Сочинение-анализ «Ромео и Джульетта»: вечные проблемы

Введение

На протяжении нескольких столетий трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта» пользуется огромной популярностью у читателей и зрителей многочисленных театральных постановок и экранизаций. Секрет такого успеха заключается в невероятной жизненности произведения. События разворачиваются в начале XIV века, но все чувства и переживания героев, ситуации, в которые они попадают, словно бы возвышаются над конкретной исторической эпохой и не зависят от нее.

Трагедия представляет собой гимн великой любви, которая одерживает моральную победу над миром зла (родовой враждой двух семейств). Наряду с любовной, автор поднимает и другие вечные темы: верности, судьбы, человеческой злобы и ненависти.

История создания

анализ ромео и джульеттаСюжет о трагической любви двух молодых людей из враждебных семейств неоднократно использовался в античной литературе. Новые трактовки этой истории появились в эпоху итальянского Возрождения: «История двух благородных любовников» (1524 г.) Луиджи да Порто, «Несчастная любовь» (1553 г.) Больдери и др.

Для Шекспира главным источником стала поэма А. Брука «Ромео и Джульетта», изданная в 1562 г. на английском языке. Если старые итальянские авторы и Брук создавали тяжелые для восприятия, мало художественные пьесы, то английский драматург превратил историю в настоящий литературный шедевр.

Шекспир работал над «Ромео и Джульеттой» с 1592 по 1596 гг. Впервые трагедия была опубликована в 1597 г. При жизни Шекспира она выдержала еще три переиздания.

Тема любви и верности

«Ромео и Джульетта» — одно из величайших произведений мировой литературы о любви. Знаменитый немецкий поэт и драматург Г. Э. Лессинг, в частности, писал: «Я знаю только одну трагедию, которая внушила любовь: это «Ромео и Джульетта» Шекспира».

Влюбленные бросают вызов общепринятым законам и нормам, что приводит к трагическому исходу. Молодые люди с самого начала знают, что их любовь будет считаться преступлением:

«Дочь Капулетти! Так в долг врагу вся жизнь моя дана» (Ромео); «Но победить я чувство не могу: горю любовью к злейшему врагу» (Джульетта).

Следует учитывать, какое огромное значение в те времена имела принадлежность к определенному роду. Отречение от родового имени считалось совершенно немыслимым. Поэтому любовь выступает могущественной силой, ломающей все преграды. Джульетта решительно говорит Ромео:

«Покинь отца и отрекись навеки // От имени родного… Так поклянись, что любишь ты меня, — // И больше я не буду Капулетти».

Все действие трагедии укладывается в пять дней. При этом блаженство влюбленных продолжается всего лишь несколько часов. Это подчеркивает пылкость и страстность чувств Ромео и Джульетты. Самые сильные любовные сцены произведения разыгрываются в саду Капулетти: взаимное признание и вынужденное расставание после единственной счастливой ночи. Неумолимо наступающее утро подчеркивает всю глубину трагедии влюбленных: «Светлей? А наше горе все темнее».

Ромео и Джульетта совершают самоубийство, потому что не представляют себе жизни без любви. Увидев, что Ромео умер, приняв яд, девушка горестно восклицает:

«…не оставил // Ни капли милосердной мне на помощь!».

Юные любовники умирают, но все же одерживают победу. Над их телами происходит примирение враждующих семейств. В этом заключается глубокий нравоучительный смысл трагедии: любовь сильнее злобы и ненависти.

Тема фатальности судьбы

В трагедии большую роль играет слепой случай. «Фатум» становится определяющим в судьбе главных героев. Ромео случайно узнает о празднике в доме Капулетти, попадает на него и впервые встречается с Джульеттой. Так же случайно получает смертельное ранение Меркуцио, после чего Ромео считает своим долгом убить брата возлюбленной — Тибальта.

К финалу количество роковых стечений обстоятельств еще больше увеличивается. Посланник брата Лоренцо не смог попасть в Мантую и передать Ромео письмо. Узнав об этом, монах восклицает: «Жестокий рок!».

Наконец, всего лишь несколько минут отделяют самоубийство Ромео от того момента, когда Джульетта приходит в себя. Судьба словно играет с влюбленными, даже предоставляя время для поединка Ромео с Парисом. Трагедия могла быть предотвращена вовремя подоспевшим братом Лоренцо или стражниками. Но все собравшиеся в фамильном склепе люди опаздывают и с ужасом смотрят на три мертвых тела.

Главные герои пытаются противостоять судьбе (тайное венчание, ложная «смерть» Джульетты, план бегства влюбленных), но все их попытки оказываются бессильны перед неумолимым роком.

Тема вражды

Противостояние семей Монтекки и Капулетти уходит корнями в древние обычаи родовой мести. Даже для Италии XIV века эта взаимная злоба является явным анахронизмом. Никто не помнит причин вражды, но взяться за оружие в любой момент готовы не только члены семейств, но и их слуги.

Конфликт между Монтекки и Капулетти становится главной причиной трагической гибели Ромео и Джульетты, которые впервые осмелились заключить своеобразный «мирный договор». Смерть влюбленных, как это ни печально, наконец-то открыла глаза противникам, которые поняли, насколько гибельна и бессмысленна их «преступная злоба».

Заключение

Трагедия Шекспира стала неотъемлемой частью и одной из вершин мировой культуры. Образы Ромео и Джульетты обрели бессмертие и превратились в один из самых ярких и значительных символов вечной любви и беззаветной преданности.

Текст: Елена Бочкова, 12.3k 👀