Путешествие из Петербурга в Москву • повесть
краткая информация
Глава 1. Выезд
После ужина с друзьями рассказчик (автор) выезжает из Петербурга в кибитке. Ему трудно расставаться с близкими людьми, чувство тоски одолевает его, но горестные размышления прерываются прибытием на почтовый двор.
Глава 2. София
Эта глава начинается рассказом о работе станционных смотрителей. О том, что служители из-за лени часто обманывают путников, сообщая им, что свободных лошадей нет.
Путешественник, увидев, что лошади в достаточном количестве стоят в конюшне, предлагает ямщикам небольшую взятку, за которую они предоставляют ему экипаж. Рассказчик уезжает, испытав при этом не очень приятное чувство.
Глава 3. Тосна
Эта часть посвящена рассуждениям о дворянских родах. Автор говорит, что есть люди, которые кичатся своим происхождением так, как будто оно им досталось за какие-либо заслуги, а не по праву рождения.
Глава 4. Любани
Решив отдохнуть от езды по ухабистой дороге, путешественник собрался пройтись пешком. В поле он встречает мужика, который работает под палящим солнцем. Крестьянин вынужден работать в воскресный день, хотя это считается грехом, из-за необходимости кормить семью. Он – крепостной, работающий на барина, которому совершенно нет дела до судьбы своих работников.
После разговора с мужиком рассказчика накрывает чувство стыда, ведь он сам из того же сословия дворян, которые живут, благодаря чужому тяжелому труду. Он осознает всю несправедливость этого мира.
Глава 5. Чудово
Автор встречается с другом, и тот рассказывает ему о своем неудачном морском путешествии, во время которого их корабль чуть не пошел ко дну. На берегу не было тех, кто мог бы помочь, потому что начальник в это время отдыхал, а подчиненные не смели его будить.
В конце концов, рулевому все же удалось найти спасателей. Когда корабль причалил к берегу, пассажиры потребовали наказать начальника, однако тот нагло заявил, что это не входило в его обязанности.
Глава 6. Спасская Полесь
Остановившись на перевалочном пункте, путешественник становится свидетелем разговора супружеской пары. Муж, присяжный заседатель, рассказывает супруге о том, что наместник, большой любитель устриц, посылает за ними своих подчиненных под предлогом должностных командировок.
На следующий день супруги просят автора взять их в его экипаж. Они жалуются ему на халатность неких чиновников, «благодаря» которым глава семьи потерял все, что у него было. Будучи честным человеком, он был вынужден оставить дом и скрываться от преследований.
Рассказчику снится сон, будто он правит идеальной страной. Будучи всемогущим, он построил совершенное общество. Но тут его посещает целительница, которую зовут Истина. Она предоставляет ему возможность другими глазами увидеть, к чему привело его правление.
Оказывается, его подчиненные постоянно врали ему, что в стране царит полный порядок. В страхе от этого открытия автор проснулся.
Глава 7. Подберезье
В этой главе автор беседует с выпускником семинарии, который разочаровался в образовании. Молодой человек говорит о том, что из-за латыни, на которой ведутся занятия, никто ничего не может понять в самом предмете, поэтому учеба становится совершенно бесполезной.
При расставании семинарист забыл забрать свои бумаги. Заглянув в них, главный герой увидел записи о мартинизме и масонстве. Он понял, что за годы учебы человек так и не приобрел необходимых знаний и занялся изучением мистики. Сам автор не был сторонником масонского движения.
Глава 8. Новгород
Было время, когда Новгородское княжество процветало, в нем царила всеобщая справедливость и гармония. Но после подчинения княжества Ивану Грозному все изменилось. Автор задается вопросом, можно ли было все решать с позиции силы, отвергая моральные принципы.
Согласно работам исследователей, в Новгороде как раз было отсутствие всякой демократии, а Радищев просто идеализировал обстановку. Новгородом в то время правили те, в чьих руках была сосредоточена абсолютная власть. И все же, автор озвучивает зрелые мысли по поводу справедливости и зарождении правового государства.
В этой части читатель знакомится с мошенником и авантюристом купцом Карпом Дементьевичем. Будучи уважаемым человеком, он берет авансы за товар и ничего не дает взамен. Тем самым, он обманывает людей, не считая это аморальным. Имущество, записанное на жену, позволяет ему обходить закон, поэтому он спокойно живет, не угнетаемый угрызениями совести.
