Маленький принц • повесть 💡

Автор: Экзюпери | Дата публикации: 1943 | Форма произведения: повесть | Жанр: фантастический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Европа | В школе: 6 класс | Время чтения: 1-3 часа | Экранизация: мультфильм (Франция, 2015 год, реж. Марк Осборн) | Главные герои: рассказчик, маленький принц Второстепенные герои: роза, король, честолюбец, пьяница, деловой человек, фонарщик, географ, змея, лис Темы: внутренняя борьба, детство, добро и зло, дружба, изъяны общества, любовь и ненависть, месть и великодушие, мечта, милосердие и жестокость, одиночество, ответственность, смысл жизни, человек и животные, человек и природа

«Маленький принц» – наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери о душе, жизни и смерти, любви и ответственности, дружбе и верности, расставаниях и потерях. Сказка проста и сложна одновременно, причём каждый читатель, помимо ярко обозначенных основных тем, может увидеть в ней что-то своё.

Жанр: философская сказка-притча, аллегорическая повесть-сказка

Дата создания: 1942 г.

Первая публикация: 1943 г. в Нью-Йорке

Время и место действия: первая половина ХХ века; пустыня Сахара, другие планеты.

История создания

Впервые образ задумчивого, хрупкого и нежного мальчика с развевающимся длинным шарфом появляется в форме рисунка в записках французского военного лётчика в 1940 году. Позднее автор органично вплёл собственные зарисовки в произведение «Маленький принц». Сказку Антуан де Сент-Экзюпери написал во время Второй мировой войны в 1942 году, когда находился в Нью-Йорке в военном госпитале. Произведение посвящено близкому другу Антуана де Сент-Экзюпери – Леону Верту, еврейскому журналисту и литературному критику. Леон Верт терпел бесконечные унижения от фашистского строя во время Второй мировой войны. Как и герой сказки, он был вынужден покинуть «свою планету» – свою родину. Когда произведение было опубликовано, читатели увидели необычное посвящение: «Леону Верту, когда он был маленьким мальчиком…» Таким образом писатель хотел поддержать своего товарища и высказать свою активную гражданскую позицию против антисемитизма и нацизма.

В основу сюжета сказки легло автобиографическое событие: Экзюпери был профессиональным лётчиком и совершал коммерческие рейсы на северном побережье Африки. В декабре 1935 года он участвовал в спортивной авиагонке Париж – Сайгон – Париж. Его самолёт из-за поломки совершил вынужденную посадку в Сахаре. Писатель и его напарник Андре Прево провели несколько ужасных дней в безводной пустыне в ожидании спасения. Данный инцидент значительно обогатил мировоззрение автора. Он научился терпению, познал одиночество и всё-таки победил обстоятельства. Замысел «Маленького принца» родился именно тогда, когда писатель смог остаться наедине с собой и подумать о том, что его волнует.

Публикация произведения

Экзюпери после оккупации Франции нацистской Германией жил в США, поэтому первая публикация книги, выпущенная издательством «Рэйнал-энд-Хичкок» 6 апреля 1943 года, была сделана на английском языке в переводе Катерины Вудс. На французском языке повесть была впервые издана тоже в США, сразу после публикации на английском языке, но во Франции произведение было выпущено лишь после войны, в 1946 году, в издательстве «Галлимар». Русскоязычный вариант сказки появился в 1958 году в переводе Норы Галь. Именно в этом переводе Маленький принц, Лис и Роза впервые были написаны с большой буквы (у автора и в английской версии они пишутся с маленькой), а первые слова Маленького принца «Пожалуйста, нарисуй мне овечку» превратились в «Пожалуйста, нарисуй мне барашка». Советские дети познакомились с волшебным персонажем на страницах литературного журнала «Москва». Сейчас «Маленький принц» переведён на 360 языков мира.

