В окопах Сталинграда •

краткая информация
Автор: Некрасов В.П. | Дата публикации: 1946 | Форма произведения: повесть | Жанр: военный | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: подростки | Время чтения: 6-10 часов | Экранизация: фильм (СССР, 1956 год, реж. Александр Иванов) | Главные герои: лейтенант Керженцев (главный герой, инженер, от его лица ведется повествование), Ширяев (командир батальона) Второстепенные герои: Игорь Свидерский (друг Керженцева), Марья Кузьминична (сестра бывшего ротного Свидерского), Николай Николаевич (муж Марьи Кузьминичны), Люся (соседка Марьи Кузьминичны, молодая женщина, врач), Георгий Акимович (инженер-электрик), Абросимов (штабист) Темы: верность и предательство, внутренняя борьба, война и мир, героизм, дружба, жизнь и смерть, милосердие и жестокость, патриотизм, самопожертвование, смелость и трусость

Краткое содержание

Некрасов ведет рассказ в этой повести от первого лица. Главным героем произведения – лейтенантом Керженцевым – является сам автор, который был защитником Сталинграда. Данная повесть является фронтовым дневником автора.

Часть 1

Иллюстрация В. Ростовцева

Июль 1942 года. После отступления советских войск под Осколом немцы подобрались к Воронежу. От недавно сооруженных укреплений для обороны полк лейтенанта Керженцева отходит без единого выстрела. Первый батальон под командованием комбата Ширяева должен прикрывать отступление. Керженцев тоже остается, помогая минировать местность. Лейтенант вспоминает довоенную жизнь в Киеве и своих друзей, многих из которых уже нет в живых.

Через два дня первый батальон тоже покидает позиции. В пути Ширяев с Керженцевым встречают связного штаба Игоря Свидерского. Он сообщает, что полк практически полностью уничтожен немцами. Необходимо срочно изменить маршрут. Следует брать направление на соединение с остатками полка.

Немцы находятся где-то поблизости. Преодолев за сутки около тридцати километров, отступающие располагаются в полуразрушенных сараях. Здесь их застают немцы и вынуждают вступить в бой. Сараи постепенно окружают. Ширяев с четырнадцатью бойцами уходит, оставляя для прикрытия Керженцева с ординарцем Волеговым (Валегой), Свидерского, Лазаренко и Седых. Они расстреливают по немцам все патроны и тоже покидают сарай. При отступлении Лазаренко получает смертельное ранение от разрыва мины. Его наспех закапывают руками в какой-то яме.

Керженцев с товарищами благополучно покидают место боя и втягиваются в отступающие в беспорядке части. Они безуспешно пытаются найти кого-нибудь из своего полка. Переходя из одного населенного пункта в другой, бойцы постепенно доходят до Сталинграда.

В Сталинграде Свидерский разыскивает Марью Кузьминичну — сестру его бывшего ротного командира в полку запаса. В ее доме главные герои ненадолго возвращаются к уже забытой мирной жизни. Они неторопливо беседуют с хозяйкой и ее супругом, пью чай с вареньем, отдыхают от войны. Керженцев гуляет с соседкой Люсей, напоминающей ему оставленную в Киеве девушку.

Иллюстрация В. Ростовцева

Свидерский с Керженцевым представляются саперами и попадают в резервную группу особого назначения. В их задачу входит подготовка подрыва промышленных городских объектов в случае захвата Сталинграда. Мирная жизнь в городе внезапно прерывается воздушной тревогой. Налет бомбардировщиков продолжается около двух часов. Это означает, что немцы начинают наступление на Сталинград.

Саперов направляют на тракторный завод на окраине города. Там они ведут длительную, трудоемкую подготовку объекта к взрыву. По нескольку раз в день приходится восстанавливать цепь, которая рвется от обстрелов.

Между дежурствами Свидерский часто спорит с Георгием Акимовичем — инженером-электриком ТЭЦ, которую нужно будет взорвать. Последний возмущается тем, что русские не умеют воевать. Георгий Акимович считает, что спасти советский народ может лишь чудо. Керженцев, слушая спорящих, вспоминает беседу простых солдат о родной земле. В ней скрывается истинный патриотизм, который позволит одержать победу над врагом.

