Ревизор • пьеса 💡

Автор: Гоголь Н.В. | Дата публикации: 1836 | Форма произведения: пьеса | Жанр: сатирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 8 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: 1-3 часа | Экранизация: фильм (Россия, 1996 год, реж. Сергей Газаров) | Герои произведения: Иван Александрович Хлестаков | Темы: власть, жадность, изъяны общества, ответственность, смелость и трусость, человек и общество

«Ревизор» – комедия в пяти действиях русского писателя Н. В. Гоголя, написанная в 1835 году. Темой произведения становятся пороки общества, чиновничество и его бездеятельность, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость. Эта пьеса социально-сатирической направленности считается новаторской, потому что автор впервые использовал необычные драматургические приёмы.

История создания

Работу над пьесой Н. В. Гоголь начал осенью 1835 года. Считается, что сюжет сатирической пьесы подсказал ему А. С. Пушкин. Исследователи полагают, что такая история могла произойти в действительности с одним из знакомых Пушкина или же с самим Александром Сергеевичем. Гоголь положил в основу «Ревизора» этот «чисто русский анекдот». «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» – так отзывался Гоголь о своей пьесе. Работа над пьесой заняла всего два месяца – октябрь и ноябрь 1835 г. В январе 1836 г. автор зачитал готовую комедию на вечере у В. А. Жуковского в присутствии многих известных литераторов и писателей. Почти все присутствующие были в восторге от пьесы. Однако история «Ревизора» была ещё далека от завершения.

Первая постановка пьесы

Первая постановка пьесы состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась. Гоголь был разочарован постановкой: актёры либо не поняли сатирической направленности комедии, либо побоялись играть в соответствии с ней. Спектакль получился чересчур водевильным, примитивно-комическим. «Верхи» общества, обличаемые Гоголем, всё же почувствовали насмешку, комедия была объявлена «невозможностью, клеветою и фарсом». Создание пьесы Гоголем в её окончательном варианте продолжалось ещё много лет после первой постановки. Последняя редакция пьесы относится к 1842 году – это и есть тот вариант, который известен современному читателю.

Жанровые особенности

Направление – реализм. Жанр – комедия.

В первой трети XIX века были популярны классицистические пьесы, построенные по правилу трёх единств с чётким разделением героев. Но Гоголь был новатором. В его произведении не было разделения персонажей на положительных и отрицательных. В отличие от классической комедии, герои Николая Васильевича остаются безнаказанными.  Ещё один приём, не свойственный тому периоду – пьеса начинается с эпиграфа. Все нововведения Гоголя привели к появлению нового жанра реалистической общественной комедии, в которой есть элементы фарса и трагикомедии.

Языковые особенности

Характеры действующих лиц раскрываются в их речевой манере. Так, речь городничего не отличается разнообразием. Это свидетельствует о бедности его словарного запаса и характеризует героя как человека необразованного, ограниченного в своих желаниях и стремлениях. Лексический состав речи: вульгаризмы (рожа, брякнуть), канцеляризмы (предписание, уведомление), просторечия (хватил, сплутовать, спровадить), варваризмы (инкогнито). Интонация: рассудительная, покровительственная, торжествующая, грубая, злорадная, исполненная горечи и злобы.

Для речи Хлестакова характерна алогичность: отсутствие здравого смысла и трезвых понятий. Он быстро переходит от капризного, требовательного тона к робкому, растерянному, защищаясь, горячится, храбрится. Получив деньги, чувствует себя в безопасности, потому что сразу важничает, успокаивается, даже доверительно рассказывает о себе с полным простодушием. Он мастерски лжет и сам верит в своё враньё. Интонация: извиняющаяся, заискивающая, жалкая, подобострастная, самодовольная, хвастливая.

Тональность речи смотрителя училищ строится на эмоции страха. В речи судьи Ляпкина-Тяпкина преобладают интонации самодовольства. Речь почтмейстера отличается отрывистыми, скачущими фразами, присущими ему как человеку глупому. В речи Земляники преобладает бюрократическая фразеология, за которой скрывается коварная и хитрая натура. Таким образом, речь героев комедии отражает их отношение к жизни, их внутренний мир, цели и стремления.