Жанровые особенности

Автор в произведении рассуждает о смысле жизни. В финале творения есть ярко выраженная мораль. Всему повествованию присущ назидательный оттенок. Также глубина проблематики, отсутствие конкретного исторического содержания, условность и наличие образов-символов позволяет сделать вывод о том, что автор использует жанр притчи. Однако это не просто притча, а сказка-притча – наиболее распространённое скрещение жанров. Отличительные черты сказки-притчи Экзюпери: фантастический (сам герой, его планета, способность понимать и говорить с природой, летать) и реальный (чувства и поведение людей) сюжет, который носит поучительный характер (мораль заложена в словах Ли́са), сказочные персонажи (Принц, Лис, Змея, Роза). «Маленький принц» – сказка-притча, но не обычная, а философская, потому что за простым на первый взгляд сюжетом скрываются глубокие мысли. Через аллегории и символы Экзюпери говорит со своими читателями о вечных вопросах человеческого бытия: любви, дружбе, одиночестве, истине, мире и красоте. В основе лежит волшебная сказка с устойчивым сюжетным мотивом: прекрасный принц покидает родной дом и странствует в поисках счастья и приключений.  Однако традиционный сюжет Экзюпери переосмысливает по-своему. Вместо мужественного юноши, сражающегося с нечистью – маленький мальчик. Юная принцесса, за чью руку должен бороться герой, превращается в своенравный цветок, от которого Маленький принц сбегает. Вместо сказочных чудищ персонаж Экзюпери встречается с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями.

Художественные особенности

Язык сказки «Маленький принц» выразителен. Писатель употребляет яркие афоризмы и фразы, ставшие впоследствии известными. Произведение изобилует олицетворениями, сравнениями, эпитетами, метафорами, фразеологизмами, иносказаниями и др. Читатель должен решить сам, каково значение уроков, описанных Экзюпери, и как их следует применять в реальном мире. «Маленький принц» – это не просто история о маленьком межзвездном страннике, ищущем дружбу, и о человеке, сбившемся на пути к взрослению. Чтобы исследовать различные аспекты человеческой натуры и истоки военных конфликтов, Антуан де Сент-Экзюпери использует образы и символы, предстающие в новом, оригинальном смысле. Рассмотрим их подробнее:

Пустыня как символ духовного поиска

И рассказчик, и Маленький принц «упали с неба» и приземлились в безлюдной и безводной пустыне Сахара. Единственный её обитатель – смертельно опасная змея. Пилот совершил аварийную посадку, а мальчик посетил Землю, чтобы узнать больше о жизни. «Мёртвый» пейзаж олицетворяет одиночество этих двух персонажей.  Рассказчик чувствует себя неуместным, потерянным и лишенным друзей. Когда он говорит о выходе своего самолёта из строя, кажется, что он описывает себя: «Что-то сломалось в моём двигателе». Одиночество заставило Маленького принца покинуть свою планету. Пустыня выглядит мрачно, но она скрывает секреты. В этом месте не так безлюдно, как кажется. Все, что нужно сделать, это заглянуть глубже, чтобы обнаружить колодец. Таким образом, пустыня символизирует ключевую идею произведения: то, что важно или необходимо, не всегда увидишь глазами. Внешность обманчива. Нужно смотреть глубже, то есть видеть сердцем. Только так можно найти невидимое, вообразить и открыть в пустыне спрятанный колодец с питательной водой, открыть другие чудеса, придающие жизни смысл.

Вода как символ жизни и источник всего существующего на земле

После крушения самолёта в пустыне рассказчика беспокоит нехватка воды. Маленький принц предлагает отправиться на поиски колодца.  Когда вода была найдена, мальчик сказал пилоту: «Дай мне напиться». Как оказалось, эта вода утоляет не только физическую жажду. Она питает душу, потому что передаётся с любовью от одного друга к другому. Эти качества, невидимые глазу, обогатили воду и сделали её полезной для сердца. Таким образом, вода становится символом дружбы и любви, которые питают душу и придают смысл существованию.

Баобабы как прообраз нацизма

Маленький принца тщательно выкорчёвывает ростки баобабов: «Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой». Маленькие семена этих деревьев представляют собой проблемы, которые могут показаться незначительными, но, если не остановить их рост, они могут стать угрозой для всего человечества. Антуан де Сент-Экзюпери говорит о проблемах, которые неконтролируемо росли и чуть не уничтожили планету во время Второй мировой войны. Однако не выкорчёванные семена баобабов не ограничиваются международными делами. Они могут заполонить все сферы жизни. Главное – быть бдительным. Точно так же, как Маленький принц выкорчевывает ростки на своей планете, проблемы лучше решать, когда они ещё маленькие.

