Разбор задания №4 ОГЭ по литературе


Сочинение


В четвертом и последнем задании ОГЭ по литературе учащимся необходимо написать небольшое сочинение (объем - не менее двухсот слов) по одной из четырех предложенных тем. Как правило, две темы относятся к поэзии, а две – к прозе. Эксперты советуют задолго до экзамена определиться, анализом какого типа произведений будет заниматься ученик – для этого нужно написать несколько работ и по прозе, и по поэзии, а затем (желательно с помощью учителя или репетитора) определить, что получается лучше. После этого можно целенаправленно готовиться к анализу выбранного типа произведений – писать сочинения и читать готовые анализы по темам, приведенным в пособиях для подготовки.

Мы приводим два примера – один по прозе и один по поэзии.

Также нужно хорошо знать литературные термины и умело применять их в работе – если этого не делать, можно потерять два первичных балла. Сочинение обязательно должно быть хорошо структурировано – иметь введение, постановку проблемы, выражение авторской и собственной позиций и выводы. Еще очень поможет выписывание и запоминание цитат из различных произведений; можно просто применять их во время написания «тренировочных» работ и запоминать, ведь это также оценивается отдельным критерием и приносит баллы. Однако можно не цитировать все дословно, что сложно для больших произведений, а пересказывать отдельные сюжетные ходы.

Темы могут быть самыми разными – анализ образа героя или какого-либо события из сюжета, объяснение названия произведения или выбора автором открытого финала, проблематика стихотворений или объяснение каких-либо точек зрения о смысле произведения. Чтобы хорошо написать сочинение, просто знать сюжет недостаточно.

Система оценок

Ответ оценивается по нескольким критериям; максимально за него можно получить 12 баллов.

К1 – Глубина раскрытия темы и содержательность суждений. 3 балла по данному критерию ставят, если ученик полностью раскрывает тему, опираясь на авторскую позицию и приводя обоснованную собственную точку зрения при отсутствии фактических ошибок. 2 балла ставят при выполнении вышеизложенных условий и наличии 1-2 фактических ошибок либо неполной аргументации собственного мнения. 1 балл получают за ответ, в котором тема раскрыта не целиком: или без учета позиции автора, или без обоснования написанных положений, или при наличии 3-4 фактических ошибок. Если допущено 5 и более фактических ошибок, либо тема сочинения не раскрыта – ответ оценивается в 0 баллов.

К2 – Уровень владения теоретическим материалом. Если в анализе произведения учащийся правильно использует литературные термины, он получает 2 балла по этому критерию. При наличии 1-2 ошибок либо при упоминании терминов без их использования непосредственно в анализе ставится 1 балл. Если допущено более 2 ошибок в терминах либо они не используются вообще, ученик получает 0 баллов по данному критерию.

К3 – Обоснованность привлечения текста произведения. 2 балла ставят, если ученик разносторонне использует текст произведения в виде цитат или пересказов отдельных его фрагментов. 1 балл получают в том случае, если текст привлекается, но без прямой связи с приводимыми тезисами. Если же работа написана без привлечения текста, ученик получает 0 баллов за этот критерий.

К4 – Композиционная целостность и логичность изложения. Если части работы логически связаны между собой и в ней отсутствуют необоснованные повторы, ученик получает 2 балла. При наличии нарушений логической стройности работы и отступлений от темы эксперт ставит 1 балл по этому критерию. В 0 баллов оценивается тот ответ, в котором не прослеживается целостной композиции.

К5 – Соблюдение речевых норм. Если ученик допустил 1-2 речевые ошибки или не допустил их вообще, он получает 3 балла; при наличии 3 ошибок в речи ставят 2 балла, 4 – 1 балл, 5 и более – 0 баллов.


Примеры сочинений по заданию №4 ОГЭ по литературе


Сочинение по прозе

Каким предстаёт чи­нов­ни­че­ство в ко­ме­дии Н.В. Го­го­ля «Ревизор»?

Действие поэмы Н. В. Гоголя «Ревизор» происходит в уездном городе N. Произведение написано в жанре социально-политической комедии – в нем обличаются такие явления общественной жизни, как взяточничество, казнокрадство, злоупотребления властью, произвол и пренебрежение по отношению к народу. Все эти черты характерны для чиновников, описанных в «Ревизоре».

Самым главным в городе является Городничий. Он довольно сообразителен и совсем неглуп, однако грубость и взяточничество характерны и для него, однако он оправдывает себя, говоря о казнокрадстве и чиновничьем беспределе, что «так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят». Другие описанные в произведении чиновники мало чем отличаются от своего руководителя. Например, судья Ляпкин-Тяпкин, прочитавший за свою жизнь 5-6 книг и поэтому считающийся образованным мужчиной, предпочитает брать взятки борзыми щенками и не считает это чем-то зазорным.  Земляника – попечитель богоугодных заведений – наживается за счет больных: он не выдает им лекарств, говоря, что они и так «как мухи выздоравливают». Земляника готов написать донос на своих сослуживцев – видно, что этот человек ставит свои интересы и желание «выслужиться» перед ревизором превыше всего. Почтмейстер постоянно читает чужие письма, говоря, что это – «преинтересное» занятие.

Н. В. Гоголь очень ярко описал образ каждого чиновника, однако вместе эти люди создают облик той власти, которая, по мнению автора, управляла страной в то время. Совместный образ чиновничества со всей его лживостью, подлостью и корыстью  - сатирическое отражение современной писателю действительности.


Сочинение по поэзии

Каким предстаёт в ли­ри­ке Ф.И. Тют­че­ва образ моря? (По двум–трём сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта.)

Федор Иванович Тютчев – известный русский поэт девятнадцатого века. В своей лирике он часто обращался к теме природы; в некоторых его произведениях перед читателями предстает образ моря.

В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…», написанном в 1865 году и относящемся к позднему творчеству поэта, основная тема – человек и стихия природы. Это произведение можно отнести к пейзажно-медитативному жанру. Лирический герой восхищается красками моря и обращается к нему, говоря:

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

Писатель использует прием олицетворения: в первой строфе герой обращается к морю на «ты», будто разговаривает с живым существом, а далее будто смотрит на него со стороны, не переставая при этом считать его живым:

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

При прочтении стихотворения перед читателем предстает картина вечернего моря, которое восхищает лирического героя, желающего слиться с величественной стихией.

Похожие мотивы наблюдаются и в стихотворении «Ты, волна моя морская». Здесь лирический герой прямо говорит о том, что его душа слилась с  морем:

Душу, душу я живую

Схоронил на дне твоем.

Однако это произведение имеет метафорический романтический смысл – считается, что оно адресовано любимой женщине поэта Е. Денисьевой.

Стихотворения поэта, посвященные морю, описывают все великолепие водной стихии. Ф. Тютчев мастерски передает игру красок и даже звуки морской воды, благодаря чему у читателей возникает ощущение единения с природой.