ER0321R

Из предложенных вариантов по смыслу ПОДХОДИТ только значение № 1: Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Человеческое о. Капиталистическое о. Наука об обществе. Здесь для нас важно не только значение слова, но и пример его употребления: «Человеческое о.». Другие значения НЕ ПОДХОДЯТ, потому что: в определении под № 2 говорится о […]

Продолжить чтение!

OR0822T

Нам нужно найти синонимы (близкие по значению лексические единицы) к слову ЯЛИК. Перечитаем ещё раз указанное в задании предложение 16: «(16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день». Из контекста мы понимаем, что речь идёт […]

Продолжить чтение!

ER2419T

Внимательно читаем задание и предложенный отрывок из текста. Перечитываем предложенный отрывок: (64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался. (67)Лиза обернулась к матери и крикнула: — Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица. (70)Вместе с Анною Сергеевною […]

Продолжить чтение!

ER2403

Внимательно читаем задание. Анализируем указанные в задании предложения и ищем необходимую лексическую единицу. Смотрим на второе предложение: (2)Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Можно подумать, что антонимами здесь являются слова «одно» и «другое», однако это не так – да, они противоположны по смыслу, но не только в рамках […]

Продолжить чтение!

ER2402

Внимательно читаем задание. Анализируем указанные в задании предложения и ищем необходимую лексическую единицу. Перечитываем указанные предложения: (14)От костюма пришлось отказаться — по крайней ветхости, остальное мы поделили: Оська забрал дымчатые очки, я сразу напялил гетры. (15)Оська взял галстук с искрой, я — рубашку, каждому досталось по свитеру. Синонимы сразу бросаются в глаза: забрал – взял.

Продолжить чтение!

ER2401

Внимательно читаем задание. Анализируем указанные в задании предложения и ищем необходимую лексическую единицу. Если устойчивое сочетание сразу не бросилось нам в глаза, можно перечитать указанные в тексте предложения. В первом абзаце (предложениях 1-4) ничего такого нет. В одиннадцатом предложении тоже. А вот в тринадцатом мы видим сочетание «пропадает без вести». Мы привыкли слышать эту фразу […]

Продолжить чтение!

ER0503

Читаем внимательно каждое предложение. Многим может быть трудно найти здесь ошибку с первого раза. Предложения 1, 2 и 4 не должны вызывать сомнения – они составлены правильно. Верный пароним употреблен и в предложении 3: человек может быть только ироничным, а не ироническим. Ироническим бывает отношение, взгляд, усмешка, замечание. В словарях дается очень близкое определение этих […]

Продолжить чтение!

ER0502

Читаем внимательно каждое предложение. При внимательном прочтении предложений становится очевидно, что ошибка допущена во втором предложении. Слово «двоичный» употребляется в отношении системы счисления, а толкование может быть «двойственным» или же «двояким», то есть неоднозначным. Часто учеников смущает слово «деловитый», однако оно употреблено абсолютно верно: деловитыми могут быть манеры, вид, человек. Его пароним «деловой» означает «связанный с […]

Продолжить чтение!

ER0501

Читаем внимательно каждое предложение. Удачный – подходящий, лучший – слово употреблено верно; представили к наградам – слово употреблено верно – можно подобрать и другие словосочетания с этим словом: представили к ордену, представили к званию и др.; высотные здания – можно подобрать синонимичные сочетания – высотные дома, высотные работы; артистичный человек – артистичный ребенок, артистичный характер. Ошибочным является пароним […]

Продолжить чтение!

ER0518T

Читаем внимательно каждое предложение. Варианты употребления паронимов в предложениях 1, 3, 4 и 5 не вызывают сомнения. Претерпеть изменения – подвергнуться изменениям; информационный портал – портал, предоставляющий информацию; вечный огонь – негаснущий огонь; гарантийный талон – талон, предоставляющий гарантию. Пароним во втором предложении использован неверно: слово нетерпимый образовано от слова терпимость – толерантность. В предложении же идет речь о боли, которую невозможно терпеть. Следовательно, нужно использовать […]

Продолжить чтение!

