Герой нашего времени • роман 💡

Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1840 | Форма произведения: роман | Жанр: драма | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: 3-6 часов | Экранизация: сериал (Россия, 2006 год, реж. Александр Котт) | Герои произведения: Мери Лиговская, Максим Максимыч, Казбич, Грушницкий, Бэла, Григорий Печорин | Темы: верность и предательство, внутренняя борьба, героизм, гордость и смирение, добро и зло, дружба, жизнь и смерть, изъяны общества, любовь и ненависть, месть и великодушие, милосердие и жестокость, образование и воспитание, одиночество, ответственность, смелость и трусость, смысл жизни, человек и общество

«Герой нашего времени» – единственный завершённый роман Михаила Юрьевича Лермонтова, стоящий у истоков русской психологической прозы.

Год написания: 1838–1840 гг. Год первой публикации: 1840 г. Литературное направление: реализм и романтизм

История создания

В 1836 году Лермонтов начинает писать роман «Княгиня Лиговская», главный герой которого – 23-летний Григорий Печорин. Работа над романом затягивается, её прерывает ссылка Лермонтова на Кавказ. К первоначальному замыслу писатель больше не возвращается. Вероятно, в 1838 году, во время отпуска, он приступает к «Герою нашего времени», куда переносит не только героя, но и некоторые мотивы предыдущего романа. Идея «Героя нашего времени» во многом перекликается с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина. Даже фамилию главного героя Лермонтов выбрал по подобию пушкинского героя – Онегин от названия реки Онега, а Печорин от названия реки Печора.

Публикация произведения

Сначала роман публиковался по частям в «Отечественных записках». Первые читатели воспринимали «Героя нашего времени» не как «роман с продолжением», а как отдельные повести о Печорине. Происходило это из-за относительной автономности частей произведения. При этом части выходили не в том порядке, в каком мы читаем их сейчас:

  • первой вышла «Бэла» (1839 г.);
  • вторым – «Фаталист» (1839 г.);
  • третьей – «Тамань» (1840 г.).

В 1840 году в Санкт-Петербурге в типографии Ильи Глазунова появилось уже отдельное издание романа в двух книгах: здесь впервые были напечатаны «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина» и «Княжна Мери». В 1841 году вышло второе отдельное издание: после добавления двухстраничного предисловия – «Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь…» – роман обрёл канонический вид.

Исторические детали

Роман отличает глубокий историзм: писатель отразил эпоху 1830-х годов XIX века в её трагических противоречиях и философских исканиях, создал яркий тип героя времени. Это был период правления Николая I, приход которого был связан с восстанием декабристов. Бунт был подавлен, многих из его участников лишили дворянских титулов, некоторых сослали в Сибирь. Император направил все силы на усиление самодержавия. Время, описанное в произведении, характеризовалось потерей идеалов, разочарованием в любой активной деятельности и ощущением неподвижности в общественной жизни. Молодые люди, не имевшие цели и не знавшие, как и где применить свои способности, отправлялись в поисках новых ощущений на Кавказ. Они участвовали в непрекращающихся военных действиях, связанных с присоединением к Российской империи территорий Северного Кавказа.

Жанровое своеобразие романа

Жанр «Героя нашего времени» можно отнести к социально-психологическому роману, в котором соединены несколько повествовательных жанров:

  • путевые заметки;
  • очерк;
  • новелла;
  • психологическая и философская повести;
  • дневники;
  • исповедь.

Современное определение жанра «Героя нашего времени» – роман. Сам Лермонтов избегал однозначных жанровых формулировок. По мнению исследователей, писатель считал, что его произведение не вписывается в привычные романные рамки. И на это были основания. «Герой нашего времени» по своей форме был новаторским произведением для своего времени. В романе смешались романтические и реалистические традиции.