Речь чиновников

Чиновник

Особенности речи

Примеры из текста

Лука Лукич Хлопов Бедность словаря, обилие восклицательных и вопросительных предложений. «Не приведи Бог служить по учёной части!» «Робость, оробел, не смею знать.
Судья Ляпкин-Тяпкин Бедность словаря, интонация самодовольства. «Да обстоятельство такое необыкновенно, просто необыкновенно. Чтонибудь недаром».
Почтмейстер Отрывистые, скачущие фразы, бедность словаря. «С большим чувством описал. Я нарочно оставил у себя. Хотите прочту?».
Земляника Бюрократическая фразеология. «Чем ближе к натуре, тем лучше» «О! Насчёт врачевания мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры…».
Шпекин Цветистые обороты и уснащение речевых фраз с помощью множества разнообразных части «судырь ты мой», «эдакой какой-нибудь», «относительно так сказать».

Литературные приёмы

  1. Монологи и диалоги героев, в которых они разоблачают и себя, и других.
  2. Письма как символ главного источника новостей в мире (при этом они вскрываются тайно и незаконно).
  3. «Говорящие» фамилии.
  4. Комичные ситуации (Бобчинский разбивает нос, сталкивается лбом с Добчинским, городничий надевает футляр вместо шляпы).
  5. Парные персонажи, которые усиливают комичность происходящего (Добчинский и Бобчинский, жена и дочь городничего).
  6. Яркий образный язык.
  7. Авторские ремарки, проясняющие чувства героев.

Смысл названия

Пьеса называется «Ревизор», так как именно появление ревизора (пусть и мнимого), помогает раскрыть все нравственные и должностные преступления, обнажить истинное положение дел в городе. Должностное лицо, которое должно провести проверку, становится символом неотвратимого наказания, неисчислимых бед и несчастий. Городничий и его «подельники» настолько погрязли в махинациях, что испытывают настоящий ужас перед ревизией.

Система образов

Главные герои

Иван Александрович Хлестаков – молодой хвастливый и глупый дворянин, чиновник из Петербурга, мнимый ревизор.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий, солидный мужчина средних лет, взяточник, хитрец и мошенник.

Анна Андреевна – жена городничего; глупая и недалёкая женщина.

Марья Антоновна – 18-летняя дочь городничего; наивная кокетка.

Второстепенные герои

Осип – пожилой крепостной, хитрый и умный слуга Хлестакова.

Лука Лукич Хлопов – тихий и робкий смотритель училищ, титулярный советник.

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – уездный судья в чине коллежского асессора; службу несёт «тяп-ляп», то есть плохо.

Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений; завистливый и льстивый проныра и плут.

Иван Кузьмич Шпекин – начальник почты города N, простодушный человек, безответственно относится к своим обязанностям.

Пётр Иванович Добчинский, Пётр Иванович Бобчинский – городские помещики; болтуны и сплетники, никому не интересные люди.

Христиан Иванович Гибнер – главный врач города N, лечением пациентов не занимается.

Степан Ильич Уховертов – частный пристав; не имеет авторитета даже у подчинённых.

Свистунов, Пуговицын, Держиморда – полицейские; любители выпить, первые правонарушители в городе.

Тряпичкин – приятель Хлестакова, столичный литератор.

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь создаёт сатирический портрет местного чиновничества, которое существовало в России той эпохи. Отличительной особенностью комедии является отсутствие положительных героев: все персонажи представляются порочными, лицемерными, беспринципными и вульгарными. Смех – единственный положительный образ произведения, с помощью которого автор выставляет напоказ все недостатки героев, которые воруют, берут взятки, мошенничают и пользуются своим служебным положением в корыстных целях. Не слишком отличается от уездных чиновников и главный герой Хлестаков. Невольно попав в положение ревизора, он пользуется этим – пускает пыль в глаза, лжёт и фантазирует о своей столичной жизни. Он радуется возможности получить влиятельное положение. Наивность в момент получения первой взятки сменяется требованием всё большей и большей суммы по принципу «бери, пока дают». Женские образы в комедии также непривлекательны. Мать и дочь соперничают друг с другом за внимание Хлестакова, говорят только о платьях и картах. На примере этих персонажей Гоголь показывает, насколько они не подходят для тех должностей, которые занимают. Пороки каждого не совместимы с их службой, но чиновников это не смущает. Это и есть одна из главных сатирических черт комедии.

В комедии сохраняется традиция говорящих фамилий, но они здесь не дают прямой оценки, а более тонко характеризуют своего носителя и его профессиональные и нравственные качества. Фамилия лекаря Гибнер говорит о специфике его лечения: «Человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Фамилия судьи Ляпкин-Тяпкин раскрывает несправедливое, поверхностное ведение судебных дел. Городничий наделён фамилией Сквозник-Дмухановский. «Сквозник» – сквозняк, «дмухать» – дуть. Здесь ассоциация с ветром, который дует у него в голове, что подтверждается его фразой «Я хотел давно об этом сказать вам, но был, не помню, чем-то развлечён».

Социальные слои общества, отображенные в комедии

Писатель тщательно прорисовал характерные особенности социальных слоёв общества.

В комедии представлены четыре класса, которые делят между собой процесс управления городком и низшее сословие:

  1. Чиновники (смотритель училищ, судья, почтмейстер, городничий, попечитель богоугодных заведений).
  2. Власть (полицейские, частный пристав).
  3. Купцы.
  4. Класс отставных чиновников, помещиков.
  5. Низшие сословия (слуги, просители и др.).

Композиция

Особенностью композиции является то, что у пьесы нет экспозиции. Она начинается с завязки: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». После этого сюжет начинает стремительно развиваться. Пространство и время в пьесе расширяются. В уездный город совершенно случайно попадает новый человек – Хлестаков. Он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали. С приездом Ивана Александровича звучат упоминания о Петербурге как о городе-мечте, где всем прекрасно живётся. Отсюда возникает противостояние своеобразного антимира – уездного города, который во многом непригоден для жизни, и райского пространства, в котором есть всё, что нужно. Комедия имеет кольцевую замкнутую композицию – и начало, и финал начинаются с чтения письма и сообщения о приезде ревизора. Финал необычен, так как оканчивается немой сценой, которая завершает комедийное действие трагическим аккордом. Персонажи фиксируются в позах, наиболее точно передающих их характеры. Это художественное решение делает порок предметом всеобщего обозрения. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир.

Завязка – сообщение «пренеприятного известия» о том, что в губернский город едет ревизор.

Экспозиция – характеристика Хлестакова и его жизни, истории чиновников, которые хотят скрыть свои служебные преступления.

Развитие действия – Хлестаков входит в роль и заставляет всех поверить в его значимость.

Кульминация № 1 – сцена безудержного вранья Хлестакова в третьем действии.

Развязка – чтение письма, из которого становится понятно, что Хлестаков не тот, за кого себя выдавал. Хлестаков обманул всех и уехал, а догнать его нет никакой возможности.

Кульминация № 2 – Известие о приезде настоящего ревизора.

Финал – немая сцена

Конфликт

Литератор Г. В. Белинский выделил в комедии два конфликта:

  • внешний – между чиновничеством и мнимым ревизором;
  • внутренний – между самодержавно-бюрократическим аппаратом и широкими слоями населения.

Очевидный конфликт комедии раскрывается во взаимодействиях Хлестакова и чиновников: одни ошиблись – другой воспользовался ошибкой. Хлестаков обманывает чиновников так же, как они ежедневно обманывают людей. Более глубинный конфликт выражен в противостоянии правящей верхушки, которой все можно, и народа, которому приходится терпеливо выносить чиновничий произвол.

Основная идея

В народной пословице «на зеркало неча пенять, коли рожа крива» заключается идея гоголевского произведения. Писатель высмеивает пороки, которые не дают стране развиваться, делают жизнь народа нищей и рабской. Однако самое главное – автор хочет, чтобы каждый увидел себя в героях комедии и изменился. В «Ревизоре» нет людей, которые бы не приняли участия в бесчинствах и беспорядках. Все вносят свою лепту в несправедливость. Виноваты не только чиновники, но и купцы, дающие взятки, и простые люди, вечно пьянствующие и живущие в чудовищных условиях. Порочны не только невежественные и лицемерные мужчины, но лживые, вульгарные и глупые женщины. Прежде чем критиковать кого-то, нужно начать с себя. Основная идея заключается в том, что чиновники, погрязшие в нарушениях и пороках, должны понести наказание. В финальной сцене появляется настоящий ревизор. Этот даёт надежду, что он устроит настоящую проверку и накажет тех, кто это заслужил. Но трудно предугадать, каким человеком окажется этот настоящий ревизор. Возможно, ему тоже захочется переложить ответственность на нижестоящих чиновников, чтобы выслужиться.