Змея как символ возрождения или возвращения

Змеи часто являются символами зла или предательства, как в библейской истории об Адаме и Еве. Однако в произведении Сент-Экзюпери змея – символ возрождения или возвращения. Змея уважительно относится к Маленькому принцу. Она кусает его только тогда, когда мальчик готов вернуться домой. Это не христианская аллегория воскресения; это напоминание читателю о том, что иногда нужно «умереть», чтобы перейти к следующему шагу человеческого бытия.

  • Маленький принц – символический образ человека-странника, который находится в поисках смысла жизни. В сказке мальчику открывается истинное видение мира, недоступное взрослым.
  • Астероид Маленького принца – это человеческая душа.
  • Роза – это символ любви, красоты, женского начала.
  •  Лис – символ дружбы, мудрости и знания жизни.

Каждое издание «Маленького принца» сопровождается авторскими иллюстрациями, которые поясняют содержание книги и обогащают его. Экзюпери выражает своё видение мира через незамысловатые рисунки, знакомые многим. Автор придаёт большое значение выражению лиц и позам своих персонажей, а также цвету. Например, красный нос пьяницы и сердитый румянец на щеках бизнесмена говорят о характере героев. Иллюстрации разрушают языковые барьеры и становятся частью универсального визуального лексикона.

Смысл названия

Название сказки Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц» – это имя главного героя. Он принц на своей планете, где нет больше никого, кроме Розы. Герой очень ответственно подходит к своей хозяйской роли. Такое поведение наталкивает на мысль, что перед нами благородный мальчик, управляющий своим владением, а как его лучше назвать? Конечно, принцем, ведь он наделен властью и рассудительностью. Слово «маленький» говорит не только о возрасте ребёнка, но и о его беззащитности против огромного мира, в который он попал. Герой едва не потерялся в своём путешествии, ведь он мал, а мир вокруг слишком огромен. Но всё же даже «маленькому» человеку удалось обрести мудрость и расставить приоритеты правильно.

Система образов в произведении

Главные герои

  1. Маленький принц – главный герой сказки, золотоволосый мальчик, прилетевший на Землю с астероида Б-612. Бескорыстный, умный, трудолюбивый и добрый ребёнок, который покинул свой дом из-за ссоры с любимой розой; во многом автобиографичный образ.
  2. Рассказчик – военный лётчик, оказавшийся в пустыне Сахара. Добрый и отзывчивый взрослый, который не забыл, каково быть ребёнком.

Второстепенные персонажи

  1. Роза – прекрасный, но гордый и капризный цветок; несмотря на свои шипы, хрупкое и беззащитное растение.
  2. Лис – мудрый зверёк, которого приручил Маленький принц; он научил мальчика быть верным другом.
  3. Змея – первое существо, которое принц встретил на Земле; обладает могуществом, так как змея способна вернуть кого угодно туда, откуда он прибыл.

Жители других планет

  • Король – жил один и был уверен, что всё принадлежит ему, даже звёзды.
  • Честолюбец – тщеславный человек.
  • Деловой человек – возомнил, что владеет звёздами, но не любуется ими, а только считает.
  • Географ – старый учёный, записывающий рассказы путешественников. За всю жизнь не видел ничего, кроме собственной звезды.
  • Пьяница – пьёт алкоголь, чтобы забыть, что ему совестно пить.
  • Фонарщик – верный долгу, уговору человек; трудится не покладая рук.
  • Стрелочник – отправляет поезда в разные стороны.
  • Торговец – продаёт пилюли, утоляющие жажду.

Большинство из этих эпизодических персонажей олицетворяет одну из сторон «взрослой» ограниченности, доведённую до абсурда: властолюбие, тщеславие, пьянство.

Композиция

Композиция произведения рамочная. Значительная часть сказки представляет собой рассказ в рассказе и соединяет сразу два мира: пустыню с лётчиком и космос, по которому путешествует Маленький принц. Два главных героя создают между собой некий мост между миром «взрослых» и миром «детей». Сказка включает в себя 27 глав, на протяжении которых герои путешествуют по планетам, решают межличностные конфликты, выживают в пустыне и познают смысл бытия.

  1. Экспозиция – рассказ о детстве лётчика.
  2. Завязка – встреча лётчика с Маленьким принцем в пустыне.
  3. Развитие сюжета – беседы главных героев, их сближение.
  4. Кульминация – решение Маленького принца вернуться домой при помощи укуса змеи.
  5. Развязка – смерть Маленького принца, его «возвращение» домой.
  6. Эпилог – воспоминания лётчика о Маленьком принце.

Тематика и проблематика

В первой половине сказки «Маленький принц» автор показывает, о чём позабыло человечество. Во второй – Экзюпери представляет пути решения проблем.

Тема Проблема
1. Смысл жизни Маленький принц пробирается через космические пространства, чтобы найти смысл жизни. Большинство его соседей не доходят до сути бытия, они просто живут в привычных рамках и не выходят за пределы своих мирков. Только мальчик отважился идти дальше и взглянуть себе в душу. После общения с обитателями Земли он понимает, что взрослые за бессмысленными занятиями теряют самое важное. Благодаря Ли́су он осознаёт свои ошибки. Зверёк рассказывает мальчику о смысле дружбы и о том, как видеть сердцем. В свою очередь, малыш делится этой мудростью с рассказчиком. Оба путешественника хотят утолить духовную жажду. И у них это получается: теперь они будут смотреть на звёзды и знать, что они не одни во вселенной.
2. Одиночество Рассказчик отказался от своей детской мечты стать художником и начал заниматься «серьёзными делами». Однако практические вещи не добавили смысла его жизни и заставили чувствовать себя непонятым окружающими. Маленький ребёнок внутри него, который когда-то нарисовал удава, проглотившего слона, продолжает искать друга, который сможет правильно интерпретировать его рисунок. Одиночество, которым была наполнена жизнь рассказчика, находит отражение в поломке самолёта и месте его крушения. Пилот приземлился в пустыне и оказался полностью отрезанным от других людей. Тема изоляции будет повторяться по мере развития сюжета. Это событие отражает проблемы того времени – мира в состоянии войны. По мнению писателя, люди, как и герой произведения, сбились с пути. Они забыли, что действительно важно в жизни, и позволили проблемам расти. Маленький принц тоже оказался далеко от дома и страдал от одиночества.
3. Дружба и любовь Мальчик отправляется на поиски друга как лекарства от одиночества, но сначала он должен узнать, что такое дружба. На шести астероидах он находит только одиноких людей, одержимых глупыми вещами и слишком занятыми, чтобы дружить. Они ведут бессмысленную жизнь. Но дружба Маленького принца с Ли́сом и рассказчиком изменила и наполнила красками жизнь всех троих. После их знакомства воспоминания друг о друге избавят от одиночества.   На Земле Маленький принц обнаруживает, что его уникальный цветок оказался таким же, как тысячи других. Он жалеет, что потратил впустую своё время. Его жизнь внезапно кажется такой же пустой, как и все другие жизни, которые он видел. Мудрый совет Ли́са меняет его точку зрения. Те, кто приручён – уникальны и любимы. Принц понимает, что он приручил свою розу, а она приручила его. Это делает её непохожей на любую другую розу. Время, которое малыш уделил ей, сделало её особенной. Ему не нужно слушать розу, достаточно наслаждаться её присутствием, благоуханием.
4. Взросление Сент-Экзюпери не считает, что взросление является проблемой. Это неизбежное и необходимое явление. Но взрослым не стоит забывать, что когда-то они тоже были детьми. Ведь в детстве человек понимает и чувствует жизнь лучше всего. Взрослые часто только суетятся и живут по привычке, выполняя скучные, однообразные действия. Так, жители шести планет были одержимы глупыми вещами, поэтому упускали из виду истинные прелести жизни.  Каждый из них иллюстрирует то, как люди бессмысленно привязывают себя к работе, функции. Они одиноки, их существование лишено смысла.
5. Природа Автора волнует безразличие к красоте природы. В шестой главе Маленький принц говорит, что закаты – это источник счастья, который помогает ему справиться с грустью. Писатель обращает внимание на то, что взрослые часто в погоне за «серьёзными делами» забывают наслаждаться природой. Важно ценить в моменте то прекрасное, что есть в жизни человека.
6. Добро и зло Проблему всепоглощающего зла Экзюпери обозначает на примере баобабов, которые, если их не искоренять, поглотят всё живое. Семена баобабов заражают астероид B-612. Если оставить их без присмотра, они разрастутся, дадут корни и в конечном итоге уничтожат планету Маленького принца. Баобабы – это проблемам между конкретными людьми или целыми народами. Это символ любого паразитизма на Земле. Чем меньше добра в человеческой душе, тем огромнее опасность для человечества.
7. Ответственность Автор рассмотрел это понятие на примере отношений Маленького принца, Ли́са и Розы. Антуан де Сент-Экзюпери показывает значимость и важность ответственности в общении людей и в обращении с окружающим миром. Действительно, зачастую мы недооцениваем собственной роли в жизни других. Лис говорит важные слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Маленький принц понял, что он отвечает за благополучие своей розы. Малыш осознал ответственность и перед рассказчиком, ведь он успел приручить его. Он дарит новому другу свой смех, чтобы лётчик никогда не чувствовал себя одиноким. А взрослые, которых встречал мальчик на астероидах, не заботились ни о ком, кроме себя.
8. Воображение Случай из детства рассказчика доказывает то, что некоторые вещи неподвластны уму взрослого человека. Яркая фантазия, воображение с возрастом вытесняются бытовыми проблемами. Глаза взрослых не видят чудес, их умы закрыты для новых возможностей. Устами Ли́са Антуан де Сент-Экзюпери пытается донести до читателя следующее: нельзя всё увидеть глазами, «зорко одно лишь сердце». Просьба Маленького принца нарисовать барашка пробудила в рассказчике воображение, спящее с шестилетнего возраста. Его рисунок – коробка со спрятанным внутри барашком – такой же необычный, как и удав со спрятанным внутри слоном. Развитое воображение помогает пилоту поверить в существование Маленького принца, который живёт на крошечной планете. Но многие взрослые живут только разумом и рациональностью, в этом их ошибка. Для них важны только факты и цифры. Они вряд ли поверят в существование Маленького принца, так как не смогут его представить.