Черты романтизма в произведении

  • лиризм повествования;
  • «разорванность» композиции романа (нарушение хронологической последовательности);
  • необычные ситуации (похищение Бэлы, её трагическая гибель; история с контрабандистами).
  • внимание к внутреннему миру главного героя;
  • неясность прошлого главного героя;
  • противостояние героя обществу;
  • образ дороги (герой постоянно куда-то едет: в Кисловодск или Тамань, и даже смерть свою встречает по дороге из Персии);
  • тема злой судьбы (в «Фаталисте»);
  • экзотический пейзаж Кавказа, мотивы моря, стихии;
  • любовные драмы.

Черты реализма в произведении

  • объективность авторской позиции по отношению к герою;
  • создание образа «лишнего человека» – типичного представителя эпохи, социального типа;
  • стремление автора объяснить особенности личности героя с точки зрения психологии, учитывая при этом условия окружающей жизни;
  • типичность второстепенных персонажей романа;
  • воссоздание сложных и противоречивых отношений личности и общества;
  • показ разных сфер действительности, разных характеров и типов быта.

Художественные особенности романа

В романе «Герой нашего времени» по-новому раскрываются традиционные романные средства. Лермонтов использует психологический портрет, который связывает внешность героя с чертами его характера, внутренним миром. Детали внешности несут информацию о чувствах, мыслях, настроении, переживании героя. Психологический портрет главного героя построен на антитезах и оксюморонах, которые подчёркивают противоречивость личности Печорина: чёрные брови и светлые волосы; крепкое сложение и нежность бледной кожи; пыльный сюртук и «ослепительно чистое бельё» под ним. Сочетание разных точек зрения на персонажа позволяет создать особое восприятие героя. Читатель видит его через собственные зрительные впечатления, беседы, слухи, чьи-то предвзятые суждения.
Для раскрытия персонажей М.Ю. Лермонтов также использует:
  • диалоги
  • монологи (в том числе внутренние)
  • пейзаж
  • композицию романа

Особенности пейзажа в каждой из глав романа связаны с её жанром. Например, с документальной точностью описывается природа в главе «Бэла», написанной в форме путевых заметок. В главе «Княжна Мери» природа располагает людей к определённому настроению. В «Фаталисте» звёздное небо – символ гармонии, которой Печорину не хватает в его жизни. Пейзаж помогает понять неординарность и глубину личности Печорина. Так, в «Журнале Печорина» пейзажные зарисовки раскрывают тонкую душевную организацию главного героя, который даёт поэтические описания пейзажа.

Система персонажей в романе

Главные герои

Рассказчик – проезжий офицер, от лица которого написан роман. Он получает дневник Печорина и пересказывает события из него читателю.

Григорий Александрович Печорин – главный герой романа, молодой дворянин и офицер; пытается найти своё место в жизни.

Максим Максимыч – дослужившийся до офицера простой крестьянин, искренне привязанный к Печорину; исполнительный, трудолюбивый и высоконравственный.

Бэла – дочь черкесского князя; становится возлюбленной Печорина, но быстро ему надоедает.

Княжна Мери (княгиня Лиговская) – молодая княжна, которую Печорин влюбил в себя, чтобы позлить Грушницкого.

Грушницкий – молодой юнкер, самовлюблённый, мелочный и подлый.

Другие персонажи

Вернер – пожилой доктор, друг Печорина; умный, саркастичный человек, который не лишён нравственности и сочувствия.

Вера – молодая женщина, давняя любовь Печорина; искренне любит главного героя и принимает его со всеми недостатками.

Вулич – офицер, знакомый Печорина; отчаянный человек, заядлый игрок.

Азамат – юный кавказский горец, младший брат Бэлы.

Казбич – молодой черкес, влюбленный в Бэлу.

Ундина – контрабандистка, настоящее имя неизвестно.

Янко – контрабандист, друг Ундины, лодочник из Керчи.

