Разбор задания №4 ОГЭ по русскому языку


Правописание приставок


В задании №4 ОГЭ по русскому нас проверяют на знание правописания приставок. В теории по теме "приставки" я представил самую необходимую информацию для успешного выполнения данного задания. В конце разбора вы сможете найти ссылку на документ с подробной теорией по теме "приставки".


Теория к заданию №4 ОГЭ по русскому языку


Приставки на -з и -с

Если после приставки звонкий согласный (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р), то на конце приставки пишем

Пример: разбежаться

Если после приставки глухой согласный (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), то на конце приставки пишем

Пример: бестолковый

Исключение: приставка с

Пример: сделать, сбиться, сговориться

Приставки пре- и при-

при- обозначает:

а) приближение (приплыть)

б) присоединение (приклеить)

в) неполное действие (прикрыть)

г) близко, рядом (пришкольный)

пре- обозначает:

а) очень (премаленький = очень маленький)

б) заменяется приставкой пере- (преградить = перегородить)

приставки - задание №4 ОГЭ по русскому


Разбор типовых вариантов задания №4 ОГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

Рассмотрим следующий вариант задания из демонстрационного варианта 2017:

Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

После внимательного прочтения находим, что в предложении 3 встречается слово пришли, в котором приставка при- употреблена в значении приближения.

Ответ: пришли


Второй вариант задания

Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "На конце приставки пишется -С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный".

(7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

Найдем слово, в котором после «с» в приставке идет глухой согласный. Такое слово есть в 10 предложении – вспоминал. Других вариантов среди предложенных предложений нет.

Следовательно, ответ: вспоминал.


Третий вариант задания

Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия".

(2)Он шел прихрамывая, и на коленке у дего была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка.

Слов с приставкой «при» в указанных предложениях два – прихрамывая и привязана. В слове «привязана» значения неполноты действия нет, а вот в слове «прихрамывая» - есть, оно означает «слегка хромая».

Ответ: прихрамывая.