Повесть временных лет • повесть

краткая информация
Автор: Нестор Летописец | Дата публикации: 1110 | Форма произведения: повесть | Жанр: исторический | Время событий: средние века | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Время чтения: 3-6 часов | Экранизация: фильм (Россия, 2015 год, реж. Ольга Антропова) | Главные герои: князья династиии Рюриковичей, чины церковной иерархии Темы: верность и предательство, власть, война и мир, героизм, ответственность, патриотизм, религия и бог

О славянах

Трое сыновей Ноя делили Землю и договорились не нарушать границы владений друг друга. Страны на севере и западе достались Иафету. Однако люди еще представляли собой единую нацию и более сорока лет на поле рядом с Вавилоном сооружали столп до неба. Богу это не понравилось. Он при помощи сильного ветра разрушил сооружение и рассеял человечество по всему миру, поделив его на семьдесят два народа. Одним из этих народов являлись славяне, жившие на территории владений потомков Иафета. Затем славяне пришли на Дунай. Отсюда они разошлись по землям. Они осели около Днепра и стали называться в зависимости от места обитания. Поляне, которые жили в полях, по сравнению с остальными племенами были кроткими и тихими, с уважением относились к женщинам. Древляне, которые обитали в лесу, убивали друг друга, питались различными нечистотами. У них не было браков, они просто воровали девушек.

Гравюра Мюда Мечева

О путешествии апостола Андрея

Апостол Андрей учил людей христианству на берегах  Черного моря. В Крыму он услышал о Днепре и отправился вверх по его течению. На ночь он остановился под холмами. Наутро он взглянул на них и сказал своим ученикам, что здесь появится великий город и возникнет большое количество церквей. Он поднялся на холмы, благословил их, поставил крест и стал возносить молитву Богу. Это было место, на котором впоследствии возник Киев.

Апостол вернулся в Рим и поведал его жителям, что в славянской земле, где в будущем появится Новгород, каждый день происходит что-то странное. Постройки из дерева, а не камня накаляли огнем и не боялись при этом пожара. Потом снимали всю одежду и оставались совершенно голыми. Затем обливались квасом, имеющим одурманивающие свойства, и начинали бить себя ветками. Били до тех пор, пока не выходили из постройки на последнем издыхании. И тут же обливались ледяной водой, после чего приходили в себя. Римляне поразились этому. Они не могли понять, почему славяне себя мучают. Апостол объяснил им, что таким образом они не мучают себя, а моются.

О Кие

На территории полян жили три брата. У каждого брата был собственный приднепровский холм. Звали их Кий, Щек и Хорив. Они создали город, который получил название Киев в честь одного из братьев, и стали жить в нем. Рядом с городом располагался лес. В нем поляне охотились. Кий отправился в Царьград. Там царь Византии оказал ему великую честь. Оттуда Кий направился к Дунаю. Там ему понравилось место, на котором он построил небольшой город и назвал Киевец. Однако жить здесь ему не позволило местное население. Он вернулся в Киев. Там он с достоинством завершил собственную жизнь. Его братья также скончались в этом месте.

О хазарах

Когда братья скончались, на полян напал отряд хазар и потребовал плату дани. Те посоветовались и дали от каждого дома меч. Хазары передали это собственному князю и старейшинам и похвалились, что добыли необычную дань. Старейшины поинтересовались, где они ее взяли. Воины наверняка не знали названия народа, у которого получили дань. Поэтому ответили, что взяли это в лесу, над Днепром. Старейшины спросили как это называется. Воины не знали названия полученных вещей и без слов продемонстрировали мечи. Мудрые старейшины поняли значение необычной дани и предсказали князю, что народ, давший дань, сам будет получать дань с хазар. Это оказалось правдивым предсказанием. В будущем русские возьмут верх над хазарами.

О названии «Русская земля». 852−862 гг.

В это время впервые появилось понятие Русская земля. Тогдашняя летопись Византии сообщила о нападении Руси на Царьград. Однако земля все еще являлась разделенной. Варяги получали дань с племен на севере, включая новгородских словен. Хазары же получали дань с племен на юге, включая полян.

Гравюра Мюда Мечева

 Племена на севере изгнали варягов за пределы Балтийского моря, не стали больше собирать для них дань и делали попытки самоуправления. Однако у них отсутствовало законодательство. По этой причине у них часто случались междоусобицы и войны, приводящие к самоуничтожению. В конце концов они пришли к единому решению, договорившись выбрать для себя общего князя, который был не из их племен. Этот князь стал бы управлять ими и судить в соответствии с законом. Племена отправили собственных представителей к племени варягов, носящих название Русь. Они предлагали варягам стать их князьями. За дело принялись три брата. Рюрик стал князем в Новгороде. Синеус оказался князем в Белозерске. Трувор стал управлять в Изборске. Спустя два года после кончины братьев вся власть оказалась в руках Рюрика. Он раздал города для управления представителям руси. Отсюда и появилось название нового государства – Русская земля.