Смысл названия произведения

Идейным и сюжетным центром произведения служит не внешняя биография, а личность человека, его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс. В образе Григория Печорина Лермонтов хотел показать мысли и чувства своего поколения, собрав в нём характеристики молодых людей. Смысл названия романа «Герой нашего времени» заключается в том, чтобы заявить тему произведения – изображение типичного представителя 30-х годов XIX века. Произведение посвящено не личной драме какого-то выдуманного персонажа, а тому, что чувствовало целое поколение. Григорий Печорин представлен как одарённый молодой человек, который не может воплотить в жизнь свои таланты, так как общество его не принимает, а царский режим оказывает противодействие. В результате герой времени томится в своей жизни, как в плену.

Композиция произведения

Композиция романа очень сложна. Сочетание разных жанров повествования стало новым шагом в литературе. Именно такое глубокое и постепенное проникновение в сущность Печорина вызвало неподдельный восторг читающей публики. Роман состоит из нескольких частей неравнозначных по объёму и количеству действия, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только потом мы видим его изнутри, по записям из дневника. То есть образ Печорина раскрывается через совокупность разных точек зрения на него.

Мы сначала узнаём:

  • давнюю историю из жизни главного героя («Бэла»),
  • затем встречаемся с ним лицом к лицу («Максим Максимыч»),
  • потом узнаём о его смерти (предисловие к «Журналу Печорина»),
  • через его записи («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») восстанавливаем более ранние эпизоды его биографии.

В хронологическом порядке повести должны были располагаться так:

  • «Тамань»
  • «Княжна Мери»
  • «Бэла» (начало рассказа Максима Максимыча)
  • «Фаталист»
  • «Бэла» (окончание рассказа Максима Максимыча; повествовательное обрамление)
  • «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина».

Каждая из глав «живёт» собственной жизнью и имеет своё строение. В каждой отдельной повести существует своя кульминация, общей является лишь развязка, то есть смерть главного героя. Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет. Роман начинается с рассказа о событиях на Кавказе и заканчивается там же – кольцевая композиция. В произведении три рассказчика – «автор-издатель», Максим Максимыч и собственно Печорин.

Тематика и проблематика произведения

Главная тема «Героя нашего времени» – процесс самопознания личности, исследование духовного мира человека. Лермонтов заострил внимание на проблеме личности, которая находится в конфликте с обществом. Это «лишние люди» – люди дворянского происхождения, которые не смогли реализовать свои таланты в общественно полезной деятельности и боролись со скукой, проводя время за азартными играми, устраивая дуэли или бросая вызов нормам общественной морали. Они не встраиваются в социум в силу своей исключительности: среда не способна найти им применение. В романе прослеживаются также следующие темы:

  • свобода личности и предопределение («Фаталист»);
  • отношения людей разных поколений (Печорин – Максим Максимыч);
  • истинная и ложная дружба (Печорин и Максим Максимыч; Печорин и Грушницкий);
  • любовь (отношения Печорина с женщинами).

Общая нравственно-философская проблематика романа «Герой нашего времени» – поиск смысла жизни, возможность действия человека в эпоху «безвременья». В рамках этой проблематики в романе ставятся сложнейшие вопросы:

  • В чём смысл жизни?
  • Что такое судьба?
  • Что такое добро и зло?
  • Несёт ли человек за свои поступки нравственную ответственность?
  • Имеет ли право человек играть чувствами других людей?
  • Каковы пороки общества первой половины XIX века?
  • К чему приводит эгоизм?

Конфликт произведения

В романе можно выделить социальный конфликт – столкновение Печорина с обществом, и внутренний конфликт – противостояние героя с самим собой. Печорин постоянно пытается вернуть себе вкус к жизни, но находит лишь скуку.

