Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1824 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 1-4 класс | Возраст: дети 6-12 лет | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ осенней природы | Темы: человек и природа |

«Уж небо осенью дышало…»

стихотворение и анализ

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Краткое содержание

Петр Нилус. Осень. 1893

Перед нами поэтический фрагмент, сюжет которого складывается из описания нескольких явлений. Из первой строфы мы узнаём об общих переменах в окружающей природе: убывании светового дня, а также ином качестве света и воздуха. Читая вторую строфу, мы погружаемся в более детальное описание природного пейзажа: наблюдаем за листопадом, отлётом птичьих стай в тёплые края. Итоговые две строфы этого небольшого фрагмента сдержат вывод о том, что совсем скоро наступит холодный ноябрь.

История создания

Роман «Евгений Онегин» создавался Пушкиным на протяжении семи лет, начиная с 1823 года. А над этим фрагментом поэт работал в период поздней осени в 1824 году, находясь в Михайловском. Данный фрагмент представляет собой отрывок из четвёртой главы романа. Он полностью посвящён приходу осенних дней. Многие читатели склонны воспринимать его, как самостоятельное, отдельное произведение. Однако, это всего лишь часть огромной образной панорамы русской природы, представленной в романе. Стоит заметить: Пушкин особенно любил бывать в Михайловском в ранние осенние месяцы, объясняя это тем, что там его часто посещает поэтическая муза.

Жанр, направление, размер

Этот яркий фрагмент представляет собой строфу из романа, за вычетом из неё первого четверостишия. Поэтому формально называть его стихотворением неправильно. Литературоведы настаивают на том, что это небольшое, чисто лирическое произведение, которое можно воспринимать как образец пейзажной лирики.

Поэтический фрагмент выдержан в рамках литературного направления «реализм». Все образы имеют чёткую привязку к реалиям окружающей природы: мы «видим» караван улетающих гусей, густой туман и пр. Эти образы описывают не отвлечённый романтический мир, а узнаваемый всеми пейзаж среднерусской природы.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб, с чередованием женской/мужской рифм. Так как перед нами всего лишь фрагмент одной строфы романа, то сохранена рифмовка, свойственная «онегинской строфе»: первое четверостишие – параллельная рифма, второе четверостишие – кольцевая.

Композиция

Стихотворение построено автором согласно законам линейной композиции:

  1. Завязка – присутствует в самой первой строфе.
  2. Развитие действия – присутствует во второй строфе.
  3. Заключение – присутствует в итоговом двустишии.

Образы и символы

Небольшой фрагмент содержит яркие пейзажные образы, складывающиеся в единый образ осенний поры. Образы помогают нам почувствовать происходящие в природе перемены, сравнив их со своими  личными воспоминаниями об этом времени года:

  • образ осени – центральный. Именно осень является главной героиней произведения. Тихий, но в то же время величественный приход осени подчёркнут «печальным шумом» лесов, голосами улетающих птичьих стай, медленным угасанием солнца;
  • образ лирического героя – сам автор является лирическим героем. Его глазами мы наблюдаем за угасанием природы. Герой называет ноябрь «довольно скучной порой»: ему гораздо больше нравятся ранние месяцы «золотой осени».

Темы и настроение

Основная тема – наступление осени. Поэт описывает медленное увядание окружающего мира природы, которое ассоциируется с умиранием человека. Время замедляет ход, когда природа готовится к зиме. Настроенческий пафос заключается в том, что автор способен оценить даже унылую картину осени. Пушкин с нежным трепетом повествует о том, как трогательно и величественно старится земля в ноябре.

Основная идея

Ключевая идея состоит в следующем: осенний мир становится гораздо печальнее и тише. Поздней осенью блекнут яркие краски земли и неба, животные и люди озабочены поиском тёплого укрытия. Окружающий мир таит в себе ноты угасания: на душе становится тоскливо и скучно.

Средства выразительности

Автор активно использует, при написании данного отрывка, средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «с печальным шумом», «довольно скучная пора»;
  • метафоры – «сень лесов», «солнышко блистало»;
  • олицетворения – «небо дышало», ноябрь «стоял», туман «ложился»;
  • инверсии – «лесов таинственная сень»

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *