👀 301 |

Анализ «Государства» Платона

О произведении

В «Государстве» Платон акцентирует внимание на сущности справедливости и на наиболее важных чертах идеального государства. Платон представляет свое произведение в форме диалога: разговора между персонажами. Центральная фигура диалога — учитель Платона, греческий философ Сократ (469–399 до н.э.), который выступает в роли рассказчика Платона и выдвигает ряд удивительных и противоречивых идей. К ним относится концепция царя-философа, правителя, целенаправленно преданного истине и добру.

Уже более двух тысячелетий Республика считается выдающимся произведением политической философии. Основные идеи Платона в диалоге — такие как истинная природа справедливости, доктрина форм и идей и бессмертие души — сильно повлияли на таких более поздних авторов, как греческий философ Аристотель, римский политик Цицерон, христианский философ святой Августин и Английский философ эпохи Возрождения Сент-Томас Мор.

Ключевые идеи

Формы (образы) и идеи

Согласно Платону, все, что люди воспринимают своими чувствами в видимом мире, является копией идеальной формы или образца. Эта идеальная форма существует только в умопостигаемом мире, в мире, который может воспринять лишь ум, но не чувства. Таким образом, стол — независимо от его материала, конструкции или конфигурации, независимо от того, насколько прочным и плотным он может казаться — не является частью сущностной реальности. Это всего лишь копия идеальной формы стола.

Эта философская доктрина тесно связана с концепцией Платона, согласно которой истинный философ занимается умопостигаемым миром, поскольку только здесь существует истинная реальность, а знание — в отличие от мнения — может привести к просветлению. Учение о формах или идеях также переплетается с платоновской критикой подражания, которая играет важную роль в его отрицании поэзии в идеальном состоянии. Подражание, по мнению Сократа, находится на третьем месте от истины.

Справедливость и государство

В книге 4 «Государства» Сократ, проверив и отвергнув ряд определений справедливости, наконец приходит к тому, что он, по-видимому, считает удовлетворительным. Он заявляет, что справедливость, по сути, является социальным условием, подразумевающим равновесие и гармонию между тремя сословиями в государстве (чтобы дельцы, помощники и стражи не вмешивались в дела друг друга, не переходили из сословия в сословие), а также баланс и гармонию внутри каждого из трех частей души (разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего). Справедливость господствует, когда это равновесие не нарушается никаким конфликтом. Несправедливость означает раздор этих начал человеческой души.

Справедливость также состоит в том, что в идеальном государстве каждый человек должен заниматься исключительно своим делом, тем, что у него лучше всего получается, не отвлекаясь на другие работы. Таким образом, Сократ предлагает «разделение труда в государстве соответственно потребностям и природным задаткам».

Так, например, большое значение в идеальном государстве Платон придаёт стражам, которые должны охранять и защищать свою землю. Они не должны заниматься никакими другими делами – только защищать. Воспитание и отбор стражей – долгий и сложный процесс. С самого детства их должны, по мнению, Сократа регулярно проверять, устраивая испытания, и отбирать самых достойных. Воспитание должно быть, как мусическим (нравственным, духовным, умственным), так и гимнастическим (физическим). Оба должны положительно воздействовать на душу, укреплять нравственность стражей. Давать воспитание необходимо в совокупности, чтобы защитники получились и не изнеженные, и не слишком жёсткие. Поэзию и мифы в воспитании стражей Сократ предлагал тщательно отбирать, потому что считал, что многие произведения могут склонить юношей к пороку.

Очень важным составляющим в идеальном государстве Платона являются условия жизни людей в нём. Так, описывая быт стражей, Сократ говорит, что они не должны владеть никакой частной собственность, не иметь такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Припасы и еду они должны получать от граждан, как плату за то, что они их охраняют. Однако количество припасов должно хватать стражам на год без излишка. Также никто в идеальном государстве не должен не то, что пользоваться, а даже прикасаться к золоту и серебру. На упрёк Адиманта, что таким образом в государстве не будет счастливых людей (оттого, что люди не будут иметь доступ к роскоши и различным благам), Сократ отвечает, что необходимо заботиться о том, чтобы всё государство в целом было счастливым, а не какое-то одно из его сословий. Каждое сословие должно вносить свой вклад в построение счастливого государства.