Тематика и проблематика

Тема Проблема
1 Чиновники – главные нарушители законов и моральных норм Когда нарушения исходят от тех людей, которые должны следить за исполнением законов, общество начинает деградировать, разрушение нравственных ценностей происходит на всех уровнях.
2 Главенство материальных интересов над всеми остальными на фоне глупости и невежества Государственная служба и общественный долг стоят на последнем месте, поэтому всюду процветает казнокрадство, взяточничество и желание обогащения.
3 Чинопочитание Чиновники вместо работы лишь удовлетворяют свои амбиции и стараются сохранить свои должности. Жестоко, тираня и подавляя слабых, они готовы унижаться перед сильными и могущественными людьми. Люди как будто утратили свою личность и стали набором социальных ролей. Имеют значение только статус, чин, почести, богатство, умение приспосабливаться и заискивать
4 Беззаконие Закон в городе безбожно попирается всеми слоями общества. Чиновники руководствуются лишь собственной волей. Даже те, кто приходят к Хлестакову просить избавления от гнёта чиновников-коррупционеров, не стесняются сами давать ему большие взятки и подарки.
5 Нравы города Провинциальный городок представлен, как глухое и невзрачное захолустье, населённое дикими и неряшливыми людьми. Горожане живут в атмосфере ненависти к власти и друг другу. Отношения между ними строятся на лицемерии, страхе и тайном презрении. При этом они слишком глупы и пассивны, чтобы хоть что-нибудь предпринять, и могут лишь уповать на милость ревизора.
6 Безынициативная и холопская Россия Автора очень волновала судьба страны, которой управляли люди, подобные тем, кого он изобразил в своём творчестве. Но самая основная проблема заключалась в пассивности и смирении народа, который не только терпел беззаконие и несправедливость, но и сам активно участвовал во всем этом. Если бы в одночасье горожан поняли местами с чиновниками, они бы продолжили делать то же самое: воровать и прожигать жизнь.
7 Взяточничество Гоголь резко негативно вырисовывает коррупцию в Российской империи, изображая взяточников недалёкими и грубыми людьми, безразличными к судьбе страны. Неслучайно почти все чиновники изображены в теле, так писатель обличает их эгоизм и жадность: они присваивают все богатство страны себе, уже лопаются от него, но не могут прекратить потреблять.
8 Ложь Хорошо показана атмосфера всеобщей лжи, когда человек сам начинает верить в то, что он придумал, и убеждает в этом других. В чиновничьей среде принято лицемерить и не говорить начистоту. Но ложь показывает и в более глобальном плане: периферийные руководители приняли легкомысленного фанфарона Хлестакова за ревизора, потому что были такого же мнения обо всех чиновниках из центра и были готовы к их обману.
9 Невежество Все вороватые чиновники представлены, как крайне необразованные люди. Они совершенно не разбираются в сфере управления. Отличным примером является деятельность Ляпкина-Тяпкина. Судья совершенно не умеет работать и не знает законов.
10 Легкомыслие Никто из персонажей не хочет отвечать за свои действия. Никто не хочет долго и упорно работать и самосовершенствоваться. Все стремятся пройти по лёгкому пути и получить всё, не сделав ничего. Последствия волнуют героев в последнюю очередь.

Критика

В январе 1836 года Гоголь читал «Ревизора» на одной из литературных встреч у В. А. Жуковского. Мнения писателей о пьесе разделились: одни, в том числе А. С. Пушкин и В. А. Жуковский, были в полном восхищении, а барон Розен и Н. В. Кукольник увидели в ней лишь оскорбляющий искусство фарс.

Критика заняла противоположные позиции в оценке произведения.

Комедия была тепло встречена критиком Г. В. Белинским:

«В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому представляющие собою особый и замкнутый в самом себе мир…».

Рецензенты выделили художественные особенности пьесы:

«…Перейдём к «Ревизору». Здесь прежде всего надобно приветствовать в его авторе нового комического писателя, с которым истинно можно поздравить русскую словесность. Первый опыт г. Гоголя вдруг обнаружил в нём необыкновенный дар комики, и ещё такой комики, которая обещает поставить его между отличнейшими в этом роде писателями <…>» (О. И. Сенковский)

«…Я уже читал «Ревизора»; читал раза четыре и потому говорю, что те, кто называет эту пьесу грубою и плоскою, не поняли её. Гоголь – истинный поэт; ведь в комическом и смешном есть также поэзия» (К. С. Аксаков)

Реакционная критика и тут нашла повод позлословить:

«…городок автора «Ревизора» не русский городок, а малороссийский или белорусский: так незачем было и клепать на Россию…» (Ф. В. Булгарин)

Позже некоторые критики стали приписывать «Ревизору» революционный и обличительный характер (например, Н. Г. Чернышевский). Но в XX веке вновь появился интерес к комедии как произведению эстетическому, напоминающему о нравственности каждому зрителю и читателю.

