Человек и общество


Теория к заданиям №1-№6 в ОГЭ по обществознанию


Определения общества

В широком смысле – обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле:

  • Население одной страны
  • Люди, объединенные общностью происхождения (дворянское общество)
  • Определенный исторический этап в развитии человечества (традиционное общество)
  • Группа людей, имеющих общие интересы (общество любителей собак)
  • Человечество в целом

Общество является динамической системой, то есть такой системой, которая находится в постоянном процессе развития. Признаки общества как динамической системы:

  • Возможность изменения с течением времени
  • Реакция на изменения, происходящие в природе и мире
  • Самодостаточность
  • Связь всех компонентов – общественных сфер – между собой

Сферы общественной жизни

СфераХарактерные отношенияЧто включает
ПолитическаяОтношения, связанные с управлением обществом. Отношения человека и государства. Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.Политика; власть; государство; разделение властей; формы государственной власти (формы правления, формы территориального устройства, формы политических режимов); политические партии; выборы; гражданское общество; политическая идеология и культура.
ЭкономическаяОтношения в процессе производства, обмена и потребления. Отношения по поводу права собственности. Отношения в процессе предпринимательской деятельности. Взаимосвязь государства и экономики.Экономические системы; производство; обмен; распределение; формы собственности; рынки; деньги; бюджет; банки; налоги; безработица; предпринимательская деятельность, то есть производительные силы и производственные отношения
СоциальнаяВзаимоотношения социальных групп (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей) между собой.Социальные группы (классы, сословия, касты, страты, нации, и пр.); социальная мобильность и социальные лифты; национальные отношения; семья.
ДуховнаяОтношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.)Культура; искусство; образование; наука; религия; вера; мировоззрение; мораль; нравственность; этика; эстетика и пр.

Типы обществ

ТипТрадиционноеИндустриальноеИнформационное, или постиндустриальное
Краткая характеристикаПреобладает сельское хозяйство и общинная форма собственности, используются ручные орудия труда, социальные структуры замкнутыБольшая роль промышленности и ее преобладание над сельским хозяйством, общество делится на классы, многие люди переселяются в города, развита крупная промышленность, экономика базируется на частной и государственной собственностиВ экономике преобладает не тяжелая промышленность, а сфера услуг, высокое применение компьютерных технологий, смешанная экономика, стирание классовых различий
Время и способ возникновенияПереход от первобытности к цивилизации в ходе неолитической революции; примерно 4 тыс. лет до н. э.Промышленная революция в XVII−XVIII вв.Вторая половина 20 века – научно-техническая революция
Главный фактор производстваЗемляКапиталИнформация
Главный продукт производстваЕдаПромышленные изделияУслуги
Характер трудаРучной трудМеханизация трудаАвтоматизация труда и компьютеризация, большая роль интеллектуального труда

Природа

Природа в широком смысле — естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими законами, не зависящими от воли и желаний человека.

В узком — совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).

Признаки природы как динамической системы:

  • Непредсказуемость, нелинейность развития
  • Постоянное видоизменение
  • Возможность влиять на общество и темпы его развития
  • Наличие подсистем и отдельных элементов

Глобальные проблемы

Глобальные проблемы были названы так потому, что они затрагивают интересы и судьбы всего населения планеты, вне зависимости от стран и континентов – такие проблемы вызывают серьезные экономические и социальные потери и в случае своего усугубления могут угрожать существованию человечества вообще, а решить их можно только при совместном сотрудничестве общепланетарного масштаба.

Основные глобальные проблемы:

  • Терроризм
  • Проблема мира и разоружения
  • Экологическая
  • Сырьевая
  • Использование ресурсов Мирового океана
  • Мирное освоение космоса

Биологическое и социальное в человеке

БиологическоеСоциальное
Наличие инстинктовСпособность производить орудия труда
Биологические потребностиЧленораздельная речь
Приспособление к окружающей средеДуховные потребности, способность мыслить и творить
Возможность использовать природные предметыДеятельность как способ преобразования мира

Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов; «один из» всех людей.

Индивидуальность — особенное сочетание биологических и социальных особенностей человека, которое отличает его от остальных. Индивидом человек рождается, а индивидуальность приобретает.

Личность – это такой индивид, который обладает совокупностью социально-значимых черт: он участвует в жизни общества как социально-культурный субъект, осознает совокупность своих социальных черт, имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в процессе общения, труда и социальных отношений.

Социализация — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Все, влияющее на этот процесс, называется «агентами социализации» — к ним относятся социальное окружение, национальные традиции и обычаи, образование. К агентам первичной социализации относятся семья, учителя, родственники и друзья; вторичной – СМИ, образовательные учреждения, предприятия.

Различают следующие этапы социализации:

  • Начальный — семья, детские дошкольные учреждения
  • Средний — школа
  • Завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.

Деятельность

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. К ней относятся игра, общение, творчество, обучение, труд.