О судьбе Аскольда и Дира. 862−882 гг.

Рюрику служили Дир и Аскольд. Они не были ему родственниками. По этой причине они стали просить разрешение у Рюрика, чтобы отправиться с собственными семьями в Царьград. Когда они плыли по Днепру то увидели небольшой город. Они спросили, чей это город. Им ответили, что тут жили Щек, Кий и Хорив. Братья основали данный город и скончались. Здесь отсутствовал правитель, а жители платили дань хазарам. Путешественники приняли решение остаться здесь, набрали большое количество варягов и стали править в Киеве. Рюрик же был князем в Новгороде.

Дир и Аскольд напали на Византию. Двести кораблей начали осаду Царьграда. Море было спокойно и Царь с патриархом Византии помолились об избавлении и обмакнули в море ризу Святой Богородицы. Внезапно появились большие волны. Корабли снесло, прибило к берегу и разрушило волнами. Единицы из нападавших смогли уцелеть и вернуться домой.

Тем временем скончался Рюрик. У него был сын Игорь пока еще очень маленький по возрасту. По этой причине перед кончиной Рюрик передал правление Олегу, который был его родственником. Олег стал захватывать города на юге. Он оказался у Киева и узнал о том, что там правили незаконные князья. Он спрятал в ладьях собственных воинов, подплыл к пристани с сыном Рюрика на руках и отправил местным князьям приглашение к себе, представившись купцом. Те прибыли к ладье и из нее тотчас выпрыгнули воины. Вынесли Игоря. Начался суд, на котором Олег изобличил Дира и Аскольда, после чего их убили.

Краткое содержание Повесть временных лет

О деятельности Олега. 882−912 гг.

Олег стал князем в Киеве и провозгласил, что этот город станет столицей. Помимо этого, он строил новые города и покорил большое количество племен, собирая с них дань.

Собрав огромное войско, Олег отправился с войной на Византию и пришел к Царьграду. Греки закрыли цепями вход в залив. Однако Олег дал распоряжение собственным воинам соорудить колеса и установить на них корабли. Ветер дул в сторону Царьграда. Воины раскрыли паруса и помчались в направлении города. Греки увидели это и испугались. Они просили не губить город и пообещали любую дань. Они вынесли князю угощение, но тот отказался от него, подозревая, что оно отравлено. Греки посчитали Олега бессмертным и стали молить о заключении мира. Олег приказал им выплатить дань всем воинам на кораблях и большим городам Руси. В знак победы князь повесил собственный щит на ворота Царьграда и вернулся в Киев.

После этого Олега прозвали вещим. Однажды на небе возникло нехорошее знамение. Это была звезда в виде копья. Князь же находился со всеми государствами в мирных отношениях. Он вспомнил о своем любимом боевом товарище – коне. Он уже долгое время не седлал его. Один из волхвов на его вопрос о собственной смерти когда то предсказал, что гибель его ожидает от любимого коня. По этой причине князь приказал не приводить к нему больше коня. Теперь же князь призвал старого конюха и поинтересовался у того, где его конь. Конюх сообщил, что конь скончался. Князь стал обвинять кудесника в обмане. Он отправился к останкам коня и пнул конский череп, из которого выползла змея и ужалила его. Из-за укуса ядовитой змеи князь умер. Так сбылось предсказание кудесника.

Гравюра Мюда Мечева

О смерти Игоря. 913−945 гг.

После кончины Олега князем стал Игорь. Древляне сразу отгородились от него, но Игорь пошел на них и обложил огромной данью.

Потом Игорь отправился в поход на Царьград с десятью тысячами кораблей. Но греки с собственных кораблей стали стрелять горящим составом по русским ладьям. Русские от огня прыгали в море и старались уплыть. Те, которые спаслись, вернулись домой и рассказали об ужасном чуде в виде небесных молний, которые пускали греки и сжигали их.

Игорь долгое время собирал новое войско и вновь отправился на Византию. Он хотел отмщения за собственный позор. У него было огромное количество кораблей. Царь Византии отправил к Игорю самых знатных бояр. Он посулил князю дань больше той, которую он платил Олегу. Игорь в то время был около Дуная, собрал дружину и начал совет. Дружина опасалась и заявила, что следует согласиться, так как большего не нужно, а на чьей стороне окажется победа в случае битвы не известно. Игорь послушал дружину, взял дань, повернул назад и вернулся домой.

