Разбор задания №28 ОГЭ по обществознанию


Интерпретация текстовой информации


В задании №28 (С3) требуется провести небольшой анализ информации, а именно интерпретировать текстовую информацию для правильного ответа. Перейдем к рассмотрению теории и методическим указаниям по данной теме.


Теория к заданию №28 ОГЭ по обществознанию


В задании № 28 нас могут попросить сделать следующее:

  1. определить, что является фактом, определить его причины
  2. установить последствия описанного социального явления
  3. объяснить позицию (мнение, точку зрения) автора и привести его аргументы (объяснения, доказательства, примеры)
  4. оценить роль тех или иных факторов

В данном задании мы можем как дать прямую цитату из текста, так и видоизменить её - опустить ненужные подробности и уточнения. Можно также представить информацию в виде близкого к тексту пересказа.

Необходимо помнить, что задание относится непосредственно к тексту, поэтому любые наши размышления, даже самые интересные будут оценены нулём баллов!


Разбор типовых вариантов задания №28 ОГЭ по обществознанию


Рассмотрим следующий текст и задание:

Средний класс – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами. В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.

Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».

Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций. Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.

В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора – не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.

В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.

Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.

Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?

Полностью правильный ответ содержит четыре функции:

  1. социальный стабилизатор
  2. экономический донор
  3. хранитель и распространитель ценностей культуры
  4. поставщик кадров чиновников и управленцев