Вследствие отсутствия денег, богатых и бедных людей не будет раздоров в борьбе за имущество, не будет денежных проблем у граждан. Всё у всех будет общим, в том числе и жёны у стражей.

Одна из важнейших идей Сократа: устранить богатство и бедность. Богатый человек – не захочет совершенствоваться в своей специализации, а бедный – не будет иметь средств, чтобы приобрести инструменты для работы.

Сократ выявляет четыре ключевых свойства идеального государства:

  1. Мудрость – свойство небольшой группы людей у власти.
  2. Мужество – свойство воинов-стражей, которое воспитывается в них так, чтобы его невозможно было бы «смыть никакими щелочами».
  3. Рассудительность – власть над определёнными удовольствиями и вожделениями.
  4. Справедливость – есть: заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие, трудясь на благо всего государства.
Цитата

И давай скажем ещё раз: в противоположность ей справедливостью будет и сделает государство справедливым – преданность своему делу у всех сословий – дельцов, помощников и стражей, причём каждое из них будет выполнять то, что ему свойственно.

Сократ. Кн. 4.

Сократ изо всех сил пытается опровергнуть утверждение Фрасимаха в Книге 1 о том, что справедливость всегда связана со слабостью. Напротив, утверждает Сократ, справедливость одновременно и добродетельна, и выгодна, а несправедливость всегда вредна и невыгодна. Кульминационный итог этого аргумента содержится в книге 9.

Пещера Платона.

Пещера Платона.

Ближе к концу Книги 5 Сократ говорит своим друзьям, что одного действия может быть достаточно для реализации в реальной жизни идеального государства, которое они построили. Эта решение предоставит власть в государстве правителям-философам. Правителями идеального государства должны быть философы («такой человек рассудителен и ничуть не корыстолюбив»). Как бы маловероятно это ни звучало, продолжает Сократ, только руководство истинно мудрых и добродетельных людей сделает возможным упорядоченное и гармоничное общество. Утверждение Сократа приводит к длительным усилиям по выявлению качеств и подготовки настоящего философа в отличие от популярного образа этой фигуры. Просвещение, борьба и жертва настоящего философа ярко изображены в Аллегории пещеры в начале Книги 7. Будущий философ должен пройти тщательную подготовку, в том числе, изучая такие предметы, как счёт и число, геометрия, измерение глубины, астрономия, музыка, и, наконец, диалектический метод. В конце концов он должен стать настоящим диалектиком – человеком, умеющим рассуждать и доказать сущность каждой вещи.

В книге 8 и в начале книги 9 Сократ подробно обсуждает четыре формы правления, которые он считает ошибочными: «четыре вида извращённого государственного устройства». Каждой форме правления соответствует соответствующий человек, характер и качества которого Сократ подробно описывает. Для идеального государства Сократ подбирает лучшую, по его мнению, форму правления: царскую власть (если один человек) или аристократию (если несколько человек). Правят философ или философы. Четыре ошибочных типа государства:

  • Тимократия (спартанская форма) — государственные должности занимают люди, обладающие собственностью; власть честолюбивцев, большое внимание уделяющих воинским обязанностям.

Почему ошибочное?

Будет борьба за власть, соперничество между группами людей (честолюбцами), начнутся раздоры. Сословия перемешаются между собой и не смогут дать плодовитое потомство, тогда как по мысли Сократа лучшим потомством может быть лишь от лучших мужей и женщин стражей. Равновесие между сословиями будет нарушено. В результате будет введена частная собственность.

  • Олигархия – строй, основывающийся на имущественном цензе. У власти будут богатые, а бедные не будут участвовать в управлении.

Почему ошибочное?

  1. «Раз в государстве почитают богатство и богачей, значит, там меньше ценятся добродетель и её обладатели».
  2. Бедных, которые могли бы быть более способными к управлению государством, априори не допускаются к власти.
  3. При олигархии будут существовать две группы: богатые и бедные, которые вечно будут злоумышлять друг против друга.
  4. Богатые люди, тратя деньги, не приносят никакую пользу государству.
  • Демократия — власть народа, где все равны.

Почему ошибочное?

Строй, где никто не озабочен тем, кто от каких занятий переходит к государственной деятельности. Поэтому он не имеет должного управления.

  • Тирания – правление единственного корыстолюбивого правителя с абсолютной властью.

Почему ошибочное?

Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство, когда у власти находится нечестный, корыстолюбивый, завистливый   человек, который думает не о благе государства, а о себе.

