Я мечтою ловил уходящие тени… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Краткое содержание
В стихотворениях Константина Бальмонта нередко встречаются элементы, присущие романтическому направлению в литературе. Это наблюдается даже в тех его работах, которые посвящены серьезным проблемам. Такое явление можно считать своеобразным подходом поэта к созданию литературного произведения. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени…» написано в таком же ключе. В нем раскрываются мысли автора по поводу собственных творческих успехов и достижений. Бальмонт описывает свои взлеты на пути к вершине поэтического мастерства.
Автор настолько изящно преподносит читателю этапы своего восхождения, что с первого раза догадаться, о чем он хотел сказать, достаточно трудно. Начало покорения литературного Олимпа он описывает довольно иронично: «Я на башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня». Только общий контекст произведения раскрывает смысл этого признания: автор настойчиво продвигается к своей цели, мечтая об известности и славе.
Как истинный символист, при помощи образов он описывает свое, захватывающее дух, восхождение. Чем выше он поднимается над землей, тем меньше обращает внимание на своих недоброжелателей. «И внизу подо мною уж ночь наступила», – этой фразой Бальмонт характеризует людей, которые из зависти мешают ему обрести поэтическую славу. Но все это остается позади, впереди есть только заветная мечта, где ярче «блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали».
История создания
На протяжении своего творчества Бальмонт нередко обращался к различным литературным направлениям и стилям. В результате этих экспериментов рождались произведения, в которых символизм поэта приобретал романтические оттенки. Примером этому служит анализируемое стихотворение, которое появилось в 1895 году. Обсуждая в нем довольно прозаическую тему, автор преподносит ее с таким изяществом, что текст приобретает черты романтического произведения, наполненного восторгом и красотой. Фраза «мечтою ловил уходящие тени» говорит о прекрасных моментах, которые сопровождают поэта во время его стремительного взлета.
Персонажи и образы
Главный персонаж стихотворения – герой-неоромантик. Известно, что представители этого течения отвергали прозу жизни и прославляли героизм и подвиги, совершаемые в своеобразной, непохожей на этот мир обстановке. Мечта героя состоит в том, чтобы остановить время и познать духовное обновление, приблизившись к вечности.
На самом верху, там, куда он стремится, звучит мелодия: «и какие-то звуки вокруг раздавались», которая означает, что высший мир не отвергает его. Такое описание напоминает сюжеты романтических произведений, где одинокий герой, бросив вызов бренности всего земного, воссоединяется с божественным началом. Таким образом, он становится избранным, что очень характерно для персонажей эпохи символизма. Открывшуюся ему истину он стремится донести до остальных людей, которые только встали на этот путь.
Композиция
Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых представляет собой четверостишие. Все они по смыслу связаны между собой. Композиция произведения кольцевая: в конце мечта героя, озвученная в первой строфе, почти осуществилась: «я узнал, как ловить уходящие тени». Но самые последние строки: «и все выше я шел, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня» говорят о незавершенности этого пути. До вершины еще далеко, и дорога к ней может оказаться бесконечной.
Жанр
Литературное направление произведения – символизм с элементами романтизма. По жанровой принадлежности – это элегия.
Размер и средства художественной выразительности
Особенной, чарующей ритмики автор добивается при помощи четырехстопного анапеста с перекрестной рифмовкой (АВАВ). Женская и мужская рифмы чередуются друг с другом.
Одухотворение природы достигается при помощи эпитетов: «огневое светило», «сияньем прощальным», «дремлющих гор». С этой же целью используется олицетворение: «выси… нежно ласкали». На протяжении текста четырежды повторяется метафора «дрожали ступени». Это выражение становится символом неустойчивой лестницы, пути, по которому продвигается герой. Присутствие развернутой метафоры «уходящие тени потускневшего дня» означает еще один прожитый день.
Проблематика и основная идея произведения
Главную мысль произведения поэт сосредоточил на движении вперед, к намеченной цели. Идти в этом направлении нужно, невзирая ни на какие препятствия. В этом смысле стихотворение несет в себе позитивный заряд. Автор, имея определенный опыт, делится им с читателем, желая помочь тем, кто отважится повторить его путь.