Однако дружина стала досаждать князю собственной жадностью. Они предлагали ему отправиться за данью. Игорь вновь послушался дружину и направился к древлянам за данью. При этом он самовольно увеличил размер дани. С полученной данью князь хотел вернуться в Киев. Однако после недолгого размышления захотел еще большего, чем он собрал для себя. Он сказал дружине, чтобы они возвращались в Киев, а он вернется назад, чтобы собрать еще дани для себя. С некоторой частью дружины Игорь повернул назад. Древляне узнали об этом и стали совещаться с собственным князем Малом. Они решили, что нужно убить Игоря. Древляне предупредили Игоря, что он уже забрал свою дань. Но князь не стал слушать их и был убит вместе с дружиной.

О мести Ольги. 945−946 гг.

У Игоря была супруга из Пскова, Ольга. После убийства мужа она осталась одна с маленьким сыном Святославом. Древляне решили, что Ольгу следует отдать в жены Малу, а судьбу сына решить на свое усмотрение. Они отправили к Ольге ладью, на которой находились двадцать знатных людей. Княгине сообщили, что внезапно приехали древляне. Она приняла гостей в каменном тереме и поинтересовалась у них о цели визита. Они ответили, что она должна стать супругой их князя. Княгиня пообещала утром воздать им положенные почести. Гости должны были теперь отправиться на свою ладью, а утром потребовать, чтобы их несли к Ольге в ладье. После их ухода она распорядилась выкопать большую могилу перед теремом. Утром княгиня послала за гостями. Жители Киева несли их в ладье. Во дворе ладью бросили в яму, после чего Ольга повелела живьем закидать их землей.

Ольга отправила требование древлянам, чтобы они прислали своих самых знатных представителей. Те выполнили ее требование. По приезду сватов княгиня отправила их в баню. Когда гости зашли в баню, ее заперли. Ольга дала распоряжение поджечь баню. Все гости сгорели.

Гравюра Мюда Мечева

Ольга сообщила древлянам, что уже отправилась к ним и велела им приготовить большое количество хмельного меда, чтобы она смогла оплакать собственного мужа. Древляне собрали большое количество меда и сварили его. Ольга с небольшой дружиной пришла на могилу, оплакала супруга и велела дружине создать высокую насыпь над могилой. После этого дала распоряжение начать тризну. Древляне сели за столы. Слуги княгини по ее приказу ухаживали за ними. Древляне поинтересовались насчет людей, которых посылали за княгиней. Ольга ответила, что они идут сзади. Когда древляне напились, княгиня приказала собственным слугам пить за них. Потом она ушла, приказав высечь древлян.

Княгиня вернулась домой, собрала большое количество воинов, отправилась на землю древлян и победила. Некоторые древляне укрылись в Искоростене. На протяжении всего лета Ольга не могла взять город. Тогда княгиня стала уговаривать их сдаться, говоря, что все их города уже сдались и платят дань. Древляне же опасались ее мести за супруга. Ольга заверила их, что не будет мстить, а возьмет только дань. Попросила с каждого дома по три голубя и воробья. Те обрадовались. Собрали воробьев и голубей и послали к княгине. Ольга сказала, что они покорились ей и утром она отправится домой. Древляне вернулись в город радостные и рассказали людям о словах княгини. Ольга же раздала воинам по воробью и голубю, распорядилась привязать к ним по труту, который следовало обернуть небольшим платком и завязать ниткой. Когда стало темнеть, княгиня приказала поджечь труты и отпустить птиц. Птицы полетели в родные гнезда и дворы загорелись. И не было никакой возможности устранить пожар. Жители побежали из города. А княгиня велела собственным воинам хватать их. Она покорила город и целиком сожгла его, захватила старейшин. Остальных людей частично убила, частично отдала в рабство собственным воинам. Остальных жителей обложила тяжелой данью и отправилась по всей земле древлян устанавливать налоги и повинности.

О крещении Ольги. 955−969 гг.

Ольга приехала в столицу Византии и предстала перед царем. Разговаривая с княгиней, царь поражался ее уму, а потом намекнул, что ей следует править с ним в столице Византии. Ольга поняла его и сказала, что является язычницей, но согласится окреститься, если ее будет крестить сам царь. Патриарх с царем окрестили ее. В крещении ее нарекли Еленой, патриарх благословил ее и отпустил. Затем ее пригласил к себе царь и сказал, что женится на ней. Ольга возразила, что не может стать его супругой, так как приходится ему духовной дочерью. Царь подтвердил, что она его перехитрила, одарил ее и отпустил домой. Когда княгиня вернулась в Киев, к ней прибыли послы от царя Византии, которые требовали обещанных ею ответных даров. Однако та развернула послов обратно.