Значение

Автор создал художественные образы громадного социального и нравственного диапазона. Беззаконие, казнокрадство, взяточничество изображены в «Ревизоре» как общепризнанные нормы жизни. Безнаказанный произвол городничего, тупая исполнительность Держиморды, ехидное простодушие почтмейстера – всё это глубокие социальные обобщения. Своей комедией Гоголь призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях. Писатель верил в очищающую силу смеха и торжество справедливости. Так, в своей пьесе Н. В. Гоголь ставит перед собой цель – «смеяться сильно» над всем, что «достойно осмеяния всеобщего». Общественное значение пьесы заключается в силе её воздействия на зрителей, которые должны осознать, что всё виденное ими на сцене происходит вокруг них и в реальной жизни. Актуальность «Ревизора» не угасла и в наши дни. Многие выражения из неё стали крылатыми, а имена героев – нарицательными.

Интересные факты

  1. Николай I не препятствовал постановке пьесы, но он высказал пожелание, чтобы в конце все чиновники понесли наказание. Это, по мнению императора, больше соответствовало бы действительности. Рекомендации правителя не остались незамеченными. Уже летом 1836 года в Санкт-Петербурге и Москве прошли спектакли с названием «Настоящий ревизор». Интересно, что авторство на афишах не указывалось, а в разговорах в качестве создателя пьесы упоминался некий «князь Цицианов».
  2. В процессе работы Н. В. Гоголь не раз хотел бросить работу над пьесой «Ревизор», но А. С. Пушкин каждый раз уговаривал его продолжить начатое.
  3. В комедии Э. Рязанова «Забытая мелодия для флейты», вышедшей на экраны в 1987 году, актеры самодеятельного театра ставят пьесу Гоголя «Ревизор», стараясь, при этом, приблизить классику к современности. Например, городничий разъезжает по городу N уже не на дрожках, а на автомобиле.
  4. В 2009 году, к 200-летнему юбилею со дня рождения Н. В. Гоголя, в украинском городе Миргород была установлена бронзовая скульптура, посвященная главному герою комедии «Ревизор» – Ивану Александровичу Хлестакову.

Краткое содержание

Иллюстрация Ю. Коровин

Паника в уездном городе

В комнате городничего собираются все чиновники уездного города. Они узнают «пренеприятное известие» — к ним едет ревизор. Среди чиновников начинается паника: судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин думает, что приближается война, и ревизор будет искать изменников. Однако городничий не соглашается с ним; он начинает отдавать распоряжения насчет максимально возможного устранения проблем города. В частности, нужно выдать больным чистую одежду, убрать гусей из присутственных мест, устранить запах водки, постоянно сопровождающий заседателя. Насчет взяток городничий не беспокоится, оправдывая чиновников тем, что «так самим богом устроено». Судья, который принимает взятки не деньгами, а борзыми щенками, также абсолютно спокоен.

Тут появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин. Узнав о приезде ревизора, он тоже подумал, что приближается война, но городничему удалось его переубедить. После этого городничий делится с Иваном Кузьмичом своими опасениями по поводу возможных доносов на него; он просит почтмейстера «для общей пользы» аккуратно читать поступающие к нему письма. Шпекин соглашается и говорит, что из интереса и так читает все письма.

После этого в комнату приходят два друга-помещика Бобчинский и Добчинский и рассказывают, что видели ревизора в гостинице. Им оказался молодой человек «недурной наружности»; он уже две недели проживает в трактире, не платя при этом денег и не собираясь съезжать. Городничий очень волнуется и решает немедленно отправиться в гостиницу. Он требует конную повозку и новую шляпу, предварительно дав квартальному указание подмести ведущую к трактиру улицу.

Иллюстрация Д. Кордовский

К городничему приходит частный пристав, который получает приказания по благоустройству городка. На мосту должен стоять высокий квартальный, а старый забор нужно сломать, ведь это создаст впечатление того, что в городе происходит строительная деятельность. Тут в комнату вбегают ссорящиеся жена и дочь городничего – Анна Андреевна и Мария Антоновна. Анна Андреевна заставляет дочь отправиться в гостиницу и узнать какие-нибудь подробности про ревизора; особенно ее интересует цвет его глаз.

