Изобразительно-выразительные средства русского языка
Для успешного выполнения третьего задания по русскому языку необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка.
Как правильно выполнить задание №3 в ОГЭ по русскому языку?
Для этого я привожу нашу последовательность действий - алгоритм выполнения заданий.
Чаще всего в задании нам необходимо найти среди предложений то, в каком используется определенное средство выразительности. Для этого:
- вспоминаем значения лингвистического термина
- внимательно читаем каждое предложение
- определяем, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;
- выбираем ответ
Иногда в задании от нас требуют определить, какое средство речевой выразительности использовано в указанном предложении и передает психологическое состояние героя. Для этого:
- читаем список изобразительно-выразительных средств языка
- вспоминаем значения лингвистических терминов
- читаем предложение еще раз и думаем над тем, какое средство выразительности использовано в нем
- выбираем ответ
Теория к заданию №3 ОГЭ по русскому языку
В данной теоретической справке я разберу основные средства выразительности, которые чаще всего встречаются в задании №3.
Подробный список и пояснения вы сможете найти в приложенных файлах после типовых разборов :-).
В данной теоретической справке я разберу основные средства выразительности, которые чаще всего встречаются в задании №3.
Подробный список и пояснения вы сможете найти в приложенных файлах после типовых разборов :-).
Нам необходимо запомнить определения основных средств выразительности и знать несколько примеров для лучшего понимания.
- Метафора – скрытое сравнение (один предмет сравнивается с другим по какому-либо общему признаку – можно видоизменить предложение без потери смысла, добавив союзы как, словно, будто).
Пример: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. (Ночь словно металась за окном, то будто распахиваясь стремительным белым огнем, то будто сжимаясь в непроглядную тьму).
- Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живых существ.
Пример: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
- Эпитет – образное, яркое определение предмета или действия.
Пример: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Пример: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова), осенний день (осенний – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова).
- Сравнение – сопоставление одного предмета с другим.Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)
Пример: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением
Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительное в творительном падеже
Пример: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
- Гипербола – преувеличение.
Пример: Я тебе миллион раз говорил.
- Литота – преуменьшение.
Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Пример: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…
- Параллелизм– повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.
Пример: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…
- Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания.
Пример: Сейте разумное, доброе, вечное…
- Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.
Пример: Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень.
- Инверсия – обратный порядок слов. При этом порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Пример: Вот нахмурил царь брови чёрные… (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)
- Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа; обычно ставится с целью усиления утверждения .
Пример: На кого не действует новизна?
- Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.
Пример: О Русь моя! Жена моя!
- Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем.
Пример: ленивый, ленится, лентяй
- Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса
- Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Пример: реветь, дочурка, продажный
- Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.
Пример: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье!"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!"
- Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков.
Пример: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются "корабли"
- Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Пример: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака.
- Оксюморон - сочетание несочетаемого.
Пример: живой труп, пленница свободы, светлая тьма
Разбор типовых вариантов задания №3 ОГЭ по русскому языку
Первый вариант задания
Рассмотрим задание №3 из демонстрационного варианта ОГЭ по русскому 2017:
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
- Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
- Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
- Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Алгоритм выполнения:
- Метафора – слово в переносном смысле, скрытое сравнение.
- Внимательно читаем каждое предложение.
- В первом предложении трус несчастный – устойчивый эпитет.
- Во втором предложении письма вынули из души, душа ослепла, душа оглохла – метафора.
- В третьем предложении вызывающий тон – эпитет.
- В четвертом предложении разговор обеспокоил, удивил и обидел – олицетворение.
- Метафора использована только во втором предложении.
Ответ: 2
Второй вариант задания
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
- Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
- По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
- Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
- Полина Харитоновна и мама были передо мной как на ладони.
Алгоритм выполнения:
- Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, имеющее определенный смысл.
- Внимательно читаем каждое предложение.
- В первом предложении глубина зеркала – метафора; светлой глубины – эпитет.
- Во втором предложении неуверенно-торжественный голос - эпитет.
- В третьем предложении новых ученика – устойчивый эпитет.
- В четвертом предложении были как на ладони - фразеологизм.
- Фразеологизм использован в четвертом предложении.
Ответ: 4
Третий вариант задания
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
- В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
- С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
- Характер у неё был вулканического происхождения.
- Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.
Алгоритм выполнения:
- Олицетворение – приписывание неодушевленным предметам, явлениям природы действий, качеств живых существ.
- Внимательно читаем каждое предложение.
- В первом предложении слабые огоньки, далекий закат - эпитеты.
- Во втором предложении яблоньки и огороды сбегали в низину – олицетворение. Понятно, что ни яблоньки, ни огороды на самом деле бегать не могут, и автор имел в виду, что они простирались далеко – от гряды до низины.
- В третьем предложении характер вулканического происхождения - метафора.
- В четвертом предложении точно тигр вокруг добычи - сравнение.
- Олицетворение использовано только во втором предложении.
Ответ: 2