Лис как наставник

С появлением Лиса становится возможным решение многих проблем. Показательно, что зверёк сидит под яблоней. В греческой мифологии яблоки – символ мудрости. Для Маленького принца Лис становится наставником. Животное делится с мальчиком секретом видения сердцем, учит смотреть за пределами внешних проявлений, обращать внимание на то, что важно. Мудрость Лиса помогает Маленькому принцу заново посмотреть на свою Розу. Мальчик понимает, что она не станет для него менее замечательна из-за того, что есть другие цветы. Его роза уникальна, ведь он любит её и заботится о ней. Зверёк говорит принцу, что время, которое он «потратил» на розу, делает её такой важной. Она его роза. И теперь он отвечает за неё. Совет Лиса отличается от того, что Маленький принц видел на других планетах. Зверёк предлагает средство от изоляции, одиночества, непонимания и конфликтов.

Эту мудрость Маленький принц передаёт рассказчику. Однако пилоту ещё предстоит по-настоящему понять это. Он всё ещё занят «серьёзными делами», такими как починка самолёта. Маленький принц повествует о железнодорожном сигнальщике. Он описывает поезда-экспрессы, полные людей, которые бездумно носятся туда-сюда непонятно зачем. Только дети смотрят в окна в надежде, что путешествие может преподнести сюрпризы. Они всё ещё могут удивляться миру. Принц как бы напоминает лётчику, каково быть ребёнком.

Принц рассказывает о торговце, который продаёт таблетки, утоляющие жажду. Торговец хотел убедить мальчика в том, что его товар очень экономит время. Но для малыша глоток воды – это не просто функция. Эта пилюля устраняет радость от утоления жажды. Однако лётчик упускает суть повествования. Он вспоминает, что у него закончилась вода. В этот момент пилот видит воду только как способ утоления жажды. Однако Маленький принц имеет в виду нечто большее, чем просто воду, когда предлагает найти колодец.

Рассказчик отмечает, что принц никогда не испытывал жажды, но сказал: «Я тоже хочу пить». По пути принц говорит, что тайная красота пустыни заключается в том, что «где-то в ней прячутся колодцы…» Как и в случае с истинной красотой его розы, самое существенное качество пустыни скрыто под поверхностью, которая скрыта от глаз. Мальчик утверждает, что этот принцип верен для всех вещей.

Ночью рассказчик несёт Маленького принца на руках. Они находят колодец на рассвете. Пилот черпает воду и поит малыша. Оказалось, что эта вода не только утоляет физическую жажду принца, но и удовлетворяет его сердце, жаждущее дружбы и любви. Вода становится тем, что питает душу.