В гостинице

Далее действие перемещается в гостиницу. В комнате на кровати барина лежит старый слуга Осип и сердится на своего хозяина, который проиграл все деньги, из-за чего им никак не вернуться домой из Петербурга. Осип голоден, но в трактире больше не собираются кормить их в долг. Тут возвращается Иван Александрович Хлестаков – тот самый молодой человек, которого считают ревизором. Он ругает слугу за то, что тот лежал на его кровати, а потом просит сходить вниз за обедом. Осип сначала отказывается, но потом все-таки идет вниз, чтобы позвать к Хлестакову хозяина трактира.

Оставшись в одиночестве, Иван думает о том, как ему хочется есть. В скверности своего финансового положения он обвиняет пехотного капитана, который выиграл у него в карты. К нему в комнату заходит трактирный слуга, и Хлестаков начинает упрашивать его принести обед, ведь он – барин, и ему никак нельзя голодать. Потом он начинает мечтать о возвращении домой; дома он хочет представить себя как петербургского чиновника. Тут приносят обед; Хлестаков недоволен тем, что в нем всего два блюда, но все съедает. Слуга предупреждает его, что это был последний раз, когда хозяин кормит его в долг.

Городничий. Иллюстрация П. Боклевский

Визит городничего

В этот момент в комнату входит Осип, который говорит, что с Хлестаковым хочет увидеться городничий. Иван Александрович боится, что его заберут в тюрьму из-за неуплаты долгов. Однако вошедший городничий сообщает, что хочет посмотреть, как живет гость, потому что он должен заботиться о том, чтобы все приезжающие в город были довольны. Хлестаков сначала начинает оправдываться и говорить, что за все заплатит, но потом говорит, что трактирщик очень плохо его кормит и грозится написать жалобу. Теперь пугается уже городничий, который дает обещание все уладить и зовет «ревизора» жить в более удобную квартиру. Также он дает Хлестакову деньги для расплаты с хозяином трактира (причем в два раза больше необходимой суммы). После этого молодой барин соглашается жить у городничего, который думает, что с ревизором нужно быть осторожным.

Через некоторое время городничий вместе с Добчинским и Хлестаковым отправляются осматривать учреждения города. Посещать тюрьму «ревизор» отказывается, предпочтя нанести визит в богоугодное заведение. Городничий велит Добчинскому передать жене записку, в которой просит ее подготовиться к приему важного гостя, а Осипу – отнести вещи барина в свой дом. Добчинский выходит из комнаты, под дверью которой подслушивал Бобчинский; от резкого открытия двери он падает на пол и разбивает нос.

Когда Добчинский приходит в дом городничего, Анна Андреевна ругает его за задержку и задает множество вопросов о ревизоре. Потом она вместе с дочерью начинает прихорашиваться, готовясь к визиту молодого человека. Тут приходит Осип, принесший вещи барина. На просьбу дать чего-нибудь поесть он получает отказ, объясненный тем, что вся еда в доме слишком простая для такого важного человека, как слуга ревизора.

Хлестаков говорит городничему, что доволен устройством города, его вкусно накормили и показали «хорошие заведения». Тот отвечает, что это происходит потому, что здесь градоправитель заботится не о своей пользе, а о том, чтобы угодить начальству.

Обсуждение важной персоны

Городничий знакомит с «ревизором» дочь и жену, после чего все вместе обедают. Во время трапезы Иван Александрович хвастается, что он – очень важное в Петербурге лицо, играет в карты с иностранными послами, водит дружбу с самим Пушкиным и сам иногда пишет очень хорошие вещи, например, «Юрия Милославского». Когда дочь губернатора вспоминает, что это произведение написано другим человеком, ее резко одергивают. Все уважительно слушают рассказы Хлестакова, а потом предлагают ему отдохнуть. Когда он уходит, все говорят, что он выглядит как уважаемый человек; Бобчинский и Добчинский даже думают, что Хлестаков – генерал или генералиссимус. Жена и дочь городничего спорят о том, на кого из них «ревизор» смотрел чаще. Сам городничий волнуется, ведь даже если из всего рассказанного молодым человеком можно верить только половине, ему несдобровать. Он удивляется, что «ревизор» смог добиться таких высот в столь молодом возрасте.