Княгиня любила сына, молилась за него и за других людей. Она кормила Святослава, пока он не вырос и не возмужал. Потом занималась внуками. Позднее она разболелась и спустя три дня скончалась.

О войнах Святослава. 964−972 гг.

Святослав собрал большое количество воинов и часто участвовал в войнах. Он отправился на болгар, победил их, взял восемь десятков городов около Дуная и стал князем в Переяславце. Печенеги напали на Русь и осадили Киев. Жители города отправились к Святославу с просьбой вернуться в родные земли и защитить их. Князь выполнил их просьбу, вернулся и прогнал печенегов. Он заявил, что будет княжить в Переяславце, так как туда отовсюду свозились разные блага.

Святослав отбыл в Переяславец, однако болгары закрылись от него в городе, потом вышли к нему на битву. Они фактически одержали победу. Однако к вечеру князь взял реванш и ворвался в город. Святослав начал угрожать грекам, что завоюет столицу Византии, также как Переяславец. Греки пошли на хитрость и попросили его назвать количество воинов, чтобы выплатить дань на каждого из них. Святослав сообщил им о численности собственного войска, увеличив его в два раза. Греки выставили против него войско в пять раз больше по численности, а дань не заплатили. Войско князя увидели греки и испугались. Однако князь произнес воинственную речь и началась битва. Победу одержал Святослав. Греки бежали, а русский князь приближался к их столице, по дороге разрушая города.

Царь Византии собрал бояр, чтобы решить, что предпринять. Те посоветовали отправить князю подарки, чтобы проверить, как он отреагирует на это. Царь отправил князю дары с придворным, которому наказал следить за реакцией Святослава. Князю сообщили, что прибыли греки с подарками. Он велел впустить их. Греки положили перед ним дары. Но князь смотрел в сторону и велел слугам убрать подарки. Греки вернулись домой и сообщили, что Святослав даже не посмотрел на них. Тогда царю предложили отправить князю оружие. Князь принял этот подарок, похвалил царя и передал ему собственное почтение. Греки вновь вернулись домой и поведали царю обо всем. А бояре убедили царя дать князю дань, так как он очень лют, раз выбрал не ценности, а оружие. Святослав получил дань и большое количество даров.

Гравюра Мюда Мечева

Князь вернулся в Переяславец. Он увидел, что от дружины почти ничего не осталось. Он боялся, что царь Византии узнает об этом, и решил собрать на Руси войско, направившись к Днепру. Болгары в это время сообщили печенегам, что мимо них будет проплывать князь, у которого много ценностей и пленных, но мало дружины. Печенеги перекрыли князю дорогу. Святослав остановился на зиму у порогов. У него закончилась еда, начался такой голод, что за голову коня отдавали по половине гривны. Весной князь продолжил свой путь. Но на него напал князь печенегов Куря. Святослава убили, взяли его голову, из черепа сделали чашу, оковали снаружи и пили из нее, как из кубка.

О крещении Руси. 980−988 гг.

Владимир приходился сыном Святославу и ключнице Ольге. Но после смерти законных детей Святослава Владимир оказался единственным князем в Киеве. Рядом со своим дворцом он установил языческие идолы. Им в качестве жертвоприношения приводили дочерей и сыновей. У самого князя было четыре супруги и восемь сотен наложниц. Владимир был ненасытным в любовных отношениях. Он приводил к себе женщин, которые были замужем, растлевал юных девушек.

К князю явились булгары-магометане с Волги и сделали предложение принять их веру. Тот поинтересовался насчет тонкостей их веры. Булгары рассказали ему про обрезание, отсутствие свинины и спиртного в пище, о разрешении блуда. Князю понравились слова булгар, так как он любил женский пол. Однако ему не понравились речи про обрезание и свинину. А без вина, по его словам, невозможно веселье на Руси. Затем явились представители Папы Римского. Они заявили, что их Бог сотворил все живое и неживое, а на Руси богами являлись простые деревяшки. Князь поинтересовался насчет запретов в их религии. Посланники ответили, что у них все дозволено. Владимир прогнал их. Явились хазары, которые призывали князя вступить в иудейскую веру. Он спросил, где располагалась их главная земля. Те ответили, что в Иерусалиме. Владимир переспросил, а иудеи стали оправдываться тем, что Бог рассердился и рассеял людей по всей земле. Князь с возмущением ответил, что они не могут предлагать собственную веру и учить других, если их самих Бог отверг.

