятся попытки решения глобальных экологических проблем.

Ответ может выглядеть так:

В стране Z складывается постиндустриальный тип общества. Другие признаки:

  • возрастает роль образования и науки в жизни общества;
  • складывается правовое государство с сильным гражданским обществом;
  • экологическим проблемам уделяется сильное внимание, производятся попытки их решения.

Второй вариант задания

Гражданин К. при по­куп­ке сти­раль­ной ма­ши­ны по­лу­чил все не­об­хо­ди­мые документы: кас­со­вый и то­вар­ный чеки, га­ран­тий­ный талон. Через месяц стиральная ма­ши­на сломалась. Какой пра­во­вой до­ку­мент ре­гу­ли­ру­ет данные правоотношения? На­зо­ви­те не менее трёх прав, ко­то­ры­ми об­ла­да­ет потребитель.

Правоотношения, возникающие между потребителем и продавцом, регулируются как Гражданским кодексом РФ, так и Законом о защите прав потребителей. В ответе можно указать любой из этих документов.

Перечислим права потребителя:

  1. В случае обнаружения в товаре недостатков потребовать замены на товар такой же марки, устранение недостатков товаров или возмещение расходов на их исправление;
  2. В случае доставки замененного или отремонтированного крупногабаритного товара потребителю продавец должен оплачивать расходы по транспортировке;
  3. Предъявить требования в отношении недостатков товара продавцу, если не истек гарантийный срок товара или срок его годности;
  4. Предъявить требования в отношении недостатков товара продавцу, если гарантийный срок товара истек, но есть доказательства, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю;
  5. В случае устранения недостатков товара продавцом срок этого действия не должен превышать 45 дней (В отношении товаров длительного пользования продавец обязан в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.);
  6. В случае возврата товара ненадлежащего качества, взятого в кредит – на возвращение суммы в размере погашенного ко дню возврата товара кредита;
  7. В случае, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации – обменять его у продавца на аналогичный товар при наличии чека, ярлыков, упаковки либо – при их отсутствии – свидетельских показаний; если возможности обмена товара нет – на возврат уплаченной суммы.

Один из вариантов ответа выглядит так:

Документ, который регулирует данные правоотношения – Закон о защите прав потребителей. Права потребителей:

  • обмен товара, не подошедшего по форме, габаритам, фасону, расцветке или еще каким-либо характеристикам, на аналогичный, или возврат уплаченных за него денег при наличии чека, упаковки и ярлыков;
  • замена товара на аналогичный при обнаружении в нем недостатков, либо возмещение расходов на их устранение;
  • бесплатное устранение недостатков товара, находящегося на гарантии, продавцом.

Третий вариант задания

Андрей предложил Егору свою помощь с ремонтом квартиры, но был вынужден уехать в командировку. Егор обиделся и не отвечал на телефонные звонки. Друзья тяжело переживали случившееся. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? Объясните, почему этот способ нельзя назвать эффективным. Каков, по Вашему мнению, наиболее эффективный способ разрешения этого конфликта?

В данном случае предлагается поразмышлять над обычной жизненной ситуацией, при которой знания обществоведческого курса не играют особой роли. У друзей случился конфликт – Андрей уехал в командировку и не смог помочь Егору с ремонтом, а Егор на него обиделся. Получается, что Егор предпочел уйти из конфликтной ситуации, не проявил готовности выслушать своего друга и поговорить с ним. Этот способ поведения так и называется – уход от конфликтной ситуации. Такой способ нельзя назвать эффективным; как говорится, уйти от проблемы – не значит ее решить. Уход из конфликтной ситуации не приводит к ее решению, ведь он не помогает решить проблему конфликта и разобраться в нем, а лишь затягивает ситуацию.

Наиболее эффективным способом разрешения этого конфликта (как и большинства других) можно назвать готовность обсудить проблему и пойти на компромисс, найти какие-то пути решения, которые удовлетворят обе стороны и восстановить дружеское общение.

Ответ может выглядеть так:

Этот пример иллюстрирует уход от конфликтной ситуации. Такой способ нельзя назвать эффективным, потому что он не помогает решить проблему, а, наоборот, затягивает конфликтную ситуацию, из-за чего сохраняется риск усугубления проблемы. Наиболее эффективный способ разрешения данного конфликта – встретиться, спокойно обсудить все детали проблемы, найти компромисс и восстановить прежние дружеские отношения.