Разбор задания №6 ОГЭ по обществознанию


Человек и общество


Шестое задание по своей тематике схоже с пятым – в нем также проверяются знания ребят относительно духовной культуры во всех ее проявлениях. Но формат задания несколько другой: в 6 номере необходимо анализировать два приведенных суждения – указывать, какое из них является верным, либо – что оба верны/неверны.

Если ученик дал правильный ответ – он получает 1 балл за это задание, если же допустил ошибку – 0 баллов. Как правило, условие не очень сложное, и времени на выполнение задания уходит не так много, однако нужно внимательно читать предложенные утверждения, чтобы ничего не перепутать.


Разбор типовых вариантов задания №6 ОГЭ по обществу


Первый вариант задания

Являются ли верными нижеприведенные суждения?

А. В России существует возможность получения бесплатного высшего образования, которая предоставляется на конкурсной основе.

Б. Конституция РФ гарантирует каждому гражданину страны бесплатное основное общее образование.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

Образованию посвящена сорок третья статья Конституции нашей страны, которая состоит из пяти статей. В первых двух из них говорится о том, что у каждого есть право на образование, а дошкольное, школьное и среднее профессиональное образования, получаемые в государственных учреждениях, являются бесплатными – следовательно, второе утверждение, данное под буквой Б, является верным. В третьей статье сказано, что каждый гражданин России имеет право бесплатно получить высшее образование в государственном образовательном учреждении на конкурсной основе – значит, и утверждение под буквой А также верно. Ответ: 3.


Второй вариант задания

Верны ли приведенные ниже суждения о тенденциях развития образования?

А. Гуманизация образования заключается в повышении роли социально-гуманитарных дисциплин вроде социологии и права в образовательном процессе.

Б. Гуманитаризация образования – повышение внимания непосредственно к личности ученика, к его интересам, индивидуальным особенностям и запросам.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

В данном задании термины перепутаны местами: на самом деле гуманизация образования предполагает ориентацию на личность обучающегося, а гуманитаризация заключается в повышении роли общекультурных компонентов и так называемых «гуманитарных» предметов в образовательной системе. Термин «гуманизация» напоминает слово «гуманизм», обозначающее «человеколюбие», а «гуманитаризация» напрямую связана с сочетанием «гуманитарные предметы» — история, обществознание, языки, литература, право… Если провести такие параллели, выполнить задание можно и без знания используемых в нем терминов. Итак, ответ – 4.


Третий вариант задания

Верны ли данные ниже суждения об искусстве?

А. Характерная черта искусства – опора на факты.

Б. Одна из важных функций искусства – познание мира.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

Опора на факты характерна не для искусства, а для науки, которая занимается описанием и объяснением каких-либо процессов на основе имеющихся у нее фактов. Искусство же подразумевает творческое воспроизведение действительности, основанное на личном восприятии. Значит, первое положение точно неверно; переходим ко второму. Искусство выполняет несколько функций: социальную, гедонистическую, познавательную, воспитательную… Одной из самых главных является познавательная, суть которой заключается в том, что искусство помогает познавать и анализировать действительность, используя для этого различные художественные образы. Поэтому произведения искусства являют собой довольно ценный источник информации о различных процессах, прежде всего – общественных, ведь его главный объект познания – человек. Следовательно, второе положение верное, и ответ – 2.