Разбор заданий №1,2 ОГЭ по литературе


Анализ прозы или поэзии


В первом и втором задании ОГЭ по литературе ученику предлагается 2 варианта – либо анализировать отрывок из прозы, либо – стихотворение. В тексте задания каждого задания приведен вопрос, связанный с анализом произведения. То есть всего задается два вопроса – ученику нужно дать на них развернутые ответы, перед этим выбрав из двух предложенных произведений то, с которым он будет работать. Вопросы связаны с темой и проблемой произведения, его лирическими героями и их поступками, видах и функциях используемых автором средств выразительности.

Ответ должен состоять из 3-6 предложений и опираться на приведенный отрывок из текста; если нужно, можно даже процитировать оттуда некоторые фразы. Часто задания связаны с объяснением применения автором художественных средств выразительности, поэтому в них также нужно хорошо разбираться. Считается, что легче анализировать стихотворение.

Система оценок

Всего за первые два задания можно набрать 6 баллов – по 3 за каждый ответ. Оценка производится по двум критериям:

  1. Глубина приводимых суждений. Если ученик приводит связный и прямой ответ, опираясь на позицию автора, хорошо формулирует собственную точку зрения и приводит к ней аргументы, используя текст не для пересказа, а для подтверждения сказанного, при отсутствии фактических ошибок и неточностей он получает 2 балла по этому критерию. 1 балл ставят, если девятиклассник, поняв суть вопроса, не дает прямой ответ, либо неточно передает авторскую позицию, либо приводит только свою точку зрения, либо аргументирует не все положения ответа, вместо анализа занимается пересказом либо допускает 1-2 фактические ошибки. В иных случаях ответ по данному критерию оценивается в 0 баллов.
  2. Следование речевым нормам. При наличии 1-2 речевых ошибок ученик получает 1 балл, если же таких ошибок больше 2 – 0 баллов.

Разбор типовых вариантов заданий №1 и №2 ОГЭ по литературе


Первый вариант заданий

Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — ив этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным...

 Н. В. Гоголь «Шинель»

Какие приемы использует писатель для создания ощущения неизменности и однообразия жизни Башмачкина?

Жизнь петербургского мелкого чиновника Акакия Акакиевича очень однообразна – в ней ничего не изменяется, и Башмачкин сам смирился с этим, желая только, чтобы его оставили в покое и не трогали. Его и так почти не замечают – писатель говорит, что сторожа не обращали внимания на появление Башмачкина, «будто бы через приемную пролетела простая муха». Для того, чтобы обратить на это внимание читателя, Н. В. Гоголь во время описания служебной карьеры героя использует в тексте повторы, пугающие своей неизменностью: та же должность, то же положение, одно и то же место – изменениям нет места в жизни Акакия Акакиевича. Он проживает ее несколько неопределенно – человек «без прошлого и будущего», никак не реагирующий на все происходящее вокруг: «Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме».

Каким предстаёт характер Башмачкина в приведённом фрагменте?

Автор неслучайно назвал своего героя Акакий Акакиевич – в переводе с греческого имя Акакий означает «незлобивый, не делающий зла» - получается, что Башмачкин наделен этим качеством вдвойне. Он – кроткий и безответный человек: когда молодые сослуживцы подсмеиваются над ним, Акакий Акакиевич не обращает на это внимания, лишь иногда, если его сильно отвлекали от дела, говоря: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Можно сказать, что он любит свою работу, заключающуюся в переписывании документов: никогда не делает ошибок, не пропускает службу, не отказывается от данных ему бумаг. То, что никто не знал, когда он поступил на службу и вообще каких-либо подробностей его жизни, говорит о том, что у Башмачкина не было близких людей – это кроткий, тихий и одинокий человек.


Второй вариант заданий

ВОЛНЫ И ЛЮДИ

Волны катя́тся одна за другою

С плеском и шумом глухим,

Люди проходят ничтожной толпою

Также один за другим.

Волнам их неволя и холод дороже

Знойных полудня лучей;

Люди хотят иметь души… и что же? –

Души в них волн холодней!

(М. Ю. Лермонтов, 1830—1831)

Какие чувства вызывает у поэта мир людей?

М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Волны и люди» сравнивает людей с волнами, ведь они, как и волны, «проходят ничтожной толпою также один за другим». Он говорит, что души у людей холоднее, чем у волн. Поэта возмущает бездушие и безразличность людей, он считает, что человеку нельзя быть таким холодным, бессердечным и ничтожным, а нужно быть отзывчивым и небезразличным, приносить пользу другим, думать не только о своих интересах, но и о других людях.

Как композиция стихотворения помогает автору раскрыть свой замысел?

Главный принцип, на котором основана вся композиция стихотворения – сравнение. В первой строфе автор противопоставляет шум и плеск, сопровождающие движение волн, с бесшумным движением людей, однако указывает и на общую черту – и люди, и волны движутся «один за другим». Во второй строфе он сравнивает холодность людских душ с холодностью волн – «души в них волн холодней». Таким образом, сравнение людей с холодными волнами раскрывает идею автора – разочарование миром людей, одиночество лирического героя среди холодной и равнодушной толпы.


Третий вариант заданий

…О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде…

(М. В. Ломоносов, 1747)

Почему в оде восшествию на престол императрицы Елизаветы М. В. Ломоносов обращается к молодому поколению?

Ключевые темы, затронутые поэтом в оде – наука и труд. Поэтому М. В. Ломоносов и обращается к молодому поколению с призывом посвятить жизнь служению науке и стране:

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Также поэт говорит, что наука полезна для людей всех возрастов, и молодые могут вскоре прославить Отечество упорным и тяжелым трудом.

Какие художественные средства придают оде торжественное звучание?

Ода – торжественный монолог в стихотворной форме, посвященный какому-либо значимому событию. Поэтому в ней часто применяются ораторские приемы – восклицательные предложения, обращения:

 …О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Также поэт часто использует усеченные формы прилагательных, эпитеты, метафоры и даже призывы к действию например:

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.