Затем греки отправили философа, пересказывающего князю Новый и Ветхий заветы, который продемонстрировал изображение Страшного суда. Владимир любил жизнь и со вздохом сказал, что хорошо на этом полотне людям с правой стороны, но плохо людям с левой стороны. Философ предложил ему покреститься, чтобы оказаться справа. Но князь решил подождать. Проводив гостя, он созвал бояр на совет. Те предложили отправить послов, чтобы посмотреть, кто и как служит Богу. Князь послал десять человек. После их возвращения Владимир снова собрал бояр. Вместе с ними они выслушали посланников, которые рассказали о всех верах и сделали вывод, что греческая лучше всех. Бояре добавили, что эта вера не могла быть плохой, раз ее приняла мудрая княгиня Ольга. Князь спросил у них о месте крещения. Место предоставили выбирать ему самому.

Спустя год князь все еще оставался не крещеным. В это время он пошел на город греков Корсунь, начал его осаду и поклялся, что если одержит победу, то проведет крещение. Он победил, но клятву не сдержал. Затем у царей Византии он потребовал отдать за него замуж их сестру. А иначе грозился с Царьградом сотворить то же самое, что и с Корсунью. Цари в ответ сказали, что христианки не могут быть женами язычников. Они велели князю покреститься. Тот настаивал на том, чтобы сначала прислали к нему невесту, а те, кто прибудет с ней, окрестят его. Цари отправили в Корсунь священников, сановников и сестру. В городе красавицу встретили и проводили в палаты. У Владимира начали болеть глаза, он не мог видеть, сильно переживал и не мог сообразить, как поступить. Царица заявила ему, что если он не окрестится, то не сможет избавиться от болезни. Князь принял крещение, прозрел и взял византийскую красавицу в жены. Большинство дружинников тоже окрестились.

Князь с супругой и попами Корсуня отправился в Киев. Там он распорядился убрать идолов: какие-то порубили, другие сожгли, Перуна же бросили в реку.

Потом князь велел всем явиться к реке. Тех, кто не придет, объявляли врагом. Люди шли и говорили, что это на пользу, раз сам Владимир и бояре окрестились. Утром князь с попами Корсуня и Царицына вышел к Днепру. Народу собралось огромное количество. Некоторые люди вошли в воду, те, кому места не хватило в воде, ждали на берегу. После завершения обряда все разошлись по домам.

На местах идолов князь распорядился поставить церкви. Он велел приводить на крещение всех людей.

О борьбе с печенегами. 992−997 гг.

Пришли печенеги и князь вышел против них. Войска противников расположились на противоположных берегах Трубежа и не решались переправиться на другую сторону. Князь печенегов приблизился к реке, позвал Владимира и предложил выставить по одному бойцу. В случае победы русского бойца войны не будет три года, если победит боец печенега – война продлится три года. Князья разъехались. Владимир не смог найти желающего биться. Утром печенеги привели собственного бойца, а у русских никого не было. Князь Руси снова обратился к своим воинам. Старый воин сказал ему, что дома остался у него младший сын, которого никто ни разу не победил. Сын этот обладал большой силой. Привели его к Владимиру и тот разъяснил ему задачу. Парень попросил испытать его. Нашли быка, разъярили его и отпустили. Парень схватил быка за бок и вырвал ему кусок мяса. Ночью князь приказал воинам подготовиться, чтобы тотчас броситься на противника после поединка. Печенеги пришли утром. Противники сошлись в схватке и русский боец задушил печенега, хотя тот и был крупнее его. Раздался клич русских, печенеги бросились в бега. Князь Руси заложил на месте брода город Переяславец и отправился в Киев.

Спустя три года к Киеву подошли печенеги. Владимир вышел против них, но проиграл и скрылся от врага под мостом. Спастись удалось лишь в день Преображения Господня. Поэтому князь дал обещание построить церковь в честь этого дня. Освободившись от неприятеля, князь построил церковь и устроил большой праздник. Потом праздник организовали в самом Киеве. Так поступали ежегодно. Любой человек мог получить во дворе князя в этот день что угодно. На повозках возили еду по городу для тех, кто самостоятельно не мог добраться до дворца князя.

