Анализ «Белые ночи»

История создания

В творчестве Ф. М. Достоевского 1840-х гг. тип петербургского «мечтателя» занимает особое место. Этот оригинальный тип людей писатель называет «странными существами среднего рода».  Достоевский посвятил «мечтателям» одно из самых романтических произведений — повесть «Белые ночи».

Произведение было впервые напечатано в «Отечественных записках» (1848 г.). В собрании сочинений 1860 г. Достоевский внес в повесть небольшие стилистические изменения.

Композиция

Повесть четко делится на четыре главы — «белые ночи». «Ночь вторая» включает в себя обособленную «Историю Настеньки». Противопоставлена основной части произведения заключительная печальная глава — «Утро».

Смысл названия

Достоевский очень остро чувствовал и умел передать особую атмосферу петербургских белых ночей. На этом фоне разворачивается все действие повести и раскрываются образы и психологическая характеристика главных героев.

Сочинение-анализ Белые ночи

Центральная тема повести — любовь

Любовь Настеньки и любовь рассказчика очень схожи между собой. И в том, и в другом случае это чувство было вызвано одиночеством, уходом от реальности в волшебный мир мечты.

Образ мечтательного главного героя очень трагичен. Он полностью раскрывается в страстном монологе перед Настенькой. Достоевский вкладывает автобиографический смысл в этом монолог, когда говорит о существовании тайной петербургской жизни, представляющей собой «смесь чего-то чисто фантастического, горячо идеального и вместе с тем… тускло прозаичного и обыкновенного».

Главный герой осознает свой увеличивающийся разрыв с реальностью, погружаясь в сказочные мечты все глубже и глубже. Тем мучительнее становится для него возвращение в свою серую и скучную комнату. В этот момент он понимает, что волшебный мир — всего лишь обман воображения, «глупый, круглый нуль», но мечтает вновь забыться в своих грезах.

Бедный мечтатель уже давно создал для себя женский идеал и испытал весь спектр любовных переживаний. При этом дожив до 26 лет, он еще ни разу не испытывал этого чувства к реальной женщине. Главному герою мешают слабость и застенчивость, неумение общаться с живыми людьми.

Случайная встреча с Настенькой — переломный момент в жизни рассказчика. Он наконец-то нашел свой идеал, который обрел плоть и кровь. Главный герой влюбляется в Настеньку после обмена несколькими фразами и приходит в восторг. Непосредственность и открытость девушки еще больше усиливают его чувство. Впервые он так легко и свободно разговаривает с женщиной. Ободряющие слова Настеньки позволяют главному герою уже на втором свидании немедленно раскрыть перед нею свою душу, рассказать о мучающем его противоречии между мечтой и действительностью.

Узнав о тайне девушки, рассказчик из-за своей склонности к фантазированию поначалу не придает никакого значения тому, что она уже влюблена. Он настолько счастлив знакомству, что даже соглашается помочь Настеньке встретиться с любимым.

Однако на третью ночь главный герой понимает, что случайно обретенная любовь также оказывается фантазией. Наивная фраза Настеньки «я оттого люблю вас, что вы не влюбились в меня» заставляет его сердце сжаться от мучительной боли.

Женская проницательность все же приводит девушку к догадке, что чувство ее собеседника далеко от простого дружеского участия. Ей жалко этого милого и доброго человека: «Зачем он — не вы?»

Четвертая ночь становится одновременно самым радостным и самым печальным событием в судьбе главного героя. Ободренный отсутствием долгожданного жениха, он признается Настеньке в любви. Отчаявшись встретиться с любимым, девушка дает рассказчику надежду на взаимное счастье. Взволнованные молодые люди находятся «как будто в чаду, в тумане». Они строят планы на будущее, непрерывно ходят, смеются. Идиллия внезапно нарушается появлением незнакомца, в объятия которого Настенька бросается…

Финальное утро резко противоречит очарованию четырех петербургских белых ночей. Они оказываются для главного героя очередным сном, призраком. Ему остается лишь благодарить судьбу за кратковременную «белую минуту блаженства».

Любовь Настеньки также вызвана одиночеством. «Пришпиленная» к бабушке, она, подобно рассказчику, часто отрешалась от действительности в мечтах. Но к девушке реальная любовь пришла раньше в лице приятного нового жильца.

Чувство Настеньки зародилось внезапно и, по сути, не имело под собой прочного основания. Несколько поездок в театр вместе с бабушкой, случайные встречи на лестнице наполнили жизнь девушки новым смыслом. Она даже решилась на отчаянный поступок, собрав вещи и придя к постояльцу перед его отъездом.

Возлюбленный Настеньки оказался честным и порядочным человеком. Он не воспользовался наивностью девушки, но пообещал жениться на ней ровно через год.

Настенька терпеливо дожидается возлюбленного, нисколько не сомневаясь в его возвращении. Четыре мучительных дня, встречи с рассказчиком, обида на предполагаемого жениха чуть было не заставляют ее распрощаться со всеми надеждами и попытаться найти счастье с новым знакомым. Но возлюбленный все-таки появляется, избавляя Настеньку от бесплодных мечтаний.

Проблематика

Проблема неудовлетворенности серой обычной жизнью, желания уйти в идеальный мир от повседневной рутины очень волновала Достоевского. «Все мы более или менее мечтатели!», — отмечал он. Однако человек может легко переступить грань и навсегда отрезать себе путь к реальности.

Встреча с Настенькой могла спасти главного героя от непоправимого шага. Горькое разочарование после четырех блаженных белых ночей, скорее всего, очень тяжело скажется на его душевном состоянии.

Позднее писатель блестяще разработает проблему ухода от действительности в психологическом романе «Преступление и наказание».

Материалы по произведению

Текст: Елена Бочкова, 3k 👀