Сочинение-анализ «Конь с розовой гривой»
История создания
Рассказ «Конь с розовой гривой» входит в первую часть автобиографического цикла В. Астафьева «Последний поклон» (1957-1967 гг.). В нем писатель изображает обычную жизнь своих односельчан в 30-е гг. XX века. Первоначально цикл назывался «Страницы детства».
Рассказ был впервые опубликован в 1963 г. В 1968 г. он был напечатан в составе книги «Последний поклон», а в 1970 г. появился сборник рассказов Астафьева под заглавием «Конь с розовой гривой».
Тема
Главная тема произведения — детство.
Автор приглашает читателя совершить вместе с ним увлекательное путешествие в прошлое и взглянуть на мир глазами маленького мальчика. Рассказ ведется от имени главного героя. Все его наивные чувства и переживания переданы очень ярко.
В самом начале рассказа появляется главный символ — конь с розовой гривой, «конь-огонь». Это простой пряник, но для ребенка из глухой сибирской деревни он является очень редким подарком, настоящей мечтой.
Мальчик живет с бабушкой и дедушкой. Его мать утонула, а отца посадили за растрату. Он не чувствует себя одиноким, ведь в деревне все живут одной большой семьей.
Очень близким для главного героя является большое «левонтьевское семейство». Дядя Левонтий каждый раз после получки устраивает «пир» и проматывает все деньги. Вскоре тетка Васеня вновь идет по соседям занимать в долг. Дети привыкли к такой полуголодной бестолковой жизни и особо не унывают.
Вместе с «левонтьевскими орлами» мальчик отправляется по землянику. За туесок ягод бабушка обещает ему купить заветного коня с розовой гривой. На увале дети успевают поссориться, подраться, помириться и съесть всю собранную землянику. Главный герой заражается их беззаботностью и тоже отдает все ягоды на съедение.
Игры с «левонтьевцами» продолжаются до самого вечера. Мальчик боится возвращаться домой без обещанной бабушке земляники. Он поступает по совету Саньки: набивает туесок травой, прикрывая ее сверху тонким слоем ягод.
Бабушка не догадывается об обмане. Мальчик вынужден увеличить список своих «преступлений». Он крадет несколько калачей из дома для Саньки, который грозится обо всем рассказать.
На следующий день главный герой вновь беспечно отправляется с «левонтьевцами» на рыбалку. Мальчик старается не думать о раскрытии обмана и неизбежном наказании. Его подбадривает Санька: «Ништяк!… Не ходи домой, и все!». Когда бабушка возвращается из города, он уходит к родственникам на другой конец села.
Вернуться домой все же приходится. К счастью, ночью приезжает дедушка — главный защитник внука. Утром мальчик покорно выслушивает ругань бабушки, ощущая огромный стыд. Мучаясь раскаянием, он поднимает голову и видит сказочную картину: «По скобленому кухонному столу… скакал конь с розовой гривой».
Проблематика
На примере незатейливого эпизода из детства писатель рассматривает проблему становления и воспитания человеческой души.
Главный герой еще не умеет смотреть в будущее и оценивать значение своих поступков. Награда и наказание представляются ему чем-то далеким., почти что нереальным. Мальчик действует под влиянием мгновенных порывов, демонстрируя перед сверстниками свою храбрость.
Попытки отсрочить наказание не приносят успеха. Мальчик понимает, что настоящее мужество заключается не в обмане, а в готовности признать свою вину и сказать правду.
Другой важный урок для главного героя — неожиданное прощение бабушкой. Конь с розовой гривой на всю жизнь становится для него одним из самых светлых воспоминаний, позволяющих верить в добро.
Чему учит автор
Характер и душевные качества человека начинают формироваться с самого раннего детства. На собственном примере Астафьев показывает, насколько важно нести ответственность за свои поступки. От ошибок никто не застрахован (тем более, ребенок), но нужно научиться признавать их, иначе вся жизнь превратится в непрерывную цепь лжи и обмана.
Современный ребёнок семи лет не понимает,как можно мечтать о каком — то прянике в виде коня с розовой гривой? Тем более трудно понять эту мечту и подростку,который в своих мечтах видит навороченный телефон, компьютер и кроссовки за 500 долларов.Поэтому нам,взрослым и педагогам, важно при анализе рассказа В.Астафьева привлечь внимание к проблеме добра и зла в жизни любой семьи, любого поколения, теме преступления и наказания.После того,как ребята подрались, съели свои и Витины ягоды, они фактически в прямом и переносном смысле покатились вниз: На речке растерзали пойманную рыбу, затем камнями подбили птичку, и она умерла у них на руках. Затем Витя ,пойманный хитрым «левонтьевским» соседом на «слабо», обманывает бабушку и отдает ей туесок,где вместо ягод половина травы внизу. затем ворует у бабушки калачи.И взрослые люди ошибаются, а дети тем более иногда не отдают себе отчёта в своих проступках. Автор выделяет главное в своем рассказе: надо уметь оценивать свои поступки в любом возрасте, нам просто всем необходимо испытывать муки совести за любое большое и малое зло,которое мы приносим своим близким и просто людям. Тогда,хотелось бы верить, 17 летний юноша никогда не возьмёт в руки ружьё и не пойдёт стрелять в ребят и преподавателей своего колледжа,истерически крича: «Я ненавижу людей». В рассказе наш маленький герой, прообраз самого автора в детстве, мучается угрызениями совести, боясь справедливого наказания от бабушки.Но воистину,добро сильнее любого зла, даже когда это и не всегда очевидно.Хотя бабушка и была рассержена дурным поступком внука, её любовь к нему безгранична.Именно поэтому мальчик ,проснувшись, видит перед собой свою исполнившуюся мечту: коня с розовой гривой.