Разбор задания №4 ОГЭ по обществознанию


Общество и человек


Четвертое задание ОГЭ по обществознанию, в отличие от 3 предыдущих, относится к повышенному уровню сложности. Оно также построено в формате теста, но варианты ответов в этом случае связаны с верностью или неверностью двух предложенных суждений: нужно либо указать, что оба из них верны/неверны, либо выбрать одно верное. Четвертое задание экзамена по обществознанию для девятиклассников нацелено на проверку тех же подразделов предмета, что и предыдущее.

Максимальный балл за 4 задание ОГЭ по обществознанию – 1: он ставится, если ученик выбрал верный вариант ответа. В общем-то задание не такое сложное, главное – внимательно читать условие.


Разбор типовых вариантов задания №4 ОГЭ по обществу


Первый вариант задания

Верны ли нижеследующие суждения о человеке?

А. У человека и у животных есть некоторые схожие потребности.

Б. Человек, в отличие от животных, может действовать сознательно.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

Для успешного выполнения задания нужно вспомнить основные сходные и различные черты между человеком и животным. Одно из главных отличий заключается в том, что для человека характерны различные формы мышления, и он может передавать информацию окружающим и общаться с ними, используя членораздельную речь. Следовательно, суждение под буквой Б уже является верным. Животные, как известно, удовлетворяют только свои биологические потребности, руководствуясь при этом врожденными инстинктами и приспосабливаясь к окружающей среде. Человек же удовлетворяет не только биологические, но и социальные и духовные потребности, причем для удовлетворения последних он создает различные материальные и духовные блага. Однако общие потребности у человека и животных есть, и это – биологические потребности. Следовательно, оба приведенных суждения верны. Ответ: 3.


Второй вариант задания

Верны ли приведенные ниже суждения о глобальных проблемах?

А. Для того чтобы преодолеть глобальные проблемы, все страны мира должны объединить свои усилия.

Б. Глобальные проблемы являются угрозой для существования человечества.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

Глобальные проблемы были названы так потому, что они затрагивают интересы и судьбы всего населения планеты, вне зависимости от стран и континентов – такие проблемы вызывают серьезные экономические и социальные потери и в случае своего усугубления могут угрожать существованию человечества вообще, а решить их можно только при совместном сотрудничестве общепланетарного масштаба. В настоящее время поиски путей решения глобальных проблем становятся темой больших международных конференций. К таким проблемам относятся, например, терроризм, загрязнение Мирового океана, озоновые дыры, исчерпание минеральных ресурсов. Очевидно, что оба приведенных суждения являются верными и правильный ответ – 3.


Третий вариант задания

Верны ли приведенные ниже суждения о сферах общественной жизни?

А. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества.

Б. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

Это задание, как и подобные задания на разграничение сфер общественной жизни, совсем не сложное: достаточно один раз хорошо выучить, какая сфера за что отвечает, и выполнение подобных заданий не будет вызывать никаких проблем. Итак, социальная сфера включает в себя различные половозрастные группы, народы, классы, нации; духовная – религию, науку, образование, искусство; политическая – государство, власть, партии; экономическая – производственные отношения и производительные силы. Сразу ясно, что суждение под буквой Б неверно – организация власти относится к политической сфере. А вот то, что написано под буквой А, соответствует действительности: ведь производство организуется для того, чтобы удовлетворять материальные потребности людей. Итак, ответ – 1.