Герои возвращаются домой. Скорее всего, к одиночеству ни мальчик, ни рассказчик уже не вернутся. Когда видишь сердцем, мир преображается и снова становится новым. Спустя шесть лет пилот не забыл Маленького принца и его уроки. Он смотрит на звезды и слышит смех, похожий на «пятьсот миллионов колокольчиков». Сердцем он видит крошечную планету с розой, барашком и тремя вулканами.

Конфликт

«Взрослые» люди, встретившиеся Маленькому принцу на планетах-астероидах, подчинены материальному миру, бездуховны, слепы, они не видят «сердцем», не знают цену истинной дружбы, любви, красоты. Отгородившись ото всех, они живут каждый в своём крошечном мирке, на отдельной планете. Они и не живут в полном смысле этого слова, а всего лишь существуют. Обыватели чужды друг другу, слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Эти люди никогда не поймут принца-ребёнка. В этом их трагедия, и в этом неразрешимость конфликта между Маленьким принцем и «странными взрослыми», обитателями планет.

Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из красного кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», – они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков». И тогда они восклицают: «Какая красота!»

Основная идея произведения

В сказке «Маленький принц» Экзюпери делится с читателями своими мыслями о жиз­ни и её ценностях. Главное, что хотел донести автор, – каждый должен отвечать за свою планету и беречь её. Нельзя раздирать свой дом войнами на окровавленные, безжизненные части и позволять «баобабам» разрывать его на части. Во времена писателя под баобабами подразумевался нацизм, который угрожал всему миру. Эта идея была особенно актуальна тогда, в дни Второй мировой войны. В наше время в баобабах мы можем разглядеть другие угрозы, например, человеческие пороки.

Не надо искать счастья далеко, оно всегда рядом, с теми, кто тебе дорог, кого любишь. Нельзя наполнять свою жизнь скукой, рутиной, цифрами и оценкой всего только с точки зрения выгоды. Антуан де Сент-Экзюпери противопоставляет чувственное и разумное восприятие мира. Первое – характерно для детей и тех редких взрослых, которые не утратили ребяческую чистоту и наивность. Второе – свойственно взрослым людям, прочно укоренившимся в мире созданных ими же самими правил, зачастую нелепых даже с точки зрения разума. Межпланетные путешествия Маленького принца показывают читателю глупость взрослых, которые были заняты бессмысленными вещами. Зачем считать звёзды, если можно наслаждаться их красотой?

Антуан де Сент-Экзюпери продемонстрировал своё понимание ценности дружбы и любви и призвал людей задуматься над тем, что действительно важно. По мнению писателя, человеку непозволительно отворачиваться от тех, кого он приручил. Именно поэтому так важно быть ответственным. Если ты связываешь себя с другим существом, дари ему нежность, тепло, любовь и заботу. Ведь любовь – это то сокровенное чувство, которое помогает лучше понимать окружающий мир.

Критика и отзывы

Успех к печальной истории о наивном мальчике, прибывшем на Землю с крошечного астероида Б-612, пришёл не сразу. Критики встретили произведение довольно прохладно, а читатель попросту не понял. Лишь через год после выхода книги в журнале «Коммонвел» появилась рецензия критика Гарри Луи Бинса, который назвал произведение Экзюпери «грустной классикой, заставляющей плакать». Эта философская сказка оказала влияние на творчество представителей разных видов искусства последующих поколений. Идеи гуманизма, которыми пропитана книга, взошли на благодатной почве послевоенного поколения. По количеству проданных экземпляров «Маленький принц» конкурирует разве что с Библией и «Капиталом» Карла Маркса и стоит во главе списка самых популярных книг в мире.

Интересные факты

  1. Лис в сказке Экзюпери мужского пола, потому что в европейских, в том числе французских, сказках традиционный персонаж – мудрый старый Лис (в отличие от хитрой и коварной Лисы – героини русских народных сказок).
  2. Прообразом Розы стала Консуэло, жена Экзюпери. Она обладала капризным взрывным характером, неслучайно друзья прозвали её «маленьким вулканом», но писатель очень любил её, хотя их отношения складывались непросто. Эгоистичностью и капризностью своей возлюбленной писатель наделил и любимый цветок Маленького принца: «Зато она была так прекрасна, что дух захватывало!»
  3. Прототипом сказочного Лиса тоже была женщина – Сильвия Рейнхардт. Её и Экзюпери связывали трогательные отношения. Особенность их общению придавало то, что она говорила только на английском, а он на французском языке.
  4. С 2020 года Франция ежегодно отмечает День «Маленького принца». Такое решение Фонд Антуана де Сент-Экзюпери принял по случаю 120-й годовщины со дня рождения писателя (29 июня 1900 г.), чтобы отдать дань уважения его произведению.
  5. «Маленький принц» – одна из немногих «классических» книг, переведённых на язык Брайля. То есть сказка-притча доступна для прочтения незрячим людям.