Характерные черты деятельности людей:

  • Общественный характер
  • Продуктивный характер
  • Преобразующий характер
  • Сознательный характер

Структура деятельности:

  • Мотив
  • Цель
  • Методы
  • Средства
  • Процесс
  • Результат

Виды деятельности:

  • Материально-производственная
  • Духовная
  • Познавательная
  • Ценностно-ориентировочная
  • Прогностическая

Классификация деятельности:

  1. По субъекту: индивидуальная и коллективная
  2. По характеру: репродуктивная и творческая
  3. По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная и реакционная
  4. По сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная
  5. По соответствию правовым нормам — законная и незаконная

Мышление

Мышление — активный процесс отражения объективно­го мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Типы мышления:

ЗнаковоеСвязано с проникновением точных наук и искусственных, знаковых языков в мировоззрение людей. Для выражения результатов используется знаковая символика.
ОбразноеЗадача дается в конкретной и наглядной форме.
Практическое действие становится способом решения задачи. Характерно для ранних цивилизаций
ТеоретическоеЗадача поставлена в теоретической форме. Теоретические знания становятся способом решения задачи. Характерно для современности.

Социальные группы

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Классификация социальных групп:

  • по численности
МалаяНебольшое число людей (от 2−3 до 20−30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким- либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности.Семья, школьный класс
БольшаяМногочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы.Нация, страна
  • по характеру взаимодействия
ПервичнаяГруппа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку.Компания друзей
ВторичнаяГруппа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер.Политическая партия
  • способ организации и регулирования взаимодействия
ФормальнаяГруппа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций.Школьный класс
НеформальнаяГруппа, возникающая и существующая на базе личных интересов её участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций.Общество любителей собак

Межличностные отношения

Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Они бывают деловыми или личными. К ним относятся знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь.

Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле общение — взаимные отношения, связь между людьми.

Межличностный конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Варианты поведения при конфликте:

  1. Сотрудничество — предполагает поиск такого выхода, который полностью удовлетворил бы обе конфликтующие стороны без какого-либо ущерба для них
  2. Компромисс — несколько схож с сотрудничеством, однако при достижении компромисса сторонам приходится идти на уступки
  3. Приспособление — только одна конфликтующая сторона готова пойти на уступки – она как бы приспосабливается к интересам оппонента и не высказывает своего мнения, потому что боится дальнейшего усугубления конфликта
  4. Избегание — человек не высказывает свое мнение, не идет на уступки, а просто стремится выйти из конфликта, никак не пытаясь его решить

Подростковый возраст

Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Особенности:

  • Анатомо-физиологические изменения в организме – активизация и сложное взаимодействие различных гормонов
  • Конформизм – желание «влиться» в окружающую группу, не стать «белой вороной»
  • Стремление к самостоятельности
  • Переориентация с общения со взрослыми на сверстников
  • Учеба часто отходит на второй план, т.к. происходит переход к взрослой жизни, человек чувствует себя более самостоятельным и независимым

Наука

Наука — высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Она является особой системой знаний и особым видом деятельности, направленным на получение новых знаний. Основная цель научного познания – изучение причин появления явления и закономерностей его проявления. Наука в современном обществе является катализатором прогресса, тесно связана с производственным процессом, также выполняет культурно-мировоззренческую функцию. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она даёт человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что люди науки — учёные — являются существенной частью социально активного населения. Также наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называется рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Научные данные сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.

Религия

Религия – одна из форм удовлетворения духовных потребностей человека, вера в сверхъестественное (в Бога), совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность. Ее элементы – вера, учение, религия и церковь. К мировым религиям относятся те, которые распространились среди многих народов, живущих в разных странах и на разных континентах; на данный момент их три – христианство, ислам и буддизм.

Главные функции религии:

  1. Мировоззренческая
  2. Компенсаторная
  3. Коммуникативная
  4. Регулятивная

Мораль

Мораль— совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям и самому себе. Гуманизм— принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни, формирует их нравственный облик.

Совесть

Свобода совести представляет собой естественное право человека иметь любые убеждения и руководствоваться ими. Свобода совести включает в себя и свободу религиозных верований, так как является более широким понятием. Свобода совести является одним из естественных прав человека.

Образование

Образование — способ становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Его главная цель – приобщение к достижениям человечества. Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.

Структура образования в РФ:

  1. Дошкольное образование
  2. Начальное образование (1-4 класс)
  3. Общее среднее (до 9 класса)
  4. Полное среднее (10-11 классы)
  5. Среднее профессиональное (обучение в колледжах, техникумах)
  6. Высшее профессиональное (обучение в вузах)

Духовная жизнь

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека в самореализации, нравственном совершенствовании, возрастании добра и красоты. Духовный мир человека – это его взгляды, ценности и идеалы, мировоззрение.

Искусство

Искусство – отражение окружающего мира при помощи системы образов.

К духовной сфере жизни общества относятся:

  • Образование
  • Религия
  • Искусство
  • Моральные ценности
  • Чувства
  • Знания
  • Убеждения и верования
  • Цели и стремления

Духовная культура создается в процессе духовного творчества. Культура выполняет следующие функции:

  1. Информативная
  2. Познавательная
  3. Коммуникативная
  4. Оценочная
  5. Социализирующая
  6. Регулятивная