Основная идея романа

В предисловии к роману Лермонтов пишет:

«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»

Жизнь Печорина представляет собой череду хаотичных событий, приводящих всех, кто находится с ним рядом, к страданиям. Эгоизм героя, зацикленность на своих чувствах разрушает не только его душу, но и души людей вокруг. Лермонтов показал непростую судьбу «лишнего» человека, указав на болезнь, которая разъедала дворянское общество XIX века. Писатель изучил инфантильное, циничное и надломленное поколение. Главная мысль автора состоит в том, что Печорин – следствие политических и социальных проблем. Бессмысленность жизни молодого и богатого дворянина объясняется лишь одним обстоятельством: он не видит достойного применения для своих сил. Он умён и видит, что за инициативу государство отвечает дворянам каторгой, поэтому разочаровывается в своей роли опоры государства и прожигает жизнь впустую. Он не нужен своей стране и безнадёжно далёк от других сословий. «Герой нашего времени» – это отражение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.

Критика произведения

Роман получил неоднозначные оценки критиков. Многие современники Лермонтова не хотели видеть в Печорине как «героя», так и типичного представителя русского общества первой половины XIX века. Большинство критиков оценило психологизм и художественное своеобразие романа. В. Г. Белинский так писал о «Герое нашего времени»:

«…Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что при самом рождении её она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова…»

Именно Белинский сформировал устоявшийся взгляд на роман. Он выделил дуализм натуры Печорина, подчеркнул его рефлексирующую и глубокую натуру, которая творит зло, страдая от этого. Кое-кто из читателей и писателей ставил прозаическое мастерство Лермонтова выше его стихотворных заслуг и подчеркивал своеобразие его «поэтической» прозы:

«…Я прочел Лермонтова «Героя нашего времени» в связи и нахожу в нем большое достоинство. Живо помню слова Ваши, что Лермонтов-прозаик будет выше Лермонтова-стихотворца…»

из письма С. Т. Аксакова к Н. В. Гоголю, 1840 г.

 «…Может быть, я и не прав, но лермонтовская «Тамань» и пушкинская «Капитанская дочка», не говоря уж о прозе других поэтов, прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящной прозой…»

из письма А. П. Чехова к Я. П. Полонскому от 18 января 1888 г.

 

Император Николай I увидел в романе человеконенавистнический посыл и резко осудил его, назвав автора испорченным человеком. Но образ Максима Максимыча император оценил очень высоко, посчитав именно его главным героем романа. И. А. Гончаров упрекал Печорина в глупости и дон-жуанстве. В пример ему он ставил Чацкого («Горе от ума»), который был деятельным и активным гражданином, а не «паразитом». Значение романа «Герой нашего времени» лучше всего подчеркнул А. П. Чехов. По воспоминаниям И. Бунина, он говорил, что можно было написать одну главу «Тамань» и умереть, ведь для литературы и так сделано очень много. Он очень высоко ценил прозу Лермонтова и восхищался ею.

Значение романа

«Герой нашего времени» сыграл большую роль в развитии темы «героя времени», начатой А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Лермонтов показал сложность и противоречивость такого человека и открыл путь в разработке этой темы для писателей второй половины XIX века, которые по-новому оценили тип «лишнего человека», акцентируя внимание на его недостатках, а не на достоинствах. Произведение оказало влияние на становлении жанровой формы реалистического социально-психологического романа. Произведение М. Ю. Лермонтова – одно из самых переводимых русских романов. На немецкий язык отрывки из него перевели уже в 1842 году, на французский – в 1843-м, на шведский, польский и чешский – в 1844-м. Первый достаточно вольный и неполный английский перевод «Героя нашего времени» появился в 1853 году; из последующих английских изданий, которых было больше двадцати, стоит упомянуть перевод Владимира и Дмитрия Набоковых (1958 г.). Ранние переводчики часто жертвовали «Таманью» или «Фаталистом». Все эти переводы активно читались и оказывали влияние. Один из французских переводов был опубликован в журнале «Le Mousquetaire» Александром Дюма.

