Разбор задания №15 ЕГЭ по литературе


Анализ поэзии


Пятнадцатое задание ЕГЭ по литературе – первое из двух заданий, связанных с анализом стихотворных произведений, построенных по аналогии с заданиями 13 и 14. В нем экзаменующемуся необходимо дать ответ на один вопрос, связанный с приведенным стихотворением, относящимся к любому из периодов с 18 по конец 20 веков. Автором стихотворения может быть не только известный поэт, но и тот, чьим произведениям не уделяется много внимания на уроках литературы. Вопросы могут быть различными: к какому виду лирики относится стих, как в нем передается определенная тема, как средства выразительности помогают автору раскрыть тему стиха, что обозначают те или иные слова лирического героя. Как видно, для того, чтобы не потерять баллы на этом задании, нужно хорошо разбираться в русской поэзии, знать ее виды и применяемые в ней художественные средства выразительности. Ограничений по объему ответа нет, однако в идеале он должен состоять из 4-7 предложений.

Система оценок

Критерии оценивания данного задания абсолютно идентичны с критериями проверки задания №13:

  1. Глубина приводимых суждений, убедительность аргументов. Если дан прямой и связный ответ на вопрос с опорой на позицию автора и указанием убедительно аргументированной собственной позиции, анализ текста не подменяется его пересказом, а фактические ошибки полностью отсутствуют – ставят 3 балла. Если же не все положения ответы имеют аргументацию, либо в нем допущена 1 фактическая ошибка – можно рассчитывать на 2 балла. 1 балл ставят в том случае, если нет опоры на позицию автора, обоснование высказанных положений звучит неубедительно, анализ текста иногда подменяется пересказом его сюжета, либо допущено 2 фактические ошибки. В случаях отсутствия ответа, полной подмены анализа пересказом сюжета либо наличии 3 и более фактических ошибок ученик получает 0 баллов по данному критерию.
  2. Соблюдение речевых норм. При отсутствии речевых ошибок либо наличии одной ученик получает 1 балл за этот критерий, при наличии двух и более ошибок – 0.

Разборы типовых вариантов заданий №15 ЕГЭ по литературе


Первый вариант задания

Элегия

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино — печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

А. С. Пушкин, 1830

Как содержательно соотносятся между собой первая и вторая строфы стихотворения А. С. Пушкина «Элегия»?

Стихотворение является собой размышления лирического героя на тему быстротечности жизни. Его мысли грустны: прошла молодость и ее «угасшее веселье», а грядущее «сулит труд и горе». Об этом лирический герой рассуждает в первой строфе стихотворения. Но во второй строке он говорит о том, что несмотря на все будущие невзгоды и волнения в жизни все-таки «будут наслаждения», а в сочетании забот и радостей проявляется вся жизнь. Можно сказать, что строфы стихотворения контрастируют друг с другом и построены по принципу антитезы. Вторая строфа именно за счет контрастности первой придает всему стихотворению жизнеутверждающий настрой.


Второй вариант задания

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

А. А. Фет, 1850

Какие особенности романтической поэзии нашли своё выражение в стихотворении А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»?

Стихотворения Афанасия Фета очень часто пропитаны атмосферой романтизма. Поэт необычайно искусно передает мгновенные ощущения и состояние природы и лирических героев, создавая некий идеальный мир, в котором всюду царят красота и гармония. Для этого он использует характерные для романтической поэзии приемы метафоры («в дымных тучках пурпур розы…»), многочисленные эпитеты (робкое дыхание, милое лицо, волшебные изменения). Романтические чувства и переживания лирического героя передаются, в том числе, с помощью союза «и» в последней строфе – «И лобзания, и слёзы, И заря, заря!..», а описание природы в первой строфе стихотворения показывают, что лирический герой умеет видеть природную красоту и наслаждаться ей. Все это – основные черты романтической поэзии.


Третий вариант задания

Дай выстрадать стихотворенье!

Дай вышагать его! Потом,

Как потрясённое растенье,

Я буду шелестеть листом.

Я только завтра буду мастер,

И только завтра я пойму,

Какое привалило счастье

Глупцу, шуту, бог весть кому, —

Большую повесть поколенья

Шептать, нащупывая звук,

Шептать, дрожа от изумленья

И слёзы слизывая с губ.

Д.С. Самойлов, 1968

В чём, по мысли Д. С. Самойлова, заключается высокая миссия поэта?

Тема поэта, поэзии и их предназначения довольно популярна в русской классической литературе – к ней обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. М. Маяковский. Высшая миссия поэта – доносить до людей правду, находить отклик в их душах. Затронул эту тему и Д. С. Самойлов, который радуется своему дару и считает, что его нужно использовать для того, чтобы писать о своем поколении, о своем времени, невзирая на все трудности. Об этом поэт говорит в последней строфе стихотворения.