Разбор задания №3 ОГЭ по русскому языку


Изобразительно-выразительные средства русского языка


Задание №3 ОГЭ по русскому - ИНФОГРАФИКАДля успешного выполнения третьего задания по русскому языку необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка.

Как правильно выполнить задание №3 в ОГЭ по русскому языку?

Для этого я привожу нашу последовательность действий - алгоритм выполнения заданий.

Чаще всего в задании нам необходимо найти среди предложений то, в каком используется определенное средство выразительности. Для этого:

  1. вспоминаем значения лингвистического термина
  2. внимательно читаем каждое предложение
  3. определяем, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;
  4. выбираем ответ

Иногда в задании от нас требуют определить, какое средство речевой выразительности использовано в указанном предложении и передает психологическое состояние героя. Для этого:

  1. читаем список изобразительно-выразительных средств языка
  2. вспоминаем значения лингвистических терминов
  3. читаем предложение еще раз и думаем над тем, какое средство выразительности использовано в нем
  4. выбираем ответ

Теория к заданию №3 ОГЭ по русскому языку


В данной теоретической справке я разберу основные средства выразительности, которые чаще всего встречаются в задании №3.

Подробный список и пояснения вы сможете найти в приложенных файлах после типовых разборов :-).

В данной теоретической справке я разберу основные средства выразительности, которые чаще всего встречаются в задании №3.

Подробный список и пояснения вы сможете найти в приложенных файлах после типовых разборов :-).

Нам необходимо запомнить определения основных средств выразительности и знать несколько примеров для лучшего понимания.

  1. Метафора – скрытое сравнение (один предмет сравнивается с другим по какому-либо общему признаку – можно видоизменить предложение без потери смысла, добавив союзы как, словно, будто).

Пример: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. (Ночь словно металась за окном, то будто распахиваясь стремительным белым огнем, то будто сжимаясь в непроглядную тьму).

  1. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живых существ. 

Пример: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

  1. Эпитет – образное, яркое определение предмета или действия. 

Пример: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. 

НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.

Пример: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное  значение слова), осенний день (осенний – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова).

  1. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим.Сравнение может быть представлено:

а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)

Пример: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.

б) сравнительным придаточным предложением

Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

в) существительное в творительном падеже

Пример: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

  1. Гипербола – преувеличение.

Пример: Я тебе миллион раз говорил.

  1. Литота – преуменьшение.

Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Пример: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…

  1. Параллелизм– повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.

Пример: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…

  1. Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания.

Пример: Сейте разумное, доброе, вечное

  1. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.

Пример: Они сошлись. Волна и камень, стихи и прозалёд и пламень.

  1. Инверсия – обратный  порядок слов. При этом порядке слов:
    а) подлежащее стоит после сказуемого
    б) прилагательное после существительного
    в) наречие после глагола

Пример: Вот нахмурил царь брови чёрные…  (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)

  1. Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа; обычно ставится с целью усиления утверждения .

Пример: На кого не действует новизна?

  1. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.

Пример: О Русь моя! Жена моя!

  1. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем. 

Пример: ленивый, ленится, лентяй

  1. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. 

Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

  1. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.

Пример: реветь, дочурка, продажный

  1. Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.

Пример: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье!"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!"

  1. Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков. 

Пример: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются  "корабли"

  1. Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.

Пример: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. 

  1. Оксюморон - сочетание несочетаемого.

Пример: живой труп, пленница свободы, светлая тьма


Разбор типовых вариантов задания №3 ОГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

Рассмотрим задание №3 из демонстрационного варианта ОГЭ по русскому 2017:

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
  2. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
  3. Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
  4. Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Алгоритм выполнения:
  1. Метафора – слово в переносном смысле, скрытое сравнение.
  2. Внимательно читаем каждое предложение.
    • В первом предложении трус несчастный – устойчивый эпитет.
    • Во втором предложении письма вынули из души, душа ослепла, душа оглохла – метафора.
    • В третьем предложении вызывающий тон – эпитет.
    • В четвертом предложении разговор обеспокоил, удивил и обидел – олицетворение.
  3. Метафора использована только во втором предложении.

Ответ: 2


Второй вариант задания

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
  2. По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
  3. Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
  4. Полина Харитоновна и мама были передо мной как на ладони.
Алгоритм выполнения:
  1. Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, имеющее определенный смысл.
  2. Внимательно читаем каждое предложение.
    • В первом предложении глубина зеркала – метафора; светлой глубины – эпитет.
    • Во втором предложении неуверенно-торжественный голос - эпитет.
    • В третьем предложении новых ученика – устойчивый эпитет.
    • В четвертом предложении были как на ладони - фразеологизм.
  3. Фразеологизм использован в четвертом предложении.

Ответ: 4


Третий вариант задания

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  1. В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
  2. С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
  3. Характер у неё был вулканического происхождения.
  4. Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.
Алгоритм выполнения:
  1. Олицетворение – приписывание неодушевленным предметам, явлениям природы  действий, качеств живых существ.
  2. Внимательно читаем каждое предложение.
    • В первом предложении слабые огоньки, далекий закат - эпитеты.
    • Во втором предложении яблоньки и огороды сбегали в низину – олицетворение. Понятно, что ни яблоньки, ни огороды на самом деле бегать не могут, и автор имел в виду, что они простирались далеко – от гряды до низины.
    • В третьем предложении характер вулканического происхождения - метафора.
    • В четвертом предложении точно тигр вокруг добычи - сравнение.
  3. Олицетворение использовано только во втором предложении.

Ответ: 2