А.Н. Радищев говорит о том, что такие явления не единичны и наблюдаются повсеместно. Требуется полноценная глубокая реформа судебной и законодательной систем, чтобы что-то изменилось в лучшую сторону.
Глава 9. Бронницы
Рассказчик оказывается на возвышенности, на месте которой ранее стоял языческий храм и предается размышлениям о жизни и месте в ней человека, о Боге. По его мнению, человек сам должен быть вершителем своей судьбы, и только он может сделать свою жизнь счастливой. Бог же в этом деле играет роль проводника милосердия, уповать только на него, не прикладывая самостоятельных усилий, просто бессмысленно.
Глава 10. Зайцово
Путешественник встретился с давним другом Крестьянкиным, служившим начальником одного из судов.
Как-то раз Крестьянкин принимал участие в процессе по делу об убийстве очень жестокого барина. Помещик был настолько свиреп, что крестьяне, доведенные до отчаяния, убили его вместе с семьей, включая детей.
В этом деле Крестьянкин был на стороне так называемых преступников. Он считал, что люди были просто доведены до крайности и сочувствовал им. Но его сослуживцы были против такого подхода. Они требовали полноценного наказания, чтобы устрашить этим других. Крестьянкин, не желая быть участником несправедливого суда, подал в отставку.
После разговора с Крестьянкиным, автор получает письмо от друга из Петербурга, который рассказывает ему историю двух старых бесстыдников – 62-летней женщины и 78-летнего мужчины. Престарелая дама ранее содержала бордель и разбогатела, благодаря этой грязной работе.
Барон Дурындин, тот самый старичок, сделал ей предложение, позарившись на ее богатство, она же решила выйти за него, страшась одинокой старости.
Глава 11. Крестьцы
В этой части путешественник растроган сценой прощания взрослых сыновей со своими родителями. Отец и мать говорят им слова напутствия, дают мудрые жизненные советы, учат, как нужно жить в ладах с собой и окружающими людьми.
Главный герой рассуждает о том, как наверное счастливы родители, которым удалось воспитать добрых, отзывчивых детей. Он посвящает много времени раздумьям о взаимоотношениях в семье.
Глава 12. Яжелбицы
Эта часть посвящена горю безутешного отца, похоронившего ребенка, в смерти которого он винит только себя. В молодости отцу ребенка были назначены лекарства от дурной болезни. В состав их входила ртуть, что пагубно сказалось на внутриутробном развитии младенца.
Рассказчик вспоминает, что в один из периодов жизни тоже болел подобной болезнью, и это так же может отразиться на здоровье его будущего потомства. Он думает о том, что разврат, как социальное явление, должен быть полностью искоренен из жизни.
Глава 13. Валдаи
Глава посвящена городу Валдаи, «знаменитому» тем, что там обитало несметное количество продажных женщин. Многие путешественники специально заезжали в Валдаи, чтобы приятно провести время в обществе жриц любви.
Глава 14. Едрово
Во время очередной поездки путешественнику встретились деревенские бабы. Он обращает внимание на то, что внешне они гораздо привлекательнее расфуфыренных городских барышень. Все эти корсеты и дорогие вычурные платья во многом проигрывают простому русскому сарафану.
Из беседы с крестьянкой Анной герой узнает о том, что препятствием ее свадьбе является отсутствие ста рублей, необходимых для выкупа. Он хочет помочь и собирается дать Анне и ее матери деньги, но женщины отказываются.
Причина в том, что считалось, если девушка принимает подарок от барина, она, тем самым, прощает его за любовные притязания по отношению к ней. Так как многие крестьянки были очень целомудренными, то отказ от денег считался вполне правомерным.
После встречи с женщинами путешественник размышляет о неравных браках, о том, что некоторые готовы связать свою судьбу с престарелым мужчиной от безысходности, а богачи пользуются этим, что, по мнению главного героя, считается аморальным.
Глава 15. Хотилов
Путешественник рассуждает об отмене крепостного права. На эти мысли его навела одна находка. Увидев на дороге какие-то бумаги, он поднял их и начал читать. Автор этих записок гневно осуждает рабство, называя его узаконенным преступлением, которое нужно немедленно искоренить.
