Как мне близок и понятен… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Как мне близок и понятен
Этот мир – зелёный, синий,
Мир живых, прозрачных пятен
И упругих, гибких линий.
Мир стряхнул покров туманов.
Чёткий воздух свеж и чист.
На больших стволах каштанов
Ярко вспыхнул бледный лист.
Небо целый день моргает
(Прыснет дождик, брызнет луч),
Развивает и свивает
Свой покров из сизых туч.
И сквозь дымчатые щели
Потускневшего окна
Бледно пишет акварели
Эта бледная весна.
История создания
Стихотворение «Как мне близок и понятен…» появилось на свет в 1901 году. Это время для Волошина – период его творческих исканий и предпочтений. Молодой человек пока еще не определился, кем ему быть в этой жизни – поэтом или художником. Он много путешествует, его цель – изучение мира и поиск в нем места для себя и своего творчества. Самым желанным уголком на свете оставался для поэта дорогой его сердцу Коктебель. Любовь к этому краю и к миру вообще, ожидание чего-то светлого и радостного и послужило поводом для написания этого произведения.
Персонажи и образы
Главный образ стихотворения – пейзаж. Наступающая весна будоражит воображение поэта, его меткая фраза «бледно пишет акварели весна» создает ощущение причастности к происходящему в природе обновлению. Возникает чувство, что автор точными акварельными мазками делает наброски великолепной картины, рождающейся на глазах у читателя.
Композиция
Стихотворение состоит из четырех строф, в каждой из которых четыре строки. Композиция простая, линейная. Каждое четверостишие представляет собой миниатюрную пейзажную зарисовку.
Жанр
По жанру «Как мне близок и понятен…» представляет собой стихотворение, посвященное описанию природы, следовательно, это пейзажная лирика. В плане литературного направления произведение можно отнести к реализму, но в нем уже ощущаются символистские тенденции, о чем свидетельствует наличие в тексте чисто авторских образов.
Средства художественной выразительности
В стихотворении использована перекрестная рифма (АВАВ) с чередованием мужских и женских слогов. Из средств художественной выразительности автор использует эпитеты: «дымчатые щели», «прозрачные пятна», «зеленый, синий мир», «бледный лист», «четкий воздух»; метафоры: «покров туманов», «покров туч» и олицетворения: «вспыхнул лист», «живые пятна», «небо моргает», «дождик прыснет», «весна пишет акварели», «мир стряхнул покров».
В тексте присутствует инверсия, которая способствует созданию рифмы, а также выделению наиболее значимых фраз: «близок и понятен мир», «пишет весна», «брызнет луч». Лексические повторы «… мир – зеленый, синий мир…» и «бледно пишет акварели… бледная весна» расставляют в тексте задуманные автором акценты.
Проблематика и основная идея произведения
Произведение не несет в себе никакой проблематики. Автор изображает картину мира такой, какой она существует в его восприятии. Стихотворение проникнуто радостным предчувствием и ожиданием счастья. Главная тема – красота природы. Картины, нарисованные художником и поэтом Волошиным, создавались не кистью, а словами, что всегда отмечали исследователи его литературного творчества.
Очень милое произведение ??