Краткое содержание

Главы 1–4

В детстве рассказчик любил рисовать. Но взрослые воспринимали его рисунки буквально и постоянно нуждались в объяснениях. Они видели обычную шляпу, хотя мальчик изображал удава, который поглотил слона. Вторая картинка ребёнка не смогла переубедить их. Взрослые посоветовали мальчику бросить это занятие и начать изучать науки. Рассказчик отказался от своей мечты стать художником. Он выбирал профессию пилота и начал вести одинокую жизнь. Как-то раз во время одиночного полёта над Сахарой у рассказчика ломается двигатель. В пустыне он оказывается совсем один. На следующее утро его будит тихий голос. Маленький незнакомец просит лётчика нарисовать ему барашка. Рассказчик делает несколько попыток, но малышу не нравится. Лётчик рисует ящик и говорит, что в нём сидит барашек. Ребёнок заглядывает в коробку. Он думает, что внутри заснул барашек. Мальчик остаётся доволен. Лётчик узнаёт, что Маленький принц прибыл с крошечной планеты величиной с дом. Рассказчик предполагает, что это, скорее всего, астероид B-612, открытый турецким астрономом в 1909 году.

Иллюстрация художника А. Кошкина

Главы 5–9

В течение следующих дней пилот узнаёт больше о планете Маленького принца. В почве В-612 было много семян баобабов. Огромные растения могли разорвать планету своими корнями, поэтому мальчик каждое утро выпалывал их ростки. Лётчика впечатлила история малыша об опасности баобабов, поэтому он делает рисунок и пишет предупреждающие слова: «Дети! Берегитесь баобабов!». Планета Маленького принца была настолько мала, что можно было увидеть закат: для этого достаточно двигать стул за солнцем. В день мальчик мог наблюдать за закатом множество раз. Также на В-612 рос прекрасный цветок с шипами, семя которого случайно занесло на астероид. Малыш боялся, что изображённый новым знакомым барашек съест его любимую розу. Но лётчик пообещал нарисовать животному намордник. Ребёнок растил цветок необычайной красоты: поливал, прикрывал от ветра. Но роза оказалась горда, требовательна, тщеславна и обидчива. Она измучила Маленького принца. Из-за равнодушия розы мальчик чувствовал себя одиноким, поэтому он решил отправиться в путешествие с перелётными птицами. Перед тем, как покинуть планету, он привёл её в порядок. Малыш почистил все вулканы, вырвал ростки баобабов, полил цветок. Он попрощался с розой, а она попросила у принца прощения и призналась, что любит его.

Главы 10–15

Маленький принц посетил шесть ближайших астероидов. На первом жил старый король, который считал, что всё, что есть на свете, принадлежит ему, даже звёзды. Он отдавал нелепые приказы, такие как: «Я приказываю тебе зевать». Король высокомерно полагал, что Маленький принц должен быть его подданным. Он не мог допустить, чтобы его ослушались, и повелел мальчику стать послом. Малыш решил не задерживаться на этой планете. На втором астероиде принц встретил честолюбца. Он был один на своей планете и жаждал похвалы маленького незнакомца. Принц быстро понял, что этот тщеславный человек не способен слышать ничего, кроме похвалы. Мальчик сбежал и с этой планеты. На следующей крошечной планете жил пьяница.  Ему было совестно из-за своего пьянства, но он продолжал пить, чтобы забыть об этом. Четвёртая планета принадлежала деловому человеку, который был уверен, что владеет звёздами. Делец целыми днями пересчитывал небесные светила, чтобы записать их количество на бумажку и положить её в ящик стола. Маленький принц сказал, что звёздам нет никакой пользы от того, что ими владеют, и отправился дальше. На пятой планете жил фонарщик. Он должен был зажигать фонарь по вечерам и гасить по утрам. Со временем планета начала вращаться очень быстро, и фонарщику приходилось работать без остановки. Он был изнеможён, но нарушить уговор и бросить работу не мог. Принц покинул планету неохотно, ведь там можно было бесконечно смотреть на закат. Последняя планета была довольно большой по сравнению с другими. Там жил пожилой джентльмен. Он называл себя географом. Этот человек описывал в книгах те места, о которых ему рассказывали путешественники. Сам он нигде не был. Маленький Принц узнал от географа кое-что ценное: цветы эфемерны, то есть быстро исчезают. Впервые принц пожалел, что оставил свою розу в одиночестве.

