Разбор задания №9 ОГЭ по обществознанию


Экономика в обществе


Девятое задание итогового экзамена по обществознанию для девятиклассников основывается на всех темах, связанных с экономической сферой жизни общества и проверяемые в заданиях под номерами 7 и 8. Оно относится к тому типу заданий, который включает в себя так называемое обращение к социальным реалиям: в 1-2 предложениях описывается какая-либо ситуация, к которой задается вопрос – на определение термина, процессов, характеристик. Далее предлагается 4 варианта ответа, из которых нужно выбрать один верный. Максимальный балл за девятое задание ОГЭ по обществознанию – 1.


Разбор типовых вариантов задания №9 ОГЭ по обществу


Первый вариант задания

1. В стране Х производители продукции свободно конкурируют друг с другом, и в своей деятельности берут за ориентир спрос потребителей. К какому типу можно отнести экономику этой страны?

  1. Плановому
  2. Рыночному
  3. Командному
  4. Традиционному

Плановый и командный тип – одно и то же; как мы помним, он предполагает преобладание государственной собственности, и именно план определяет, что и в каких масштабах следует производить. Традиционный тип базируется на ручном общинном труде – никакой конкуренции в традиционной экономике нет, а ориентиром служат принятые обычаи и традиции. Очевидно, что правильный ответ – к рыночному; ведь конкуренция и ориентация на спрос характерны для рыночной экономики. Ответ: 2.


Второй вариант задания

В 1991 году доходы бюджета нашей страны составили примерно 146 млрд рублей, а расходы – 229 млрд рублей. Что отражают эти данные?

  1. Бюджетный дефицит
  2. Рост инфляции
  3. Спад производства
  4. Бюджетный профицит

Госбюджет отражает государственные доходы и расходы. Доходы поступают из налогов, государственных займов, эмиссии. К расходам причисляется содержание обороноспособности, затраты на обслуживание госдолга, дотации для предприятий, развитие инфраструктуры и социальные нужды. Если доходы бюджета равны расходам, он называется сбалансированным. В случае, если доходы превышают расходы, бюджет является профицитным, а если расходов больше, чем доходов – дефицитным. Разницу между доходами и расходами называют сальдо: если больше доходов, то сальдо положительное, а если больше расходов – отрицательное. В данной ситуации мы видим, что расходов почти на 80 млрд больше, чем доходов; у нас отрицательное сальдо и, следовательно, дефицит бюджета. Если бы было наоборот – был бы профицит. Итак, ответ – 1.


Третий вариант задания

В стране Х производство всех стиральных порошков распределено между четырьмя предприятиями-гигантами. Крупные предприятия поглощают мелкие и в остальных сферах производства. Это – яркая иллюстрация проявления процесса:

  1. Стандартизации
  2. Национализации
  3. Приватизации
  4. Монополизации

Национализация – это переход предприятий от частных собственников к государству, а приватизация – наоборот, переход государственной собственности в частную. К нашему случаю эти термины точно не подходят, ведь в описанной ситуации не говорится об изменении собственников предприятий. Стандартизация – деятельность по установлению каких-либо единых норм и правил; это тоже не имеет отношения к приведенной проблеме. Остался один вариант – монополизация: это такая ситуация в экономике, когда одна или несколько крупных фирм полностью контролируют рынок определенного товара или услуги, не давая новым предприятиям войти в число его производителей и не оставляя выбора покупателям. Именно это и происходит в указанной стране Х. Ответ – 4.