Женские образы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Рекомендации к написанию сочинения «Женские образы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Жанр поэмы Н.А. Некрасова – эпопея. Это давало поэту возможность показать широчайшую панораму русской жизни послереформенного времени. В центре внимания не судьба отдельной личности, а глубинный охват событий народной жизни. Проблема поиска счастья выступает как центральный мотив, которому подчинено всё.

Среди героев поэмы почти нет женских образов (есть мелькающие образы женщин в главах «Сельская ярмарка», «Пьяная ночь»). Женские голоса вписываются в многоголосие некрасовской поэмы, делая картину жизни более полной. Лишь один женский образ дан крупно и объёмно – это героиня главы «Крестьянка» Матрёна Тимофеевна Корчагина. Вопрос о счастье был адресован и ей. Отметим, что Некрасов не мог не обратиться к «долюшке женской» — одной из центральных тем его лирики.

Эпиграф к сочинению

Рекомендуем вам предпослать работе эпиграф, который можно взять из стихотворения Н. А. Некрасова «Женская доля»:

Доля ты русская, долюшка женская,

Вряд ли труднее сыскать.

Он наиболее полно отражает основную мысль создаваемой работы.

Вступление к сочинению

В основе сочинения – биография героини. Во вступлении нужно объяснить, почему именно к Матрёне приходят мужики-странники, ищущие того, «кому живётся весело, вольготно на Руси». Именно эту женщину, по слухам, в народе считают счастливой. Это и есть причина встречи мужиков с Корчагиной, которая рассказывает о своей судьбе. Обратите внимание на внешность героини: её портрет подчёркивает самобытность и незаурядность Матрёны, он внушает невольное почтение к ней.

Основная часть работы  должна отразить самые важные моменты жизни Матрёны Тимофеевны.

  1. Беззаботное детство в родной семье.
  2. Замужество и отношения с мужем.
  3. Отношение к Матрёне родни мужа.
  4. Рождение первенца и его трагическая гибель.
  5. Тяжёлая работа.
  6. Рождение сыновей.
  7. Выпорота розгами вместо сына Федота.
  8. Мужа забирают в солдаты.
  9. Беременная Матрёна обращается за помощью к жене губернатора и получает её.
  10. Рождённый в доме губернатора ребёнок становится крестником губернаторши.
  11. Возвращение мужа Филиппа семью.

Рассказ Матрёны отражает женскую судьбу, наполненную бедами и тяжёлым трудом. Этим объясняется  горькая ирония слов, обращённых к странникам, которые пришли к ней как к счастливице – ведь так о ней говорит народная молва.

Обязательно отметьте, что глава построена как монолог героини. Это придаёт особую исповедальную интонацию её рассказу, которому нельзя не верить.

Завершение сочинения

В заключительной части напишите о том, что судьба одной женщины становится отражением многих женских судеб. С этой целью в главу включены причитания, плачи, народные песни, которые поют и Матрёна, и странники: звучащие песни, с одной стороны, словно иллюстрируют жизнь героини, с другой стороны – являются неким обобщением, создавая портрет русской женщины вообще и отражая её горькую судьбу. Поэтому вывод, который звучит в поэме и относится к любой русской женщине, произносит героиня, знающая ему цену: «Не дело – между бабами счастливую искать!»

Эти слова Матрёны Тимофеевны связаны с выводом, к которому приходя и странники-правдоискатели

Словарный материал для сочинения

Первая часть может пригодиться, когда вы будете рассказывать о жизни Матрёны, вторая – для характеристики героини, её личных качеств и особенностей характера.

  1. Подневольное положение женщины в семье, постоянные унижения, деспотизм семейных отношений, постоянная разлука с мужем, вынужденного уходить на заработки, страдания матери, потерявшей сына-первенца, материальная нужна: падёж скота, пожары, неурожаи; угроза остаться солдаткой, бесправной и незащищённой.
  2. Чувство собственного достоинства, способность к самопожертвованию, терпение, многострадальная женщина-мать, духовная сила и красота, стойкость в жизненных испытаниях, жизнестойкость, несгибаемость под ударами судьбы, глубина чувств и переживаний, щедрость души.

Вариант сочинения

Поэма-эпопея Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» даёт читателю возможность погрузиться в жизнь послереформенной России. Полифонизм произведения позволяет услышать голоса разных людей, живущих в эту эпоху. Женские образы в поэме появляются эпизодически, но делают жизненную картину более полной.

Наиболее ярко раскрыт в поэме образ Матрены Тимофеевны Корчагиной – крестьянки, которой посвящена третья часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Уже ее описание вызывает неподдельный интерес к образу, восхищение ее силой и стойкостью: «Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати восьми. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла».

Странники приходят именно к ней, потому что в народе её называют счастливицей. Однако сама Матрёна с обидой говорит о своей «счастливой» жизни: она рассказывает мужикам-странникам о своей судьбе, которая полна бед и испытаний.

До замужества Матрена жила спокойно и счастливо. Да и замуж она выходит по любви, что было большой удачей. Однако, переехав в дом мужа Филиппа Корчагина, она оказалась в аду. Ей приходилось работать от зари до зари, она подвергалась несправедливым нападкам свекрови и золовок, в то время как муж был далеко на заработках и не мог защитить её. Только дед Савелий был добр с ней, помогал то словом, то делом.

Много горя повидала на своем веку Матрена Тимофеевна. Чего только не выпало на её женскую долю: приставания управляющего, гибель двухлетнего первенца Демушки, тяжёлая работа по хозяйству, пожары и падёж скота, рождение детей и уход за ними, заступничество за сына Федота и наказание кнутом вместо него, незаконная отправка мужа в солдаты. Отчаявшись, Матрена отправляется в город и бросается в ноги губернаторше, которая помогает Матрене, становится крестной матерью новорожденного сына Корчагиной Лиодора. Героиня сохраняет в выпавших на её долю испытаниях духовную силу и красоту, чувство собственного достоинства.

Некрасов сопровождает рассказ-исповедь героини плачами и народными песнями: их поёт сама Матрёна, подпевают ей и странники. В них отражается типичная судьба женщины-крестьянки того времени.

Сама Матрена уверена: «Не дело – между бабами счастливую искать!» Заканчивается глава словами о том, что «ключи от счастья женского, от нашей волной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого». Такой горький вывод делает Матрена Тимофеевна, которая знает цену этим словам.

Текст: Елена Бочкова, 7.4k 👀