Вместе с записями герой обнаружил и другие бумаги, которые оказались документами одного его знакомого. Он забирает все это с собой с намерением заняться чтением в дороге.
Глава 16. Вышний Волочек
Вышний Волочек поражает автора своим видом. Всюду богатые поместья, разнообразные товары и другие атрибуты, указывающие на процветание. Ему приходит мысль, что все это достигнуто ценой неимоверно тяжелого крестьянского труда, который зачастую забирает не только здоровье работников, но и их жизни.
Герою вспомнился один случай, когда его знакомый ради еще большей прибыли запретил своим крепостным отдыхать даже в праздники. Он лишил их скота, земли и пропитания. Да, он действительно стал преуспевающим и богатым, но какой ценой?
Путешественнику стыдно за таких людей, он за то, чтобы применять к ним наказание за такое отношение к людям, и он не может понять, как некоторые восхищаются ими, считая их умными и предприимчивыми.
Глава 17. Выдропуск
Эта часть посвящена рассуждениям о нравах, царящих при дворе. В записках своего знакомого автор обнаруживает проект реформы о придворных должностях. В нем говорится, что правитель должен отличаться не наличием роскошных дворцов, а мудростью, которая необходима в руководстве государством. Там же упоминается имя императрицы Екатерины II – большой любительницы роскоши и безделушек.
Глава 18. Торжок
Глава повествует о том, что цензуру, господствующую во всех сферах государства, необходимо упразднить. Автор встречает человека, который направляется в Петербург с тем, чтобы добиться отмены цензуры в Торжке. Он столкнулся с невозможностью печатать свои книги в этом городе и считает, что это является нарушением демократии.
В 18 веке в Российском государстве цензура была чрезвычайно жесткой, а выпуск книг повсеместно находился под строгим контролем. В этой же части рассказывается о зарождении цензуры, которая изначально появилась в Германии в 15 веке, в период начала книгопечатания. А.Н. Радищев считает, что распространение цензуры пошло от церкви, а первым цензором явилось духовенство.
Глава 19. Медное
Автор описывает ужасную и позорную для страны картину – продажу живых людей. Крепостных могли продавать вместе со скарбом, семьями и детьми, как скот за долги своих господ. В некоторых случаях детей отнимали у родителей и продавали отдельно. К сожалению, это считалось нормой, потому что крепостных рассматривали, как обыкновенный товар.
Глава 20. Тверь
В Твери автор встречает поэта, и они обсуждают положение дел в российской литературе. Далее поэт декламирует путешественнику свои стихи.
Глава 21. Городня
Эта часть повествует о сыне, которого забирают в солдаты, несмотря на то, что он – единственный помощник у своей матери. Это явление было распространено у господ, которые, продав человека в армию, могли разжиться очередным дорогим экипажем и породистыми лошадьми.
Глава 22. Завидово
Путешественник посвящает эту главу чинопоклонству. В качестве примера он приводит наблюдение за положением на почтовых станциях. Богачи обслуживаются в первую очередь, и им подают самых лучших лошадей. По мнению автора, не все они достойны того почтения, которое им оказывает персонал.
Глава 23. Клин
Главный герой повстречал нищего и протянул ему рубль, но тот отказался, попросив вместо денег что-нибудь из теплой одежды. Путешественник отдал ему платок, который хоть немного бы спас бедолагу от холода. Позже он узнал, что тот все равно умер и был похоронен в этом же платке.
Глава 24. Пешки
Автор разговаривает с крестьянкой, которая рассуждает о нищете и отсутствии справедливости в жизни. После этой беседы он задумывается над тем, почему и впрямь, крестьяне, чей труд – основа всего продовольствия страны, сами живут в нищете и голоде.
Глава 25. Черная грязь
В последней главе автор рассуждает о свадьбах по принуждению. Люди в таких семьях, как правило, остаются несчастными до конца жизни. Заканчивается повесть Словом о Ломоносове — статье, которую получил автор от поэта из главы «Тверь». В этой статье идет речь о значении Ломоносова, который был первопроходцем во многих областях, но самый большой вклад он внес в русскую словесность и русскую культуру в целом. Ознакомив читателей с этой статьей, автор прощается с читателями. Его путешествие заканчивается, он подъезжает к Москве.