Сталинград непрерывно бомбят уже на протяжении десяти дней. Это значит, что армия еще удерживает противника на подступах к городу. Приказа о взрыве объектов не поступает. Саперов резерва отправляют в штаб фронта, где они получают новые назначения. Керженцев и Волегов вынуждены распрощаться со Свидерским и Седых.

Керженцева отправляют в сто восемьдесят четвертую дивизию в должности заместителя командира полка по инженерной части. Он встречает первый батальон и переправляется с ним на другой берег Волги. Бойцы тут же вступают в бой. Керженцев принимает командование на себя и успешно отражает несколько немецких атак. К концу дня становится известно, что комбат Клишенцов погиб. Керженцева временно назначают командующим батальоном.

Часть 2

Иллюстрация В. Ростовцева

Под командование Керженцева поступают четвертая и пятая роты, а также взвод разведчиков во главе со старшиной Чумаком. В их задачу входит оборона завода Метиз. Каждый день начинается с канонады, после которой налетают немецкие бомбардировщики и штурмовики. В перерывах между бомбежками позиции Керженеца подвергаются атакам пехоты. В беспрерывных боях проходит весь сентябрь. В батальоне кончаются боеприпасы, растет число раненых и убитых.

Батальон переводят на новую позицию: между заводом и окончанием оврага на Мамаевом кургане. У Керженцева к этому времени из шестисот человек остается всего лишь 36 бойцов. Ему с большим трудом удается распределить солдат по всему оборонительному участку и начать минирование местности. Керженцев должен помогать в саперных работах лейтенанту Лисагору.

Внезапно ночью Керженцев получает приказ командующего дивизией: прекратить минирование и приготовиться атаковать укрепленную высоту, на которой находятся пулеметы врага. Перед операцией немецкие позиции «прощупывают» разведчики Чумака. Керженцев сгоряча выгоняет с КП появившихся там для проверки «политотдельщиков» и сам отправляется в атаку.

Сопку легко удается захватить. Керженцев с Чумаком начинают спешно готовиться к обороне, но внезапно узнают, что высота взята немцами в «кольцо». Горстка людей оказывается отрезанной от основных сил. На сопку в одиночку приходит ординарец Валега, который оставался на КП, потому что за трое суток до боя повредил ногу. Он приносит тушенку и записку от Харламова, в которой тот обещает вскоре помочь.

Люди на высоте страдают от нехватки боеприпасов, еды и воды. В строю остается всего лишь одиннадцать человек. Первая попытка прорыва заканчивается неудачей. Уже не остается надежды остаться в живых. Керженцев с Чумаком решают обороняться до последнего.

Иллюстрация В. Ростовцева

Когда у Керженецева уже не остается сил отстреливаться, перед ним внезапно появляется старый приятель — Ширяев. Он был назначен вместо него комбатом и смог прорваться на сопку. Ширяев рассказывает, каким путем попал под Сталинград. Друзья вспоминают погибших товарищей. Керженцев сдает командование и перебирается обратно к Лисагору. Первое время они ничего не делают. Главный герой отдыхает после героической обороны сопки. На третий день начинаются саперные работы. Первый раз за время знакомства Керженцев беседует о жизни с командиром роты его прежнего батальона Фарбером.

Во второй половине ноября Керженцев планирует отпраздновать свой день рождения. Праздник срывается по причине наступления по всему фронту. Согласно приказу, Керженцев отправляется в свой прежний батальон. Комбат Ширяев планирует захватить ходы сообщения между советскими и немецкими окопами. Это позволит сохранить множество человеческих жизней. Однако начальник штаба Амбросимов настаивает на атаке в лоб. Угрожая Ширяеву пистолетом, он фактически посылает людей на верную смерть.

Керженцев отправляется в атаку вместе с солдатами. Большинство сразу же погибает под огнем немецких пулеметов. Главному герою удается залечь в воронке, в которой он проводит девять часов. Ближе к вечеру Керженцев двумя рывками каким-то чудом добегает до своих окопов. В этой бессмысленной атаке погибло около половины всего батальона. Тяжелое ранение получил Ширяев. Новый комбатом назначается Фарбер, который даже не участвовал в наступлении.

На суде Абросимова приговаривают к отправке в штрафной батальон. Он уходит, ни с кем не прощаясь. Ночью на помощь батальону прибывает несколько советских танков. Керженцев пытается еще раз отпраздновать прошедшие именины, но вновь объявляют подготовку к наступлению. Новым начальником штаба назначен Ширяев. Во время атаки Керженцев получает ранение и его отправляют в тыловой медсанбат.

После излечения главный герой возвращается под Сталинград. Он не может поверить своим глазам. Инициативой полностью владеют советские войска. Окруженная группировка немцев обречена. Керженцев встречает Седых, узнает от него, что здесь же воюет Свидерский. Он собирается навестить друга вечером.

Керженцев, Лисагор, Чумак и Валега в разрушенном доме празднуют встречу. Друзья испытывают гордость за свою Родину. Они уже не сомневаются в разгроме Гитлера. В самый разгар веселья прибегает связной из штаба и сообщает, что на вечер назначен общий сбор. Утром планируется начать наступление и покончить с остатками окруженной немецкой армии.

Известные цитаты

А здесь, на глубине четырнадцати метров, в полутора километрах от передовой, о которой говорит сейчас весь мир, я чувствую себя так уютно, так спокойно, так по— тыловому. Неужели же есть еще более спокойные места?

Юрий Керженцев. Часть 1. Глава 16.

Юрий Керженцев начинает работать над схемой по укреплению передовой.

Анализировать прошлое, вернее — дурное в прошлом, имеет смысл только в том случае, когда на основании этого анализа можно исправить настоящее или подготовить будущее.

Юрий Керженцев. Часть 2. Глава 20.

Разговор Керженцева с Фарбером.

Да, самое страшное на войне — это не снаряды, не бомбы, ко всему этому можно привыкнуть; самое страшное — это бездеятельность, неопределенность, отсутствие непосредственной цели.

Юрий Керженцев. Часть 1. Глава 10.

Встреча с артиллерийской частью возле Карповки.

Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.

Юрий Керженцев. Часть 1. Глава 16.

Юрий Керженцев вспоминает убитого бойца с дымившимся окурком на губах.

И что такое вообще храбрость? Я не верю тем, которые говорят, что не боятся бомбежек. Боятся, только скрыть умеют. А другие — нет.

Юрий Керженцев. Часть 2. Глава 8.

Ночь перед атакой.

Людей, ничего не боящихся, нет. Все боятся. Только одни теряют голову от страха, а у других, наоборот, все мобилизуется в такую минуту и мозг работает особенно остро и точно. Это и есть храбрые люди.

Максимов. Часть 2. Глава 8.

Юрий Керженцев вспоминает слова Максимова.

Мы будем воевать до последнего солдата. Русские всегда так воюют.

Георгий Акимович. Часть 1. Глава 16.

Юрий Керженцев вспоминает слова Георгия Акимовича.

На войне никогда ничего не знаешь, кроме того, что у тебя под самым носом творится. Не стреляет в тебя немец — и тебе кажется, что во всем мире тишь и гладь; начнет бомбить — и ты уже уверен, что весь фронт от Балтийского до Черного задвигался.

Юрий Керженцев. Часть 1. Глава 2.

Из штаба дивизии пришел приказ об отступлении.

На войне узнаешь людей по — настоящему. Мне теперь это ясно. Она — как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный.

Юрий Керженцев. Часть 1. Глава 10.

Юрий Керженцев рассказывает о своих боевых товарищах.

Надо на все трезво смотреть. Одним геройством ничего не сделаешь. Геройство геройством, а танки танками.

Юрий Керженцев. Часть 1. Глава 16.

Разговор Юрия Керженцева и Георгия Акимовича.

Текст: Ирина Зарицкая, 4.6k 👀