Интересные факты

  1. По «Герою нашего времени» созданы балетные постановки. Например, в 2015 году на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера Ильи Демуцкого на либретто Кирилла Серебренникова.
  2. В СССР и России «Герой нашего времени» экранизировался шесть раз и многократно инсценировался.
  3. Книгу много раз иллюстрировали известные художники, в числе которых Михаил Врубель, Илья Репин, Евгений Лансере, Валентин Серов, Леонид Фейнберг, Михаил Зичи.
  4. Фраза Печорина «Где уж нам, дуракам, чай пить!» заимствована Лермонтовым у реального человека – Петра Павловича Каверина, друга А. С. Пушкина.
  5. В городе Пятигорске в Емануелевском парке в 2020 году установили фигуры персонажей из «Героя нашего времени»: Бэлу, Максима Максимовича, Княжну Мери и Печорина.

Краткое содержание

Бэла

Кадр из фильма «Бэла». 1966

Рассказчик-офицер, путешествующий по Кавказу, встречается со старым штабс-капитаном Максимом Максимычем, бывшим комендантом крепости на южных рубежах России. Максим Максимыч рассказывает о молодом офицере Григории Печорине, который служил под его командованием, а после неприятной ситуации его сослали на Кавказ.

Печорин был славным малым, но с ним постоянно происходили различные необычные вещи. Он и Максим Максимыч быстро подружились. Однажды они были приглашены местным горским князем на свадьбу дочери, где Печорин повстречался с младшей дочерью князя Бэлой, которая сильно отличались от других девушек. Печорин решил выкрасть красавицу из дома.

Это пришло в голову Печорина после рассказа Максима Максимыча о разговоре брата Бэлы и одного из гостей по имени Казбич, который также влюбился в девушку. Мальчишка хотел купить у Казбича лучшего во всей Кабарде коня, обещая за него любые деньги и предложив даже выкрасить сестру для него. Однако тот отказался, что обрадовало Печорина.

Порой такой маловажный случай может приводить к жестоким последствиям.

Печорин пообещал мальчишке выкрасть у Казбича коня в награду за Бэлу. Брат девушки доставил ее в крепость и получил коня, пока Григорий отвлекал Казбича, и исчез, побоявшись мести горца. Казбич долго горевал о потере коня и трудно переживал обман, и когда-нибудь его месть должны была вылиться на участников событий.

Кадр из фильма «Бэла». 1966

Бэла, заточенная в русской крепости, сильно тосковала по дому и не принимала ухаживания Печорина. Ни подарки, ни нежные слова Печорина не могли растопить лед в сердце девушки. Однако со временем она полюбила его, но он стал охладевать к ней.

Любовь, как огонь, — затухает без пищи.

Печорина вновь стала одолевать скука. Он начал часто и надолго уезжать на охоту, бросая девушку в одиночестве.

В скором времени Казбич похищает Бэлу. Услышав крики девушки, Григорий и Максим Максимыч бросаются в погоню за горцем. Казбич, поняв, что ему не удастся уйти, бросает Белу, нанеся ей смертельное ранение. Девушка умирает на руках у Печорина спустя 2 дня. Григорий тяжело переживает утрату и больше никогда не разговаривает о Бэле. А после похорон его переводят в другую часть. С Максим Максимычем он встречается лишь спустя 5 лет.

Максим Максимыч

Кадр из фильма «Максим Максимыч». 1966

В придорожной гостинице офицер-рассказчик вновь сталкивается с Максим Максимычем. Также в это время сюда приезжает Печорин, направляющийся в Персию. В предвкушении радостной встречи старый комендант через лакея оповещает Печорина о том, что он ожидает его у себя.

Но Григорий безразлично отнесся к известию о Максим Максимыче и пришел только перед отъездом. При встрече Печорин ведет себя холодно и сразу отправляется в дорогу, сославшись на спешку.

Старик долго оставался на месте, даже когда не было уже слышно колесного стука и колокольного звона.

Огорчившись, старый комендант передает журнал Григория рассказчику.