Главы 16–20

Потом мальчик попал на Землю, на которой было больше сотни королей, тысячи географов, дельцов и фонарщиков, миллионы пьяниц и честолюбцев. Но принц приземлился в Сахаре и встретил змею, которая объяснила ему, что он находится в пустыне, где нет людей. Она также сказала, что обладает могуществом. Если Маленький принц захочет вернуться домой, она поможет ему в этом. Принц пересёк пустыню, но людей не нашёл. Наконец он набрёл на сад, полный роз. Мальчик понял, что его прекрасный цветок не единственный. Он лёг на траву и заплакал.

Главы 21–23

Мальчика окликнул сидевший под яблоней Лис. Принц попросил зверька поиграть с ним. Но Лис ответил, что не может, потому что не приручён. Если принц приручит Лиса, они станут друг для друга единственными в целом свете, и жизнь животного озарится любовью. Малыш понял, что роза приручила его, и теперь она для него единственная в мире, не такая, как другие розы. Постепенно принц приручил Лиса. Когда пришло время прощаться, зверёк сказал, что будет плакать о мальчике, но всё же теперь у него будет кто-то единственный в мире. Ещё Лис открыл Маленькому принцу секрет: «зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Зверёк сказал, что малыш «навсегда в ответе за всех, кого приручил». Мальчик понял, что он в ответе за свою розу. Потом принц встретил стрелочника, который отправлял поезда. Тысячи пассажиров ехали неизвестно куда и зачем. Никто не знал, что ищут эти люди. В окна вагонов смотрели только дети, а взрослые спали или просто сидели с равнодушными лицами. Затем мальчик увидел торговца, который продавал пилюли, утоляющие жажду. Если проглотить такую пилюлю, не захочется пить воду целую неделю. Торговец утверждал, что это помогает экономить время – 53 минуты в неделю. Маленький принц подумал: если бы у него было свободное время, он просто сходил бы к роднику.

Иллюстрация художника В. Ерко

Главы 24–27

С тех пор, как лётчик потерпел аварию, прошло восемь дней, и у него кончилась вода. Принц говорит, что тоже хочет пить. Мальчик предлагает найти колодец. Эта идея кажется лётчику абсурдной, ведь пустыня – необъятна. Тем не менее, рассказчик соглашается с планом. Они ходят часами в поисках воды. По пути принц замечает: «Вода бывает нужна и сердцу». Мальчик говорит, что пустыня хороша скрывающимися в ней родниками. Ночью Маленький принц уснул. Пилот взял его на руки и пошёл дальше. На рассвете они нашли колодец. Принц напился воды. Рассказчик понял, что для мальчика это не просто вода, а «подарок сердцу». Маленький принц напоминает пилоту, чтобы он нарисовал намордник для барашка, чтобы тот не съел его розу. Затем малыш говорит, что уже год путешествует по Земле, и ему пора возвращаться к цветку. Он остался у колодца, а лётчика отправил чинить самолёт. На следующий вечер пилот вернулся к колодцу и увидел, что Маленький принц сидит на краю разрушенной каменной стены. Мальчик разговаривал с кем-то. Лётчик подошёл поближе и увидел, что этот кто-то – змея. Это означало, что малыш хочет отправиться на свою планету. Лётчик был опечален этой новостью. Чтобы утешить своего друга, мальчик засмеялся и сказал, что дарит этот смех пилоту, и теперь лётчик будет смотреть на звёзды, слышать их смех и вспоминать о нём. Маленький принц отошёл от пилота и беззвучно упал на песок от укуса змеи. Тело ребёнка лётчик не нашёл. Пилот починил самолёт и вернулся к людям. С тех пор прошло шесть лет. Рассказчик знал, что Маленький принц вернулся на свою планету. По ночам он слушал смех звёзд, который звучал, как множество бубенцов.

Текст: Ирина Зарицкая, 2.7k 👀