Когда в помещение входит Осип, его окружают с расспросами: на что барин обращает внимание, спит ли он; женщин интересует, какой цвет глаз ему больше нравится. Слуге дают денег на чай с баранками; после этого все расходятся.

Иллюстрация А. Константиновский

Через некоторое время все чиновники собираются снова для того чтобы дать взятку «ревизору». Они думают, как лучше это сделать, и решают разговаривать с Хлестаковым по одному. Иван Александрович тем временем просыпается; он доволен тем, как его приняли, к тому же ему нравятся жена и дочь городничего.

Хлестаков входит в роль

Первым в комнату «ревизора» заходит судья Аммос Федорович. У него выпадают деньги, и Хлестаков просит дать взаймы, на что Ляпкин-Тяпкин охотно соглашается. После него к молодому человеку заходят почтмейстер, смотритель училищ и попечитель богоугодных заведений, у каждого из которых «ревизор» просит в долг. В последнюю очередь заходят Бобчинский с Добчинским; у них Хлестаков требует денег напрямую. Бобчинский просит, чтобы «ревизор» рассказал всем в Петербурге о том, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский».

Хлестаков понимает, что его приняли за ревизора, и пишет об этом в письме к своему другу-журналисту. Осип просит хозяина быстрее уехать из города. Тут являются купцы с просьбами и подарками; Хлестаков и у них берет деньги, а Осип – все подарки, вплоть до веревочки, считая, что и она может пригодиться в дороге. Потом молодой человек разговаривает с дочерью городничего и целует ее; она боится, что «ревизор» просто смеется над ней, и он встает на колени, чтобы доказать истинность своей влюбленности. В этот момент входит жена губернатора и прогоняет дочь; Хлестаков и перед ней встает на колени, давая клятвы вечной любви и прося ее

Иллюстрация А. Константиновский

руки. Тут возвращается Марья Антоновна; чтобы не создавать скандала, «ревизор» просит у Анны Андреевны согласия на свадьбу с ее дочерью. Жена городничего сообщает вошедшему в комнату мужу радостную весть, и он благословляет молодых.

Финал

Осип торопит барина с отъездом, говоря, что лошади уже готовы. Хлестаков говорит городничему, что на один день едет к богатому дяде, и на прощание снова просит немного денег взаймы. Городничий с женой и дочерью мечтают о жизни в Петербурге. Все чиновники приносят поздравления своему начальнику и просят не забывать их.

Тут приходит почтмейстер, в руках у которого – распечатанное письмо. Оказывается, что Хлестаков на самом деле не был ревизором. Почтмейстер зачитывает вслух: «Во-первых, городничий — глуп, как сивый мерин…». Городничий не верит в то, что там такое написано. Почтмейстер дает ему прочесть самому; после этого каждый чиновник читает письмо и узнает о себе горькую правду. Все злятся, а городничий боится, что друг Хлестакова напишет о нем комедию. Чиновники удивляются, как они смогли принять за ревизора «этого вертопраха». Вину возлагают на Бобчинского и Добчинского. В этот момент появляется жандарм, который сообщает, что из Петербурга прибыл ревизор, остановился в гостинице и немедленно требует всех чиновников к себе.

Немая сцена.

Известные цитаты

Большому кораблю — большое плаванье.

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин. Действие 5. Явление 7.

Городничий обсуждает с гостями свой будущий переезд в Петербург после свадьбы дочери и Хлестакова.

Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум.

Городничий. Действие 5. Явление 8.

Раскрылся обман Хлестакова.

На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Слова автора (Гоголь Н.В.). Эпиграф.

Народная пословица, ставшая эпиграфом к произведению.

На пустое брюхо всякая ноша кажется тяжела.

Осип. Действие 3. Явление 4.

Осип просит еды у слуги городничего Мишки.

Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено.

Городничий. Действие 1. Явление 1.

Городничий собирает всех чиновников города и сообщает им о предстоящем приезде ревизора.

Чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет.

Артемий Филиппович Земляника. Действие 1. Явление 1.

Городничий предупреждает всех чиновников о предстоящем приезде ревизора.

Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул.

Лука Лукич Хлопов. Действие 4. Явление 1.

Чиновники обсуждают, как можно подкупить "ревизора" Хлестакова.

Сочинения по произведению

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 2.7k 👀