Путевые офицерские заметки и дневник Печорина превращаются в роман. После гибели героя, рассказчик решается на публикацию романа. Печорин скончался в дороге, возвращаясь домой. Журнал, который писал честно, содержал наблюдения ума над душевными терзаниями. Основной вопрос, тревожащий Печорина заключался в том, способен ли человек распоряжаться собственной судьбой?

Тамань

Пребывая в казенной поездке, Печорин останавливается в Тамани, где селится в «нечистом» домике на берегу. В домике проживали глухая старушка и слепой мальчишка.

Кадр из фильма «Тамань». 1966

Ночью Григорий замечает, что слепой пошел к морскому берегу, и он решает последовать за ним. Там он видит девушку, которая вместе с мальчишкой ждут кого-то с моря. Через какое-то время к берегу подходит лодка, и неизвестный мужчина спускает груз, а ожидающие помогают ему. Утром Печорин вновь видит девушку и знакомится с ней, спрашивая о происшествии ночью. Не получив ответа, Григорий пригрозил ей сообщить о контрабандной переправке властям, за эти слова он чуть не поплатился жизнью.

Ночью девушка позвала Григория к морю. Хотя ее предложение было подозрительным, он все же отправился на свидание и отплыл с девушкой от берега.

И щека девушка прижалась к его щеке, и он ощутил ее пламенное дыхание на своем лице.

Вдруг девушка накинулась на Григория, пытаясь столкнуть его в море, однако он удержался, сбросил девушку в воду и вернулся на берег.

Потом Печорин снова вернулся туда, где были контрабандисты, и снова увидел их. Однако теперь мужчина забрал девушку, а слепой мальчишка остался в одиночестве. Утром Григорий покинул Тамань. В его душе осталось сожаление о том, что он нарушил покой контрабандистов.

Княжна Мери

Кадр из т/с «Герой нашего времени». 2006

Получив ранение, Григорий отправился в Пятигорск на лечение, где встречает старого знакомого – юнкера Грушницкого, также лечащегося после ранения. Несмотря на приятельские отношения, Григорий понял, что столкнувшись на узкой дорожке, кому-то из них не поздоровиться.

Из всех людей, пребывающих в Пятигорске, наиболее приметными были княгиня и княжна Лиговские. Грушницкий, желающий стать героем романа, влюбился в Мери и искал любого повода, чтобы познакомиться с княжной и посетить ее дом. Княжна не торопилась знакомиться с ним, несмотря на его романтичный внешний вид. Она думала, что Грушницкий был разжалован за участие в дуэли.

Печорин наоборот всячески избегал знакомства с княжной и не хотел посещать ее дом, что удивило и даже вызвало недоумение у Лиговских, об этом ему рассказал местный доктор Вернер. Устав от скуки, Григорий решил влюбить в себя Мери, зная, что Грушницкий будет ревновать. Такая идея показалась Печорину забавной и интригующей.

Григорий узнает от доктора, что в доме княгини пребывает больная родственница, по описанию которой ему становится понятно, что это его возлюбленная Вера. И после их встречи, в его душе вновь просыпаются давние чувства. Чтобы встречаться часто, не вызывая подозрений у окружающих, Вера предлагает Григорию чаще посещать княгиню, ухаживая за Мери. Ради развлечения Печорин соглашается.

Во время бала он спасает Мери от пристающего офицера, и он приглашает его в свой дом. Однако во время визита Григорий проявляет равнодушие к княжне, чем вызывает ее гнев. Ее злит его холодность, что добавляет страстей в задуманную игру кавалера.

После этого княжна начинает постоянно думать о Печорине, а внимание Грушницкого ей сильно надоело. Даже появление Грушницкого в новом мундире не производит на нее впечатления, она охладевает к нему. Грушницкий, замечая ее увлечение соперником, начинает ревновать.

Обидевшись на насмешки Печорина, Грушницкий решает проучить его, собрав друзей: вызвать при удобном случае на дуэль и не зарядить его пистолет. Случайно Григорий узнает о его плане, и хочет выставить Грушницкого на посмешище. Григорий придумывает хитрый план.