Известные цитаты
Блаженство наше в отношении детей наших зависит много от нас самих.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 12. Яжелбицы.
Проезжая мимо кладбища, рассказчик видит похороны. Отец хоронит сына.
Блеск наружный может заржаветь, но истинная красота не поблекнет никогда.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 20. Тверь.
В одном из трактиров Твери рассказчик знакомится с молодым поэтом.
Взаимность есть чувствование природы, и стремление сие почило в естестве.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 18. Торжок.
Рассказчик останавливается на почтовом дворе в Торжке.
Вопрос: в естественном состоянии человека какие суть его права?.. Если на пути удовлетворения нуждам своим он обрящет подобного себе, если, например, двое, чувствуя голод, восхотят насытиться одним куском, – кто из двух большее к приобретению имеет право? Ответ: тот, кто кусок возьмет. Вопрос: кто же возьмет кусок? Ответ: кто сильнее.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 8. Новгород.
Рассказчик размышляет об истории Новгорода и спрашивает себя: имел ли право Иван Грозный захватывать город.
Все начинаемое для себя, все, что делаем без принуждения, делаем с прилежанием, рачением, хорошо. Напротив того, все то, на что несвободно подвизаемся, все то, что не для своей совершаем пользы, делаем оплошно, лениво, косо и криво.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 15. Хотилов.
Рассказчик размышляет о человеческих правах.
Если отец в сыне своем видит своего раба и власть свою ищет в законоположении, если сын почитает отца наследия ради, то какое благо из того обществу?Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 11. Крестьцы.
Рассказчик размышляет об отношениях родителей и детей.
Если свободно всякому мыслить и мысли свои объявлять всем беспрекословно, то естественно, что все, что будет придумано, изобретено, то будет известно; великое будет велико, истина не затмится.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 18. Торжок.
Разговор рассказчика с незнакомым ему до этого человеком о цензуре.
Запрещая вольное книгопечатание, робкие правительства не богохуления боятся, но боятся сами иметь порицателей.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 18. Торжок.
На почтовом дворе в Торжке рассказчик знакомится с человеком, который надеется добиться отмены цензуры.
Знатность без истинного достоинства подобна колдунам в наших деревнях. Все крестьяне их почитают и боятся, думая, что они чрезъестественные повелители.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 22. Завидово.
Размышления рассказчика после встречи с наглым офицером, который требовал подать 50 лошадей для своего начальника.
К равновесию не иначе приближиться можно, как трудолюбием. Трудитеся телом; страсти ваши не столь сильное будут иметь волнение; трудитеся сердцем, упражняяся в мягкосердии, чувствительности, соболезновании, щедроте, отпущении, и страсти ваши направятся ко благому концу. Трудитеся разумом, упражняяся в чтении, размышлении, разыскании истины или происшествии; и разум управлять будет вашею волею и страстьми.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 11. Крестьцы.
Рассказчик размышляет об отношениях родителей и детей.
Кто в часы безумия не щадит бога, тот в часы памяти и рассудка не пощадит незаконной власти.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 18. Торжок.
Разговор рассказчика с незнакомым ему до этого человеком о цензуре.
Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 2. София.
Выезжая из Софии, рассказчик слушает заунывную песню извозчика.
Наилучший способ поощрять доброе есть непрепятствие, дозволение, свобода в помышлениях.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 18. Торжок.
Автор цитирует немецкого мыслителя и богослова Иоганна Готфрида Гердера.
Нужда, желание безопасности и сохранности созидают царства; разрушают их несогласие, ухищрение и сила.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 8. Новгород.
Рассказчик размышляет об истории Новгорода.
О законы! Премудрость ваша часто бывает только в вашем слоге!Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 21. Городня.
Рассказчик встречает трех закованных в кандалы крестьян, которых хозяин продал для отдачи в рекруты.
О природа, объяв человека в пелены скорби при рождении его, влача его по строгим хребтам боязни, скуки и печали чрез весь его век, дала ты ему в отраду сон. Уснул, и все скончалось.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 2. София.
Размышления рассказчика во время выезда из Софии.
Обыкновенные правила ценсуры суть: почеркивать, марать, не дозволять, драть, жечь все то, что противно естественной религии и откровению, все то, что противно правлению, всякая личность, противное благонравию, устройству и тишине общей.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 18. Торжок.
