Разбор задания №3 ОГЭ по русскому языку

Изобразительно-выразительные средства русского языка


Для успешного выполнения третьего задания по русскому языку необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка.

Как правильно выполнить задание №3 в ОГЭ по русскому языку? Для этого я привожу нашу последовательность действий.

Чаще всего в задании нам необходимо найти среди предложений то, в каком используется определенное средство выразительности. Для этого:

  1. вспоминаем значения лингвистического термина
  2. внимательно читаем каждое предложение
  3. определяем, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;
  4. выбираем ответ

Иногда в задании от нас требуют определить, какое средство речевой выразительности использовано в указанном предложении и передает психологическое состояние героя. Для этого:

  1. читаем список изобразительно-выразительных средств языка
  2. вспоминаем значения лингвистических терминов
  3. читаем предложение еще раз и думаем над тем, какое средство выразительности использовано в нем
  4. выбираем ответ

Теория к заданию №3 ОГЭ по русскому языку


В данной теоретической справке я разберу основные средства выразительности, которые чаще всего встречаются в задании №3.

Подробный список и пояснения вы сможете найти в приложенных файлах.

Нам необходимо запомнить определения основных средств выразительности и знать несколько примеров для лучшего понимания.

  1. Метафора – слово в переносном смысле.

    Пример: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

  2. Олицетворение– наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. 

    Пример: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

  3. Эпитет– образное определение предмета или действия. 

    Пример: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. 

    НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.

    Пример: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

  4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
    а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)

    Пример: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.

    б) сравнительным придаточным предложением

    Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

    в) существительное в творительном падеже

    Пример: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

  5. Гипербола – преувеличение.

    ПримерЯ тебе миллион раз говорил.

  6. Литота – преуменьшение.

    Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

  7. Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

    Пример: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…

  8. Параллелизм – повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.

    Пример: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…

  9. Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания.

    Пример: Сейте разумное, доброе, вечное

  10. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.

    Пример: Они сошлись. Волна и камень, стихи и прозалёд и пламень.

  11. Инверсия – обратный  порядок слов. При этом порядке слов:
    а) подлежащее стоит после сказуемого
    б) прилагательное после существительного
    в) наречие после глагола

    Пример: Вот нахмурил царь брови чёрные…  (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)

  12. Риторический вопрос– это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. 

    Пример: На кого не действует новизна?

  13. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.

    Пример: О Русь моя! Жена моя!

  14. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем. 

    Пример: ленивый, ленится, лентяй

  15. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. 

    Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

  16. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.

    Пример: реветь, дочурка, продажный

  17. Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.

    Пример: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье!"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!"

  18. Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков. 

    Пример: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются  "корабли"

  19. Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.

    Пример: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. 

  20. Оксюморон - сочетание несочетаемого.

    Пример: живой труп, пленница свободы, светлая тьма


Разбор типовых вариантов задания №3 ОГЭ по русскому языку


Рассмотрим задание №3 из демонстрационного варианта ОГЭ по русскому 2017:

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
  2. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
  3. Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
  4. Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

Метафора - слово в переносном смысле. В данном задании встречается только во втором варианте ответа.

вынули из её души

Ответ: 2


Оцените мой разбор задания, поделитесь с друзьями в соцсетях и задавайте вопросы в комментариях!