Печенеги устраивали постоянные набеги. Они вновь пришли и устроили длительную осаду Белгорода. Русский князь не имел возможности отправить туда помощь. В городе начался большой голод. Горожане приняли решение сдаться. Старше, который отсутствовал на собрании, услышав о решении, попросил продержаться еще три дня и сделать то, что он скажет. Он велел принести хотя бы по горсточке пшеницы, отрубей или овса. Горожане принесли. Женщинам он велел сделать болтушку для приготовления киселя. Выкопали колодец, туда вставили чан, в который вылили болтушку. Затем сделали второй колодец, тоже вставили чан и отправились на поиски меда. Отваром из него наполнили второй колодец. Утром послали за печенегами. Они предложили им посетить их город. Печенеги решили, что горожане пожелали сдаться, и отправили людей в город. Горожане им заявили, что не смогут печенеги их одолеть, потому что у них имеется еда прямо из земли, и предложили им самим взглянуть. У первого колодца они сварили при гостях кисель, из второго колодца добавили в кисель медовый взвар. Попробовали гости, подивились и сказали, что князья их не поверят, пока сами не попробуют. Дали им с собой полную корчагу ингредиентов. Князья печенегов сварили, попробовали и тоже подивились. Затем обменяли заложников, сняли осаду и ушли.

О расправах с волхвами. 1071 г.

В Киев явился волхв и предсказал, что спустя четыре года Днепр потечет в противоположную сторону. А государства поменяются местами. Ему поверили невежды. Христиане же смеялись над ним и говорили, что ожидает его смерть. Так и вышло, волхв пропал в эту же ночь.

Однако во время неурожая в Ростовскую область явились два волхва и заявили, что им ведомо, кто скрывал хлеб. В каждой волости они обвиняли женщин, принадлежащих к знати, в утаивании еды. Голодающие приводили к ним родственниц, у которых волхвы якобы доставали из порезанного плеча еду. Большинство женщин они убивали, а все, что эти жертвы имели, присваивали себе.

Пришли волхвы и на Белоозеро. Их сопровождали уже три сотни человек. Тогда с жителей этого места брал дань Ян Вышатич, который являлся воеводой князя Киева. Яну стало известно, что волхвами прикидывались смерды князя. Он отправил приказ людям, которые следовали за волхвами, чтобы они выдали их. Однако те не послущали его. Тогда он сам направился к ним, взяв с собой двенадцать дружинников. Люди были готовы напасть на воеводу в любой момент, поэтому он смог приблизиться к ним только с топориком. Навстречу ему вышли три человека и велели ему не ходить дальше. Ян дал приказ убить их и подошел к остальным. Они кинулись на воеводу, замахнувшись на него топором, однако он нанес удар быстрее и приказал дружинникам убить остальных. Люди побежали прочь и убили при этом попа Яна. Воевода вошел в город и заявил жителям, что если не схватить волхвов, они долго не уйдут отсюда. Жители схватили волхвов и привели их к воеводе.

Он устроил допрос волхвам. Спросил для чего они погубили такое количество людей. Те ответили, что убивали тех, кто скрывал от других еду в собственном теле. Убив их всех, можно будет вернуть урожай. И предложили продемонстрировать достоверность собственных заявлений. Ян сказал им, что в теле человеческом содержались лишь кости, жилы  кровь. Волхвы заявляли, что лишь им известно, как был сотворен человеческий организм. По их словам, человека сотворил дьявол из тряпки, а Бог вложил в него душу. Воевода спросил, как зовут их Бога. Те ответили – антихрист, который находился в бездне. Ян сказал им, что это не Бог, а бес, которого Бог прогнал с небес. Он сообщил волхвам, что убьет их. Те заявили, что это может сделать только князь. Об этом им якобы сообщили боги. Однако их избили, выдрали бороды, вставили кляпы, привязали к борту корабля и пустили его по реке.

Ян спросил у пленников, о чем им говорили боги. Те отвечали, что боги им сообщили о гибели от рук Яна. Они стали обещать воеводе, что если освободит их, то получит большое количество добра. А если нет, то, наоборот, много горя. Ян же утверждал, что если отпустит их, то Бог его накажет, а если убьет, то получит от него награду. Находящимся рядом он предложил отомстить волхвам за убитых родственников. Волхвов убили и повесили на дубе. Затем их тела съел медведь.