На почтовом дворе в Торжке рассказчик знакомится с человеком, который надеется добиться отмены цензуры.
Понеже добродетель есть вершина деяний человеческих, то исполнение ее ничем не долженствует быть препинаемо. Небреги обычаев и нравов, небреги закона гражданского и священного, столь святыя в обществе вещи, буде исполнение оных отлучает тебя от добродетели. Не дерзай николи нарушения ее прикрывати робостию благоразумия. Благоденствен без нее будешь во внешности, но блажен николи.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 11. Крестьцы.
Рассказчик становится свидетелем сцены прощания отца с сыновьями.
Последуя тому, что налагают на нас обычаи и нравы, мы приобретаем благоприятство тех, с кем живем. Исполняя предписание закона, можем приобрести название честного человека. Исполняя же добродетель, приобретем общую доверенность, почтение и удивление, даже и в тех, кто бы не желал их ощущать в душе своей.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 11. Крестьцы.
Рассказчик становится свидетелем сцены прощания отца с сыновьями.
Преддверие учености есть познание языков; но представляется яко поле, тернием насажденное, и яко гора, строгим каменей усеянная… При учении языков все отвратительно и тягостно…Но, превзошед сии трудности, коликократно награждается постоянство в понесенных трудах.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 25. Черная грязь.
Слово о Ломоносове.
Расставаться трудно хотя на малое время с тем, кто нам нужен стал на всякую минуту бытия нашего. Расставаться трудно; но блажен тот, кто расстаться может не улыбаяся; любовь или дружба стрегут его, утешение. Ты плачешь, произнося прости; но воспомни о возвращении твоем, и да исчезнут слезы твои при сем воображении, яко роса пред лицом солнца.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 1. Выезд.
После ужина с друзьями рассказчик выезжает из Петербурга в кибитке.
Рассудок есть раб нетерпеливости.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 2. София.
Рассказчик платит софийским ямщикам, чтобы те быстрее запрягли лошадей.
Слова не всегда суть деяния, размышления же не преступления.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 18. Торжок.
Разговор рассказчика с незнакомым ему человеком о цензуре.
Старайтеся паче всего во всех деяниях ваших заслужить собственное свое почтение, дабы, обращая во уединении взоры свои во внутрь себя, не токмо не могли бы вы раскаяваться о сделанном, но взирали бы на себя со благоговением.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 11. Крестьцы.
Рассказчик рассуждает об исполнительных правилах жизни.
Таков есть закон природы; из мучительства рождается вольность, из вольности рабство…Поэт. Глава 20. Тверь.
Поэт читает рассказчику свою оду "Вольность".
Тот, кто сам умеет что сделать, умеет заставить сделать и будет на погрешности снисходителен, зная все в исполнении трудности.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 11. Крестьцы.
Рассказчик размышляет об отношениях родителей и детей.
Труд сего писателя бесполезен не будет: ибо, обнажая шествие наших мыслей к истине и заблуждению, устранит хотя некоторых от пагубныя стези и заградит полет невежества; блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 7. Подберезье.
Автор знакомится с семинаристом, который надеется получить в Петербурге настоящее образование.
Хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твое бьет моему согласно – и ты мой друг.Слова автора (Радищев А.Н.). Вступление.
Слова автора, посвященные его другу.
Ценсура печатаемого принадлежит обществу, оно дает сочинителю венец или употребит листы на обвертки. Равно как ободрение феатральному сочинителю дает публика, а не директор феатра, так и выпускаемому в мир сочинению ценсор ни славы не даст, ни бесславия. Завеса поднялась, взоры всех устремились к действованию; нравится – плещут; не нравится – стучат и свищут.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 18. Торжок.
Разговор рассказчика с незнакомым ему человеком о цензуре.
Чаша рассудка без опытности на весах воли воздымается; а чаша страстей опустится мгновенно долу.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 11.
Рассказчик размышляет об отношениях родителей и детей.
Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы.Слова автора (Радищев А.Н.). Вступление.
Слова автора, посвященные его другу.
Я приметил из многочисленных примеров, что русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.Слова автора (Радищев А.Н.). Глава 10. Зайцово.
Рассказчик узнал от приятеля историю о том, как измученные крестьяне убили своего барина и его сыновей.