Разбор задания №29 ЕГЭ по географии


Работа со статистическими данными


В двадцать девятом задании ЕГЭ по географии нужно работать с определенными статистическими данными (чаще всего они представлены в таблице) – делать выводы на их основании и отвечать на вопрос из условия. Однако для того чтобы дать грамотный и правильный ответ, только лишь читать таблицу недостаточно: нужно знать географические термины и уметь рассчитывать географические показатели.


Описание задания и рекомендации


Чаще всего в таблицах отображены такие показатели, как численность и прирост населения, рождаемость и смертность, сальдо миграций: нужно знать формулы каждого из них. Однако иногда условие дается не в таблице, а просто текстом. Такие задания обычно основаны либо на особенностях климата, либо на особенностях ЭГП какой-либо страны или субъекта РФ. Иногда необходимо сравнивать два пункта, отмеченных на карте – тогда обычно спрашивают о различии в суммарной солнечной радиации в определенный месяц года. Получается, что чтобы не потерять возможные баллы, нужно хорошо разбираться практически во всех аспектах предмета. В примерах мы рассмотрим различные типы вопросов.

Система оценок

В условии всегда требуется указать два компонента – две причины либо две особенности. Если в ответе имеются два верных компонента, смысл которых совпадает с имеющимися у эксперта ответами – ставится 2 балла, если правилен только один компонент – 1 балл, в иных случаях баллы за это задание не ставятся.


Разбор типовых вариантов задания №29 ЕГЭ по географии


Первый вариант задания

Опираясь на приведенные в таблице данные, объясните, почему за период с 1990 по 2010 доля лиц, возраст которых превышает 65 лет, в возрастной структуре Польши значительно возрос. Укажите две причины этого. В случае, если в ответе указано более 2 причин, оцениваются только те две, которые написаны первыми.

[table id=76 /]

Как мы видим по таблице, доля лиц в возрасте старше 65 лет за двадцать лет увеличилась на 4%. Сальдо миграций у нас нулевое, поэтому данный показатель мы не будем учитывать – он не влиял на изменение числа пенсионеров. Доля городского населения также не имеет значения в данной ситуации. Обратим внимание на второй снизу столбик: средняя продолжительность жизни. Она увеличилась сразу на 5 лет! Получается, люди стали жить дольше и доля населения старше 65 лет увеличилась. Также по таблице видно, что показатели рождаемости снизились на 4 промилле, а численность населения возрастала: следовательно, произошло снижение рождаемости, вследствие чего изменилось процентное соотношение возрастов: лиц в возрасте 65 лет и старше стало больше.

Напишем ответ:

  1. Возросла средняя продолжительность жизни.
  2. Произошло снижение рождаемости, из-за чего поменялось процентное соотношение возрастов: стало больше пенсионеров и меньше детей.

Второй вариант задания

Целлюлозно-бумажная промышленность входит в число отраслей международной специализации Финляндии. Какие особенности природно-ресурсной базы страны поспособствовали развитию в ней данной отрасли промышленности? В ответе укажите две особенности. При наличии более двух особенностей оцениваться будут только те две, которые написаны первыми.

Данное задание не очень сложное. Как мы знаем из курса географии, для развития целлюлозно-бумажного производства необходимо сырье в виде древесины, а также чистая вода, которая активно применяется в ходе производственного процесса. В северной стране Финляндии, которую еще называют страной тысячи озер, недостатка в пресной воде нет. Также на ее территории много лесов. Возможный вариант ответа выглядит так:

  1. В Финляндии очень много пресной чистой воды, которая является важным компонентом для изготовления бумаги.
  2. На территории Финляндии много хвойных лесов, а это – важное сырье для целлюлозно-бумажного производства.

Третий вариант задания

Объясните, почему в том пункте, который отмечен на карте под буквой А, суммарная солнечная радиация в июне будет меньше, чем в пункте под буквой Б. В ответе приведите 2 причины. Если вы приведете более двух причин, оцениваться будут только первые две из них.

Задание №29 ЕГЭ по географии 1

Суммарная солнечная радиация = прямая солнечная радиация + рассеянная солнечная радиация. Прямая солнечная радиация – та, что поступает на планету непосредственно от Солнца, а рассеянная – та, что передается через рассеянные облака и атмосферу. Прямая радиация зависит от угла падения лучей Солнца и продолжительности дня: чем дольше день и выше угол – тем она больше. Рассеянная зависит от сухости воздуха, высота над уровнем моря, высоты Солнца: чем выше Солнце – тем больше рассеянная радиация; если есть облака, не закрывающие Солнце, рассеянная радиация будет выше, чем при ясной погоде, чем суше воздух – тем меньше рассеянная радиация.

На карте видно, что обе точки – и А, и Б – находятся на линиях тропиков. Там рассеянная радиация небольшая, потому что воздух – сухой. В июне Солнце находится в зените к северу от экватора, следовательно, угол падения там будет выше. Также в июне в Северном полушарии долгота дня больше, а в южном - меньше. Напишем ответ:

  1. В Северном полушарии Солнце в зените в июне; следовательно, угол падения солнечных лучей выше в точке Б.
  2. В июне в Северном полушарии продолжительность дня больше, а точка Б в отличии от точки А находится в Северном полушарии.