Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей
[su_box title=»Описание задания» style=»soft» box_color=»#c1e8cc» title_color=»#0c0a0a»]
Тематика заданий: роль биологии в картине мира и жизни людей
Бал: 1
Сложность задания: ♦◊◊
Примерное время выполнения: 2 мин.
[/su_box]
Разбор типовых вариантов заданий №1 ОГЭ по биологии
Биологическое исследование
Вариант 1ОБ1
[su_note note_color=»#defae6″]
Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?
- определить физические свойства воды в аквариуме
- сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке
- определить видовой состав обитателей аквариума
- описать форму аквариума
[/su_note]
Единственный вариант, который имеет отношение к биологии – 3.
Ответ: 3.
Вариант 1ОБ2
[su_note note_color=»#defae6″]
Факт существования сезонной линьки у животных был установлен
- методом микроскопирования
- методом наблюдения
- экспериментальным методом
- гибридологическим методом
[/su_note]
Для того чтобы установить факт наличия линьки не нужно иметь при себе никаких приборов. Всего лишь следует посмотреть за животным, у которого предполагается линька. Следовательно, это устанавливается методом наблюдения.
Ответ: 2.
Биологические науки
Вариант 1ОБ3
[su_note note_color=»#defae6″]
Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?
- анатомия
- эволюционное учение
- генетика
- экология
[/su_note]
Анатомия изучает строение.
Генетика – закономерности наследования.
Экология – окружающую среду.
Эволюция – развитие мира.
Ответ: 2.
Вариант 1ОБ4
[su_note note_color=»#defae6″]
Система наиболее общих знаний в определённой области науки — это
- факт
- эксперимент
- теория
- гипотеза
[/su_note]
Теория — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Гипотеза — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.
Эксперимент — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
Наблюдаемый факт — это описание того, что можно наблюдать при некоторых условиях. Условия проведения наблюдения — описание того, при каких условиях можно наблюдать описанное в первой части утверждения.
Ответ: 3.
Вариант 1ОБ5
[su_note note_color=»#defae6″]
Сформулировать гипотезу — значит
- собрать имеющиеся факты
- выдвинуть предположение
- подтвердить объективность полученных данных
- провести эксперимент
[/su_note]
Гипотеза — это предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.
Ответ: 2.
Вариант 1ОБ6
[su_note note_color=»#defae6″]
Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию
- эволюционного учения
- клеточной теории
- рефлекторной теории
- генной теории
[/su_note]
Так как цитология – это наука о клетке, то свое развитие она получила благодаря клеточной теории.
Ответ: 2.
Вариант 1ОБ7
[su_note note_color=»#defae6″]
На рисунке изображён фрагмент энцефалограммы человека. Расшифровать её позволят знания в
области:
- анатомии
- физиологии
- генетики
- гигиены
[/su_note]
Расшифровать её позволят знания в области физиологии, так как физиология — это наука о «работе» органа. Физиология изучает основное качество живого — его жизнедеятельность, составляющие её функции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении его частей.
Ответ: 2.
Ученые
Вариант 1ОБ8
[su_note note_color=»#defae6″]
Кого считают создателем клеточной теории иммунитета?
- Ч. Дарвина
- И. П. Павлова
- Л. Пастера
- И. И. Мечникова
[/su_note]
Теория, согласно которой решающая роль в антибактериальном иммунитете принадлежит фагоцитозу, принадлежит И. И. Мечникову.
Ответ: 4.
Вариант 1ОБ9
[su_note note_color=»#defae6″]
На рисунке изображён великий русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX в., известный тем, что создал:
- учение о доминанте
- клеточную теорию
- учение о биосфере
- теорию возникновения человека
[/su_note]
На портрете изображен В. И. Вернадский, создавший учение о биосфере и ноосфере.
Ответ: 3.
Вариант 1ОБ10
[su_note note_color=»#defae6″]
Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист конца XIX в. И. М. Сеченов известен тем, что объяснил
- механизмы движения крови по малому и большому кругам кровообращения
- природу образования условных и безусловных рефлексов у человека и животных
- механизмы зрительного восприятия сетчаткой глаза
- природу психических явлений, в основе которых лежат физиологические процессы — рефлексы
[/su_note]
У. Гарвей — два круга кровообращения;
И. П. Павлов — природа образования условных рефлексов;
М. В. Ломоносов, впервые в монографии «о трех материях дна ока», сформулировал трехсоставную теорию цветового зрения;
И. М. Сеченов в классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения.
Ответ: 4.
Уровни организации живой материи
Вариант 1ОБ11
[su_note note_color=»#defae6″]
Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?
- молекулярно-генетический
- органоидно-клеточный
- биогеоценотический
- популяционно-видовой
[/su_note]
На фотографии изображена стая фламинго (и в воде стоят фламинго, и летят фламинго). Популяционно-видовой уровень организации жизни состоит из группы родственных особей, объединённых определённым генофондом и специфическим взаимодействием с окружающей средой (популяций и видов).
Ответ: 4.
Вариант 1ОБ12
[su_note note_color=»#defae6″]
Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
- биогеоценотический
- популяционно-видовой
- клеточный
- биосферный
[/su_note]
Так как цитология – наука о клетке, то она изучает объекты на клеточном уровне.
Ответ: 3.