Очередной волхв появился в Новгороде. Он уверял, что обладает даром предвидения и ругал христианство. Он обещал пройти по воде, как по земле. Ему поверили, началась смута, решили убить епископа. Тот одел ризу, взял крест, вышел и сказал, чтобы верующие в Бога шли за крестом, а те, кто верил волхву, отправлялись за ним. Князь Новгорода с дружиной примкнули к епископу. Остальные жители пошли к волхву. Князь спрятал топор под плащ, пришел к волхву и спросил у него о событиях, которые произойдут в течение сегодняшнего дня. Тот похвалился, что может предвидеть все. Тогда князь поинтересовался у него, что произойдет прямо сейчас. Волхв сказал в ответ, что будет творить чудеса. Князь топором зарубил волхва и люди разошлись.

Об ослеплении теребовльского князя Василька Ростиславича. 1097 г.

В Любече собрали совет внуки и правнук Ярослава Мудрого для создания договора о мире. Они договорились объединиться между собой и управлять только собственными вотчинами.

Давыд Игоревич и Святополк вернулись в Киев. Давыду сообщили, что василек и Владимир сговорились против него и Святополка. Он поверил этому и сказал Святополку, что Василько находился в сговоре с Владимиром, чтобы совершить покушение на них. Святополк поверил ему. Давыд предложил схватить Василько. Святополк согласился.

Василько явился в монастырь рядом с Киевом. Святополк послал к нему с просьбой подождать четыре дня. Тот отказался. Давыд накручивал Святополка, говоря, что Василько не считался с ним, находясь здесь. А вернется домой, вообще захватит все города Святополка. Он настаивал на том, чтобы Святополк позвал его немедленно, схватил и передал ему. Святополк позвал Василько.

Тот поехал, а по пути встретил дружинника, который попытался отговорить его от визита. Но Василько его не послушал. Приехал он на княжеский двор, где его встретил Святополк. Гостю предложили позавтракать. Он согласился. Святополк ушел отдать распоряжение, оставив Василько и Давыда одних. Гость пытался разговаривать с Давыдом, но тот молчал. Потом Давыд встал и вышел. Василько же заперли, заковали и поставили стражу.

На следующий день Давыд предложил ослепить пленника. Ночью Василько вывезли из Киева. Он сидел в какой-то избушке и увидел, как затачивали нож. Он догадался о том, что его ожидает. Вошли конюхи. Они попытались повалить пленника на ковер, однако тот сопротивлялся. Появились еще люди. И всем вместе им удалось уложить и связать Василько. Сверху положили на грудь ему две доски. К пленнику подошел овчар и попытался вонзить нож ему в глаз. Но промахнулся и порезал Василько лицо. Во время второй попытки он попал в глаз и вырезал его. Также поступил и со вторым глазом. Пленник не двигался. Его вместе с ковром погрузили на телегу и повезли во Владимир-Волынский.

По пути остановились на рынке в Звиждене. С пленника сняли рубаху и отдали попадье, чтобы постирала. Она постирала, надела на Василько и стала оплакивать его, словно мертвого. Пленник пришел в себя, услышал плач и поинтересовался о собственном месте пребывания. Ему ответили. Потом он попросил воды, попил, опомнился, пощупал рубашку и спросил, для чего ее снимали.

Затем его доставили во Владимир-Волынский. Владимиру стало известно об участи Василько. Он тут же отправился к Олегу и Давыду Святославовичам с предложением исправить свершенное зло, чтобы не допустить братоубийства. Они собрались и послали к Святополку, чтобы узнать причину его поступка. Тот ответил, что это сделал не он, а Давыд. Однако князья возразили ему, что ослепление было совершено в его городе, а не Давыда. А если этот поступок совершен был Давыдом, то они требовали, чтобы Святополк схватил его или прогнал. Он согласился и князья заключили мир. Затем они прогнали Давыда в Дорогобуж. Там он и скончался. Василько вновь стал князем Теребовля.

О победе над половцами. 1103 г.

Владимир Мономах и Святополк Изяславич вместе с собственными дружинами проводили совещание в шатре насчет похода на половцев. Дружина князя Святополка отказывалась идти. Владимир стал стыдить их и Святополк согласился идти в поход. Послали за остальными князьями.

Половцы узнали о походе Руси и организовали совет. Князь Урусоба предложил попросить перемирия. Однако другие князья заявили, что не боятся и готовы воевать. Войска противников двинулись друг на друга. При виде русских войск половцев охватил ужас, они замедлили свое наступление. Русские же бодро наступали на противника. Половцы бросились бежать. Во время битвы было убито двадцать князей половцев. Белдюзь оказался в плену.

К русским князьям привели пленного половецкого князя. Тот предложил выкуп за себя золотом, серебром, конями, скотом. Однако Владимир сказал ему, что вопреки обещаниям и клятвам половцы пролили много русской крови. Теперь за это он поплатится собственной головой. Он отдал приказ убить пленного, которого рассекли на части. Русские князья вернулись домой с добычей и победой.