Города-государства в Древней Греции, включая Афины, управлялись многими или всеми этими формами в период 700–300 гг. до н. э.

Поэзия

Сократ критикует поэзию и поэтов-подражателей, рассчитывая не впускать их в идеальное государство. В Книге 3 и Книге 10 он пытается оправдать запрет на распространение наиболее традиционной поэзии в Республике. В книге 3 Сократ утверждает, что изображения богов и героев в греческих эпосах и трагедиях фальсифицируют поведение этих фигур (богов и героев), изображая их виновными во всевозможных пороках и насильственных действиях. Таким образом, многие стихи представляют собой модели, неприемлемые с моральной точки зрения, особенно для молодежи. В 10-й книге Сократ дополняет этот аргумент другим возражением: поэзия, по его словам, находится в трех ступенях от реальности. Поэт может описать стол (или другой физический объект), но это описание является только имитацией реального стола, который, в свою очередь, является только имитацией идеальной формы стола. Таким образом, у поэзии есть большой потенциал ввести в заблуждение слушателей и читателей. Единственная поэзия, которая должна быть разрешена в идеальном состоянии, утверждает Сократ, — это гимны богам и восхваление известных людей.

Доктрина о душе

Человеческая душа бессмертна и состоит из трех частей. Высшая часть души — это разум, она познаёт истину. Две другие части существуют в «яростном» подразделении. Высшая из этих двух частей — это стремление души к честолюбию, почестям в то время как низшая из двух связана с поисками для удовлетворения желаний: пищи, любовных утех и материальных благ.

Цитата

Поэтому давай прежде всего скажем, что есть три рода людей: одни – философы, другие – честолюбцы, третьи – сребролюбцы.

Сократ. Кн. 9.

Платон изображает определенные аспекты бессмертия души в заключительном разделе диалога, Миф об Эра, в Книге 10. В этой истории после смерти люди должны выбрать свою следующую жизнь. Мораль мифа состоит в том, что выбор, который мы делаем в этой жизни, будет иметь важные последствия в загробном мире.

Платонические диалоги

Ряд ранних платонических диалогов служат полезным введением в образ Сократа и его форму диалога. Например, Сократа часто изображают в поисках правильного определения конкретной индивидуальной добродетели: храбрость в Лахе, умеренность в Хармидах или набожность в Евтифроне. По мере поиска истины Сократ показывает, что популярные представления о каждой конкретной добродетели неверны или противоречивы. Точно так же в первой книге «Государства» Сократ просит своих друзей дать определение справедливости. Но каждое предлагаемое определение оказывается ошибочным. Только в конце Книги 4 достигается удовлетворительное понимание истинной природы справедливости.

Попутно Сократ проявляет себя как высший ироник, а также философ, притворяющийся невежественным, чтобы разоблачить невежество других. Сократическая ирония идет рука об руку с «сократовским методом» — серией вопросов и ответов, которые еще глубже исследуют обсуждаемую проблему. Этот метод иногда называют диалектикой. Сегодня метод Сократа используется в качестве основного метода обучения во многих юридических школах.

Принятие Сократом обсуждения вопросов и ответов связано, в свою очередь, с другим аспектом его ключевой позиции в развитии древнегреческой культуры. Жизнь философа совпала с переходом от преимущественно устной культуры к обществу, которое стало приверженным относительно новой технологии письма. Это не случайно, поэтому сам Сократ никогда не писал ни слова; на самом деле в некоторых отрывках платоновских диалогов (прежде всего в «Федре») Сократ изображен как глубоко недоверчивый к письменному слову. Парадоксально, но этот плодовитый и в высшей степени безупречный автор унаследовал мантию наставника, глубоко не доверявшего письменному слову. Платон блестяще решил эту дилемму изобрести новую литературную форму в Древней Греции: драматический диалог. Эта форма имела то преимущество, что сохраняла сущность сократовского метода диалектики или вопросов и ответов, но также предлагала многочисленные возможности для включения широкого спектра литературных приемов и техник: например, юмор, повторение, образное мышление, язык и напряжённый интерес.

И ученые, и читатели сходятся во мнении, что проза Платона занимает свое место среди шедевров древнегреческой литературы. «Государство» читали не только за ее философское содержание, но и за выдающуюся риторику и лирически образный язык.


Максим Романович | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *