Разбор задания №29 ЕГЭ по обществознанию


Эссе


Двадцать девятое задание ЕГЭ по обществознанию – написание эссе по одному из шести приведенных высказываний. Экзаменующемуся на выбор предлагаются 6 цитат в разных областях обществознания – философии, социальной психологии, экономики, социологии, политологии, правоведения. Максимально за это задание можно получить 5 первичных баллов.


Теория для написания эссе в ЕГЭ по обществознанию


Как написать эссе в ЕГЭ по обществу на максимальный бал?

Вот наш ответ!

Первый балл начисляется за раскрытие темы – интерпретацию высказывания; это критерий К1.

Например, если тема звучит как «Действительными хозяевами рыночной экономики являются потребители», а авторство высказывания принадлежит Л. Мизесу, можно написать, например, такой вариант интерпретации:

В данном высказывании автор поднимает проблему роли потребителей в рыночной экономике. Л. Мизес считает, что ведущая роль в рыночной экономике принадлежит именно потребителям, а не производителям или государству; по его мнению, действия потребителя и его потребности оказывают решающее воздействие на рынок.

В том случае, если по критерию К1 получено 0 баллов, работа дальше не проверяется!

Если у вас есть какие-то биографические сведения об авторе высказывания, можно их указать, например – Я полностью согласен с высказыванием известного юриста периода дореволюционной России, который отстаивал демократические принципы правосудия – А. Ф. Кони. Выразить согласие с высказыванием автора необходимо; достаточно просто написать что-то вроде «Я согласен с автором приведенного высказывания».

По критерию К2, который называется «характер и уровень теоретической аргументации», можно получить максимум 2 первичных балла. Их дают в том случае, если тема раскрыта с опорой на нужные понятия, приведены теоретические положения, рассуждения и выводы.

Если в ответе приводятся понятия и положения, которые относятся к теме, но не связаны между собой, ученик получает 1 первичный балл, а если понятия и положения не связаны  с темой – 0. Если ученик приводит положения, являющиеся ошибочными с точки зрения научного обществознания, оценка по данному критерию снижается на 1 балл.

По критерию К3, который называется «качество фактической аргументации», также можно получить 2 первичных балла – если приведено не менее 2 примеров, относящихся к теме, взятых из разных источников. Источниками могут быть сообщения средств массовой информации, материалы учебных предметов, собственные наблюдения. Однако если аргументы даны только с опорой на личный опыт или взяты из источников одного типа, дается 1 первичный балл; столько же баллов дают в случае, если приведен только один пример. Если же приводятся примеры из разных учебных предметов, это считается примерами из разных источников.


Пример написания эссе


Рассмотрим пример написания первой части работы в продолжение первой написанной нами интерпретации:

В данном высказывании автор поднимает проблему роли потребителей в рыночной экономике. Л. Мизес считает, что ведущая роль в рыночной экономике принадлежит именно потребителям, а не производителям или государству; по его мнению, действия потребителя и его потребности оказывают решающее воздействие на рынок. Я полностью согласна с мнением автора.

Рыночная экономика – это такая экономическая система, которая основана на многообразии форм собственности, конкуренции, предпринимательской деятельности и частной инициативе. Продавцы и покупатели совершают многочисленные сделки купли-продажи товаров и услуг. Одним из важнейших рыночных механизмов является спрос – желание и возможность потребителя приобрести тот или иной продукт. Как видим, спрос напрямую регулируется потребителями – если товар востребован и спрос на него повышается, производитель соответственно будет заниматься увеличением его количества, стараться привлечь большее число покупателей, а если не востребован – продавец вынужден отказаться от его реализации. Главная цель производителя – увеличение получаемой прибыли, что напрямую зависит от потребителей, от их желания или нежелания его приобретать. Если производитель будет поставлять на рынок качественный товар и ориентироваться на желания потребителей, он может рассчитывать на рост своих доходов, но без учета мнения покупателя это невозможно.

В написанной нами работе присутствует объяснение терминов «рыночная экономика» и «спрос»; также мы объясняем, как именно потребитель влияет на производителя. Давайте попробуем привести примеры:

В качестве доказательства верности данного утверждения можно привести такой пример влияния потребителей на экономику, как экономический кризис, произошедший в США на рубеже 20-х - 30-х годов прошлого века – Великая Депрессия. Он был вызван кризисом перепроизводства: предложение превысило спрос, и потребители просто не имели возможностей для покупки товаров и услуг, вследствие чего многие компании разорились.

Также можно отметить, что влияние оказывает не только предпочтение потребителей, но и их возраст, семейное положение. Например, если в городе построили новый жилой комплекс, куда въехало много родителей с детьми, и в непосредственной близости от него нет магазинов с детскими товарами, но есть супермаркет, можно ожидать роста спроса на товары для детей в супермаркете. Впоследствии супермаркет будет расширять ассортимент таких товаров, делать дополнительные заказы, а непосредственный производитель – увеличивать производство. А ведь если бы большинство въехавших в жилой комплекс являлись пенсионерами, увеличения спроса на товары для детей не произошло бы.

Мы приводим один пример из истории, а второй – с опорой на жизненный опыт. Осталось написать заключение:

Таким образом, Л. Мизес был прав, говоря, что потребители являются хозяевами рыночной экономики. По сути, весь рынок функционирует, опираясь на их действия и предпочтения; главное, чтобы это осознавали и сами потребители.

Количество слов в эссе не ограничено, но исходя из названия понятно, что оно не должно быть слишком большим – не нужно «лить воду», лучше написать короткую, но емкую работу, удовлетворяющую критериям. В написании хороших эссе очень важна практика – если написать несколько десятков работ по разным темам, на экзамене не должно быть трудно; к тому же, кто знает, вдруг там попадется одна из проработанных раннее тем!

Успехов в написании эссе!


Сочинение


Основная часть экзамена по русскому языку – написание сочинения по приведенному тексту. Однако это сочинение не очень похоже на привычные нам письменные работы, где приветствуются красивые обороты и полет фантазии. Здесь нужно постараться написать такой текст, который будет максимально соответствовать критериям оценки, за которые и начисляют баллы.

Для этого нужно писать много сочинений по различным текстам в течении года – набивать руку.


Рекомендации и план написания сочинения в ЕГЭ по русскому языку


Вначале давайте рассмотрим критерии оценки сочинения.

НазваниеМаксимальный балл
К1Формулировка проблем исходного текста1
К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста3
К3Отражение позиции автора исходного текста1
К4Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме3
К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения2
К6Точность и выразительность речи2
К7Соблюдение орфографических норм3
К8Соблюдение пунктуационных норм3
К9Соблюдение языковых норм2
К10Соблюдение речевых норм2
К11Соблюдение этических норм1
К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале1

Получить высший балл по критерию к6 можно только при получении высшего балла по критерию к10!

Минимальный объем сочинения – 150 слов, но лучше писать около 250!

Писать нужно максимально разборчиво – чтобы избежать таких случаев, когда «о» написана как «а» и засчитывается за ошибку!

Структура сочинения

Введение

Введение подразумевает 2-3 предложения, подводящие к проблеме.

Постановка проблемы

2-4 предложения, в которых четко сформулирована проблема текста - здесь нужно упомянуть автора текста, например:

Именно проблема роли детства в дальнейшей жизни людей ставится Петровым Иваном Андреевичем в прочитанном мною тексте.

Что автор может сделать с проблемой:

  1. выдвинуть
  2. поставить
  3. осветить
  4. рассмотреть
  5. изложить
  6. остановиться (на проблеме…)
  7. анализировать

Комментарий к проблеме

4-8 предложений, более подробно характеризующих и описывающих проблему, например:

Затронутая Петровым И. А. проблема всегда будет актуальной, ведь каждый человек проходит через период детства. Сейчас занятия детей несколько отличаются от досуга их сверстников, живших даже двадцать лет назад – многие сегодняшние дошкольники и младшие школьники часто проводят время перед экраном компьютера и телевизора. Безусловно, это повлияет и на их дальнейшую жизнь. Именно об этом рассуждает писатель.

Какой может быть проблема?

  1. животрепещущей
  2. острой
  3. вечной
  4. злободневной
  5. актуальной
  6. важной
  7. общественно значимой
  8. серьезной
  9. наболевшей
Рекомендуем запомнить эти слова и использовать их в написании сочинения! ⇑

Авторская позиция

1-3 предложения, характеризующих взгляд автора текста на проблему, например:

Петров И. А. считает, что дети, которые проводят много времени за электронными устройствами, развиваются иначе, чем те, которые читают книги, занимаются спортом и общаются вживую, и такое изменение досуга повлияет на дальнейшую жизнь детей.

Ваша позиция

1-2 предложения, выражающих ваше согласие или несогласие с мнением автора. Лучше отказаться от вступления в противоречия с автором – делать это можно только при наличии очень убедительных аргументов, что бывает очень редко.

Речевые клише для выражения согласия с автором:

  1. я полностью разделяю позицию автора
  2. я абсолютно согласен с точкой зрения автора
  3. автор прав, утверждая, что
  4. невозможно не согласиться с автором в том, что
  5. я придерживаюсь той же точки зрения, что и автор текста
  6. безусловно, я согласен с автором
  7. позиция автора относительно этой проблемы мне очень близка

Первый аргумент, подкрепленный примером из литературы.

Второй аргумент, также подкрепленный примером из литературы либо из другого жанра искусства/из статей/из истории/из статистики/из мнения экспертов. Приведение двух аргументов из литературы  - беспроигрышный вариант.

Заключение

2-3 предложения, содержащие вывод о написанном, подведение итога рассуждениям.

Главное на экзамене – точно соблюдать структуру сочинения, не забыть пересчитать слова и перепроверить написанный текст. Тогда получить максимальный балл (конечно, при условии грамотности и хороших аргументов) будет совсем нетрудно.