ER0302

Текст повествует о том, человеческая деятельность часто противостоит законам природы и постепенно разрушает ее ресурсы. Варианты 2 и 4 сразу можно устранить, ведь в тексте не говорится о законодательстве или религиозных законах. Вариант 2 тоже не соответствует контексту: в тексте повествуется о законах природы. Выполнение этого задания существенно облегчается наличием примеров употребления различных вариантов значения […]

Продолжить чтение!

ER0301

Текст говорит о том, что опрос школьников показал, дал понять, что образ учителя сильно влияет на дальнейший выбор жизненного пути школьником. Варианты 1 и 2 не подходят, так как речь тут не идет о демонстрации чего-либо или о жестах. Значение изображения или наглядного урока тоже не соответствует контексту (т.е. варианты 3 и 4 тоже не […]

Продолжить чтение!

ER0303

Речь идет о создании учеными новой цифровой фотокамеры, схожей по строении с глазом насекомого. Такая фотокамера имеет множество линз. После внимательного прочтения текста и предложенных вариантов номера 2, 4 и 5 отвергаются сразу. С первого взгляда может смутить вариант 1, однако при взгляде на примеры и уточнении о том, что при использовании этого значения производится […]

Продолжить чтение!

ER2422T

Внимательно читаем задание. Вспоминаем, что синонимы – это слово одной части речи, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению. Читаем и анализируем указанное в задании предложение: (4) И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох. К слову врасплох можно […]

Продолжить чтение!

ER0522T

Чтобы правильно ответить на вопрос, внимательно прочитаем предложения. Затем вспомним, что такое паронимы. Паронимы – это слова, близкие по звучанию, но различающиеся частично или полностью значением. В предложении №1 выделенное слово употреблено неверно, так как прилагательное памятливый выражает значение «обладающий хорошей памятью, способный легко запоминать, имеющий особенную склонность к запоминанию» (только с одушевлёнными существительными). Памятливыми […]

Продолжить чтение!

ER0322T

Первое значение не подходит, так как в последнем предложении говорится о языке, а не об опорной части предмета, сооружения. Второе значение подходит. В последнем предложении слово основа употребляется в значении «‎источник; главное, на чём строится что-нибудь». Можно сказать: язык – источник национальной памяти; язык – главное, на чём строится национальная память. Значит, второе значение соответствует контексту. […]

Продолжить чтение!

ER0320T

Речь идет о проблеме парникового эффекта, именно она предмет беспокойства учёных. То, что после слова «предмет» идёт существительное в родительном падеже даёт нам подсказку, что нужно выбирать между вариантами 2 и 4. Учитывая, что проблема парникового эффекта – это то, на что направлена мысль учёных, мы можем смело выбрать вариант 2.

Продолжить чтение!
Части слова

Морфемика и словообразование. Части слова.

Определение Морфемика – раздел русского языка, занимающийся изучением строения слова. Слово делится на значимые части – морфемы. К ним относятся корень, окончание, приставка и суффикс. Различают морфемы словообразующие (с помощью них образуются новые слова, частично меняется лексическое значение слова) и формообразующие (меняется только грамматическая категория слова при сохранении лексического значения). Пример словообразования: стирал – постирал […]

Продолжить чтение!

Лексика и фразеология. Фразеологизмы.

Основной единицей языка является слово – звук или совокупность звуков, обозначающие какое-либо явление действительности. Совокупность всех слов языка образует словарный состав языка (лексика). Изучением словарного состава языка занимается наука лексикология. Лексические нормы (нормы словоупотребления) – это нормы, которые определяют правильность выбора слова и регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи […]

Продолжить чтение!
Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.

Фонетический анализ слова. Звуки и буквы.

Изучением букв и звуков русского языка занимается наука фонетика. Звук – мельчайшая единица речи. Звуки мы слышим и произносим. Буквы – графическое обозначение звуков на письме. Буквы мы пишем и читаем. Звуки делятся на гласные (произносятся с помощью голоса) и согласные (произносятся с участием «преград» – языка, нёба, зубов, губ). Гласные звуки Гласные звуки могут […]

Продолжить чтение!