Разбор задания №8 ОГЭ по русскому языку


Грамматическая основа предложения


В восьмом задании ОГЭ по русскому от нас требуется указать грамматическую основу предложения. Задание простое и требует только базовых знаний. Разберем немного теории.


Теория к заданию №8 ОГЭ по русскому языку


Задание №8 ОГЭ по русскому - ИНФОГРАФИКА

Подлежащее отвечает на вопрос кто? что?

Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать? каков предмет? какой предмет? что такое предмет? как?

Существует два типа предложений:

  • Двусоставные (где есть и подлежащее и сказуемое).

Пример: День клонился к закату. (Что?) день - подлежащее, (что делал?) клонился - сказуемое.

Иногда один из главных членов может быть выпущен из предложения, но при этом подразумеваться, быть понятным из контекста. Такие предложения называются двусоставными неполными:

Пример: Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я — довольно плохо, по обыкновению.

Предложение сложное, состоит из двух частей.

Первая часть представлена грамматической основой Ермолай стрелял – двусоставное полное предложение.

Вторая часть сложного предложения представлена только подлежащим – я – предложение двусоставное неполное с пропуском сказуемого (оно очевидно из контекста).

  • Односоставные предложения (в качестве грамматической основы выступает только подлежащее или только сказуемое).

Среди односоставных выделяют:

  • Назывные (грамматическая основа выражена подлежащим). Например: Мороз за окном. Подлежащее – мороз. Предложение односоставное, назывное.
  • Определенно-личные предложения – предложение, в которых грамматическая основа выражена сказуемым – глаголом 1 и 2 лица. В таких предложениях можно с легкостью определить, кто совершает действие. Например: Пишу письмо бабушке. Грамматическая основа – пишу – глагол 1 лица (я пишу). Предложение односоставное, определенно-личное.
  • Неопределенно-личные – предложения, в которых грамматическая основа выражена сказуемым – глаголом 3 лица. Сложно определить, кто именно совершает действие. Например: Бабушке принесли письмо. Грамматическая основа – принесли – глагол 3 лица (они). Предложение односоставное, неопределенно-личное.
  • Обобщенно-личные – предложения, в которых грамматическая основа выражена сказуемым – глаголом 2 лица. Деятель не определен или представляется неким обобщенным образом. Например: С тобой каши не сваришь. Грамматическая основа – не сваришь – глагол 2 лица. К обобщенно-личным обычно относятся пословицы и поговорки.
  • Безличные – предложения, в которых грамматическая основа выражена сказуемым – глаголом (безличным глаголом, глаголом 3 лица единственного числа, инфинитивом, причастием, частицей «нет», словом категории состояния. Деятель при этом вообще не подразумевается. Например: Вечереет. Грамматическая основа – вечереет – глагол 3 лица единственного числа. Деятель не подразумевается. Предложение односоставное безличное.

Зная все вышесказанное, вы безошибочно определите грамматическую основу любого предложения.

Помните! Предложение может быть осложнено однородными подлежащими и сказуемое. Каждое из них будет входить в грамматическую основу.

Алгоритм выполнения задания:

  • Внимательно читаем предложение. Находим деятеля (того, кто совершает действие). Это подлежащее (отвечает на вопрос кто? что?). выясняем, какое действие совершается – сказуемое (отвечает на вопросы что делает? каков? И др.).
  • Внимательно смотрим, не входят ли в состав сказуемого модальные слова:

рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден

являться, казаться, становиться, стать, сделать, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть

надо, нужно, необходимо

Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищем к ним продолжение (еще одно слово), и определяем границы составного сказуемого

Пример: я рад побывать на конференции

  • Если предложение односоставное, пытаемся определить его тип, чтобы убедиться в правильности своих предположений.
  • Проверяем, нет ли в предложении однородных подлежащих и сказуемых.
  • Записываем ответ.

Разбор типовых заданий №8 ОГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

Разберем задание №8 из демонстрационного варианта 2017:

Выпишите грамматическую основу предложения 22.

(22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Подлежащего, отвечающего на вопросы кто?и что? в данном предложении нет, находим только сказуемое создают, отвечающее на вопрос что делают?
  2. Предложение односоставное неопределенно личное. Сказуемое – создают – глагол 3 лица. Деятеля определить сложно (кто-то создает).
  3. Модальных слов нет.
  4. Однородных сказуемых нет.

Ответ: создают.


Второй вариант задания

Выпишите грамматическую основу предложения 12.

(12)Он взял три ве­точ­ки ми­мо­зы и пошёл в школу.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Кто? – он – подлежащее. Он (что сделал?) взял, пошел.
  2. Предложение двусоставное полное.
  3. Модальных слов в составе сказуемого нет.
  4. Предложение осложнено однородными сказуемыми.

Ответ: он взял и пошел.


Третий вариант задания

Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 4.

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. 

Алгоритм выполнения задания:
  1. Подлежащего, отвечающего на вопросы кто? и что? в данном предложении нет, находим только сказуемое повели, отвечающее на вопрос что сделали?
  2. Предложение односоставное неопределенно личное. Сказуемое – повели – глагол 3 лица. Деятеля определить сложно (кто-то повел).
  3. Модальных слов нет.
  4. Однородных сказуемых нет.

Ответ: повели.