Разбор задания №32 ОГЭ по истории


Поиск исторической информации


Тридцать второе задание ОГЭ по истории также связано с отрывком из исторического источника. Оно напрямую связано с содержанием – требуется выписывать из него нужное предложение и привести аргументы (признаки, факты, задачи, действия), подтверждающие правильность сделанного в нем вывода.

Всего за данное задание можно набрать 2 балла – в том случае, если верно указано предложение и два положения. Если же правильно написаны только предложение и одно положение, ответ ученика оценивается в 1 балл. 0 баллов ставят тогда, когда верным является лишь один компонент ответа (то есть либо предложение, либо два положения), или же ответ полностью неверен.

Для успешного выполнения задания очень важно внимательно читать текст, ведь и предложение, и аргументы обычно приведены в нем.


Разбор типовых вариантов задания №32 ОГЭ по истории


Первый вариант задания

«Реформы этого монарха можно разделить на два периода. Неудачно начатая война со шведами стала подлинным „двигателем” преобразований. Поначалу царь во многом шёл по наитию, подчинялся требованиям момента. Нужда в деньгах, припасах, кораблях, оружии, обученных людях требовала изменений не только армии, но всей системы управления, финансов, промышленности. Главным было — победить в войне во что бы то ни стало. Поэтому первые преобразования оказались поспешными, непродуманными. Денег и людей при этом, естественно, не жалели.

К концу войны начался второй этап реформ. Они приобрели более системный характер, стали осмысленными.

За годы реформ фактически был создан новый государственный аппарат. Во главе его стоял Правительствующий Сенат, которому подчинялись вновь образованные центральные правительственные органы – коллегии. Кроме уездов, появились также губернии и провинции. Штат чиновников увеличился вдвое, бюрократическое начало стало преобладающим в системе управления. Соблюдение законности обеспечивали прокуратура, суды, тайные агенты — фискалы. Особую роль в истории государства сыграла Табель о рангах, установившая деление всех служащих на 14 рангов по трём чиновным категориям: военные, гражданские и придворные чины. Отныне движение по карьерной лестнице определялось не происхождением чиновника или военного, а его усердием и добросовестной службой в каждом чине».

В 3 абзаце найдите и выпишите предложение, содержащее описание ситуации, признаки которой указаны в тексте далее.  Укажите как минимум два признака этой ситуации.

Как мы видим, в тексте задания прямо указывается, в котором из абзацев нужно искать нужное нам предложение – это значительно облегчает задачу и увеличивает шансы на получение баллов за это задание даже в том случае, если ученик вдруг не знает материал, относящийся к данному периоду.

В третьем абзаце описываются те реформы, которые Петр Первый провел в области государственного управления. Практически то же самое говорится в его первом предложении, а далее в тексте абзаца идет раскрытие этой темы с конкретными примерами реформ – значит, нам нужно выписать первое предложение 3 абзаца. В качестве признаков можно выписать две любые реформы, описанные далее по тексту – к примеру, создание Сената, введение таких должностей, как фискалы и прокуроры, принятие Табели о рангах, создание коллегий.

Ответ может выглядеть следующим образом:

  1. За годы реформ фактически был создан новый государственный аппарат.
  2. Признаки:
    • создание Сената и коллегий;
    • учреждение новых должностей – фискалов  и прокуроров;
    • создание Табели о рангах.

Второй вариант задания

«…Смутное время в России закончилось. В первые годы после смуты царь, по сути, правил совместно с Земским собором, который заседал почти непрерывно. За два десятилетия удалось в целом преодолеть самые тяжёлые последствия Смутного времени.

В _________ годах русские войска начали войну против Польши с целью отвоевания Смоленска. Война закончилась неудачей, но одним из условий мира был отказ поляков от всех прав на русский трон.

В годы царствования преемника и сына Михаила Фёдоровича — ____________ — произошёл ряд важных перемен в жизни Русского государства. Если при Михаиле Фёдоровиче практически осуществлялось совместное правление царя и Земского собора, то при его преемнике собор собирается всё реже, пока совершенно не прекращает свою деятельность. Соборным уложением, принятым на Земском соборе, запрещается переход крестьян от одного помещика к другому. Правительство успешно решило одну из важнейших внешнеполитических задач, стоявших перед Россией, — воссоединение Украины с Россией».

Найдите в источнике и запишите предложение, содержащее положение, подтверждения которому приводятся далее по тексту. Напишите не менее двух фактов, подтверждающих данное положение.

Речь в тексте идет о сыне царя Михаила Федоровича – Алексее Михайловиче, который правил с 1645 по 1676 годы. В документе перечисляются основные события, произошедшие во время его правления. Если внимательно прочесть текст, становится видно, что обобщающее положение с дальнейшими подтверждениями приводится в третьем абзаце – это его первое предложение. В первом абзаце нужным может показаться последнее предложение о преодолении последствий Смутного времени, однако для него нескольких подтверждающих фактов не приводится.

Среди нужных для ответа на второй вопрос задания можно выделить такие факты, как постепенное уменьшение значимости Земского собора и прекращение его деятельности, запрет перехода крестьян к другому помещику Соборным уложением, решение вопроса о воссоединении Украины с Россией.

В ответ можно записать любые два аргумента:

  1. В годы царствования преемника и сына Михаила Фёдоровича — Алексея Михайловича— произошёл ряд важных перемен в жизни Русского государства.
  2. Факты:
    • успешное решение задачи воссоединения Украины с Россией;
    • постепенное угасание роли Земского собора, приведшее к тому, что его деятельность была прекращена.

Третий вариант задания

Отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС:

«Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей. Благодаря активной работе партии начиная с 1983 года удалось подтянуть работу многих звеньев народного хозяйства и несколько улучшить обстановку. Однако трудности далеко не преодолены, и нам предстоит приложить немало усилий, чтобы создать надёжную основу для быстрого продвижения вперед…

Конечно, сказалось влияние природных и ряда внешних факторов. Но главное, думается, в том, что своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования и, что особенно важно, не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере. Нам надо, товарищи, глубоко и до конца осознать сложившуюся ситуацию и сделать самые серьёзные выводы. Исторические судьбы страны, позиции социализма в современном мире во многом зависят от того, как мы дальше поведём дело <…>

Главный вопрос сейчас в том, как и за счёт чего страна сможет добиться ускорения экономического развития…»

В 1 абзаце исторического источника найдите и перепишите то предложение, где обозначена ситуация, причины которой приводятся в следующем абзаце. Укажите минимум две причины данной ситуации.

Внимательно читаем первый абзац доклада – в нем говорится о том, что за последние несколько лет появилось много трудностей, которые пока что не преодолены, из-за чего необходимо приложить значительные усилия для дальнейшего развития страны.

Сразу определить нужное предложение не так просто, поэтому читаем дальше – говорится о причинах трудностей, влиянии на них различных факторов. Значит, нужное нам предложение – самое первое. Среди причин можно выписать как влияние природных и внешних факторов, так и отсутствие своевременной оценки изменений условий развития производства, а также – разработки и проведения значимых экономических реформ.

Запишем ответ:

  1. Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей.
  2. Причины:
    • не были разработаны и осуществлены крупные меры в экономической сфере;
    • сказалось влияние природных и некоторых внешних факторов.