Княжна влюбляется в Григория, у Веры просыпается ревность и она просит его пообещать ей, что он не женится на Мери. Во время прогулки княжна признается в любви Печорину. В ответ княжна слышит безразличные и равнодушные слова. Это сильно задевает ее, и она второпях возвращается к себе. Печорин радуется победе, ведь он влюбил в себя княжну.

О самолюбие! Ты рычаг, который Архимед хотел использовать для приподнимания земного шара!

В городе поползли слухи о скорой женитьбе Печорина на Мери. Вернер предостерегает Григория, а княгиня ждет, что он вскоре попросит сердце и руку дочери. Но он опровергает слухи, потому что для него дороже свобода. Печорин все также встречается с Верой.

Однажды вечером, когда городские жители собирались на представление фокусника, Вера приглашает Григория на свидание. Ночью, спускаясь с ее балкона, Печорин спрыгивает на траву и натыкается на людей, среди которых был и Грушницкий. Группа людей притворяется, что поймали вора, и начинается потасовка, в результате которой Печорин сбегает. Грушницкий утром объявляет, что Печорин был в спальне княжны в ночное время. Оскорбленный Григорий вызывает соперника на дуэль. Он рассказывает Вернеру о дуэли и о коварном плане Грушницкого. Доктор соглашается выступить его секундантом.

Кадр из т/с «Герой нашего времени». 2006

Реализовывая свой план, Грушницкий предлагает стреляться с 6-ти шагов, Григорий предлагает уйти на скалу, к краю обрыва, чтобы даже небольшая рана стала смертельной. В такое случае найденный труп будет списан на черкесов. Право 1-го выстрела выпадает Грушницкому, перед которым встает трудный выбор – убить или признаться в поступке, который не делает чести офицеру. Но офицер не должен отступать, он стреляет и рани соперника в ногу. Когда наступила очередь Григория, он советует Грушницкому молиться и слушать свою совесть. Но у соперника не промелькнуло ни капельки раскаяния. Он просит продолжения дуэли. Тогда Григорий сообщает секунданту о незаряженном пистолете. 2-ой секундант отказывается менять оружие, но Грушницкий настоял на замене и требовал продолжать дуэль, потому что вдвоем им не найдется места на земле. Печорину приходится стрелять.

Смерть Грушницкого была списана на черкесов. Вера, узнав о стрельбе, признается супругу, что любит Печорина, и супруг увозит ее из города. После получения прощальной записки Печорин бросается за ней, но не догоняет. Теперь он понимает, что Вера – самая дорогая и любимая для него женщина.

Безрассудны и бесполезны гонки за погибшим счастьем.

Начальство Печорина узнает, что он принимал участие в дуэли, и переводит его нас службу на Кавказ. Перед отправлением Григорий посещает дом княгини, которая благодарит его за спасение чести ее дочери и интересуется, почему он не сделал предложение княжне, ведь она красива, богата. Но Печорин просит разговора с Мери и признается, что никогда не любил ее и просто смеялся. Он слышит в ответ: «Я вас ненавижу». Спустя час Григорий покидает город.

Фаталист

Однажды батальон Григория оказывается в станице казаков. Вечернее время офицеры занимали себя игрой в карты, и однажды между ними завязывается разговор о судьбе – пишется ли она на небесах или нет, предопределяется ли жизнь и смерть? Они начинают спорить, и присутствующие разделяются на тех, кто против, и тех, кто за.

Фаталист офицер Вулич, предлагает испытать, способны ли люди сами распоряжаться собственной жизнью, или для каждого уготовлена роковая минута. Григорий объявляет пари, и Вулич соглашается – если ему сегодня суждено умереть, то он умрет, если нет – то будет жив.