Известные цитаты

Ангелы ведь не творят человеку зла, но добра ему желают постоянно, особенно же помогают христианам и защищают их от супостата-дьявола; а бесы побуждают человека на зле, завидуя ему; и так как видят, что человек от Бога в чести, — потому и завидуют и скоры на совершение зла.

Слова автора (Нестор Летописец). Об убиении Бориса.

Описание гибели блаженного Бориса.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания.

Слова автора (Нестор Летописец). Начало княжения Ярослава в Киеве.

Ярослав заложил город в 6545 году.

Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав.

Слова автора (Нестор Летописец). Откуда пошла Русская земля.

Описание полян и древлян.

Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье.

Слова автора (Нестор Летописец). Откуда пошла Русская земля.

Святой Андрей рассказывает, как побывал у славян.

Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами.

Слова автора (Нестор Летописец). Начало княжения Ярослава в Киеве.

Князь Ярослав любил книги.

Засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.

Слова автора (Нестор Летописец). Начало княжения Ярослава в Киеве.

При князе Ярославе появилось много монастырей.

Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево.

Посланники папы. Начало княжения Святослава, сына Игорева.

К князю Владимиру пришли посланники папы из Рима.

Злой человек, усердствуя злому делу, хуже беса, ибо бесы Бога боятся, а злой человек ни Бога не боится, ни людей не стыдится; бесы ведь и креста Господня боятся, а человек злой и креста не боится.

Слова автора (Нестор Летописец). Об убиении Бориса.

Описание гибели блаженного Бориса.

Имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим.

Слова автора (Нестор Летописец). Начало княжения Ярослава в Киеве.

Перед смертью князь Ярослав дал наставление своим сыновьям.

Каждый народ имеет либо письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают как предание отцов.

Георгий. Откуда пошла Русская земля.

Летописание Георгия.

Когда же впадает в грех какой-либо народ, казнит Бог его смертью, или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей, или иными казнями, чтобы мы покаялись, ибо Бог велит нам жить в покаянии.

Слова автора (Нестор Летописец). Начало княжения Изяслава в Киеве.

Нападение половцев в 6576 году.

Кто матери не послушает — в беду впадет.

Слова автора (Нестор Летописец). Начало княжения Святослава, сына Игорева.

Святослав не прислушивался к советам своей матери.

Наводит Бог, в гневе своем, иноплеменников на землю, и тогда в горе люди вспоминают о Боге; междоусобная же война бывает от дьявольского соблазна. Бог ведь не хочет зла людям, но блага; а дьявол радуется злому убийству и крови пролитию, разжигая ссоры и зависть, братоненавидение, клевету.

Слова автора (Нестор Летописец). Начало княжения Изяслава в Киеве.

Нападение половцев в 6576 году.

Одни священники служат, будучи женаты только на одной жене, а другие, до семи раз женившись, служат; и следует остерегаться их учения.

Слова автора (Нестор Летописец). Начало княжения Святослава, сына Игорева.

Петр Гугнивый вошел в Рим, захватил престол и развратил веру.

Поучающий злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибо обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя.

Соломон. Начало княжения Святослава, сына Игорева.

Сын княгини Ольги продолжал жить по языческим обычаям.

Со смертью праведника не погибнет надежда.

Соломон. Начало княжения Святослава, сына Игорева.

Князь Владимир умер от болезни.

Сотворил Бог человека из земли, составлен он из костей и жил кровяных, нет в нем больше ничего, никто ничего не знает, один только Бог знает.

Янь. Начало княжения Изяслава в Киеве.

Янь вышел в город к белозерцам.

Спешат они на неправедное пролитие крови. Ибо принимают они участие в пролитии крови и навлекают на себя несчастия. Таковы пути всех, совершающих беззаконие, ибо нечестием изымают свою душу.

Соломон. Об убиении Бориса.

Святополк приказал убить своего брата Бориса.

Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь — тоже станешь радоваться.

Слова автора (Нестор Летописец). Начало княжения Святослава, сына Игорева.

Княгиня Ольга приняла крещение.

Я, премудрость, вселила свет и разум, и смысл я призвала. Страх господень… Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя сила. Мною цесари царствуют, а сильные узаконяют правду. Мною вельможи величаются и мучители управляют землею. Любящих меня люблю, ищущие меня найдут благодать.

Соломон. Начало княжения Ярослава в Киеве.

Слова Соломона о мудрости.

Текст: Ирина Зарицкая, 6.8k 👀