Кадр из фильма «Фаталист». 1927

Взяв пистолет, Вулич привел всех присутствующих в шок. Григорий, увидев в глазах безумца печать смерти, сказал ему, что сегодня его ждет смерть. Но после выстрела получилась осечка. Все подумали, что оружие было не заряжено. Но когда Вулич стреляет в сторону, то пробивает фуражку. Скоро офицеры расходятся, Григорий не понимает, почему ему предвиделась смерть Вулича.

Зачастую на человеческом лице, которого вскоре ожидает смерть, появляется необычный отпечаток судьбы, поэтому сложно ошибаться.

Утром Печорин узнает, что Вулича зарубили шашкой, когда он возвращался домой. Так Григорию удалось предсказать судьбу. Казака, убившего Вулича, быстро находят, но он запирается в доме, угрожая стрельбой. Григорию приходит необычная мысль: он решает испытать судьбу. Он проникает в дом, казак стреляет, но не задевает эполет. Пришедшие на помощь скручивают и уводят казака. Григория чувствуют как героя.

Кому известно, убежден ли он в чем, или нет? Зачастую за убеждения люди принимают ошибки разума или обман чувств…

Вернувшись в крепость, Григорий рассказывает о событиях старому коменданту и спрашивает об его вере в предопределение. На вопрос штабс-капитан предположил, что оружие зачастую дает осечку, а у людей пишется на роду.

Известные цитаты

Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, – а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!

Григорий Печорин. Часть 2. Глава 2. Княжна Мери.

Размышления Григория Печорина во время разговора с доктором Вернером, который начал его сторониться после дуэли, в которой погиб Грушницкий.

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.

Слова автора (Лермонтов М.Ю.). Предисловие к роману.

Обращение автора к читателю в предисловии, раскрытие смысла, вложенного в роман.

Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины.

Слова автора (Лермонтов М.Ю.). Предисловие к роману.

Обращение автора к читателю в предисловии, раскрытие смысла, вложенного в роман.

Если б все люди побольше рассуждали, то убедились бы, что жизнь не стоит того, чтоб об ней так много заботиться.

Максим Максимыч. Часть 1. Глава 1. Бэла.

Размышления Максим Максимыча во время спуска с Гуд-горы.

Женщины любят только тех, которых не знают.

Григорий Печорин. Часть 2. Глава 2. Княжна Мери.

Слова Григория Печорина в разговоре с Грушницким о княжне Мери.

Заметьте, что без дураков было бы на свете очень скучно.

Григорий Печорин. Часть 2. Глава 2. Княжна Мери.

Слова Григория Печорина в беседе с доктором Вернером, который пришел навестить его.

Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.

Григорий Печорин. Часть 2. Глава 2. Княжна Мери.

Григорий Печорин о том, как они с Вернером стали приятелями, а не друзьями.

Любовь, как огонь, – без пищи гаснет.

Григорий Печорин. Часть 2. Глава 2. Княжна Мери.

Печорин о своих чувствах к Вере, которая отказывала ему во встречах наедине.

Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения.

Максим Максимыч. Часть 1. Глава 1. Бэла.

Размышления Максима Максимыча во время беседы с попутчиком по дороге из Тифлиса.

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться.

Григорий Печорин. Часть 2. Глава 2. Княжна Мери.

Мысли Печорина, который не мог уснуть накануне дуэли.

Мы почти всегда извиняем то, что понимаем.

Слова автора (Лермонтов М.Ю.). Журнал Печорина. Предисловие.

Рассказчик объясняет причины, по которым решил опубликовать чужие записи.

Радости забываются, а печали никогда.

Григорий Печорин. Часть 2. Глава 2. Княжна Мери.

Григорий Печорин о любви Веры.

Странная вещь сердце человеческое вообще, и женское в особенности!

Григорий Печорин. Часть 2. Глава 2. Княжна Мери.

Мысли Григория Печорина во время свидания с Верой.

Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.

Григорий Печорин. Часть 2. Глава 2. Княжна Мери.

Печорин рассказывает княжне Мери о том, как он стал таким, какой он есть.

Сочинения по произведению

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 3.9k 👀