Как я пишу стихи • cтихотворение и анализ
краткая информация
Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда – не сочиняю.
Краткое содержание
Прежде чем говорить о содержании поэтической миниатюры, следует заметить, что Константин Бальмонт всегда был предельно открыт для своей читательской аудитории. В данном произведении он заводит доверительную беседу с читателями, щедро распахивая перед ними двери своей творческой «лаборатории». Константину Бальмонту, как талантливому поэту и человеку широкой эрудиции, было что сказать своим читателям и миру в целом.
В данной поэтической миниатюре автор сообщает о том, что поэзия решительно врывается в его сердце, даже не пытаясь объяснить ему саму себя. Но, если пришла поэтическая Муза, то истинному творцу остаётся лишь одно – «немедленно» записывать возникшие в голове строки! Причём делать это следует без какой-либо подготовительной работы, сложных литературных приёмов и пр.
Бальмонт признаётся: когда он приступает к написанию стихов, перед ним, словно бы из воздуха, возникает череда инверсий, перечислительная градация, олицетворения, одушевляющие поэтические строки. Одно из таких олицетворений словно «заливается» смехом, намеренно дразня поэта. Несколько числительных придают творчеству видимость порядка и логики. Словом, писать стихи надо так, чтобы один образ порождал другой – и так по кругу.
По мнению Бальмонта, основной «каркас» поэтической мысли заключён в звукописи. А, значит, вполне допустима тавтология. Лирический герой (поэт) был бы рад поведать читателям «откуда, сколько», что берётся – но сделать этого он не в силах: поэзия не терпит конкретики и делового подхода. Герой говорит о том, что он и сам не ведает волшебной формулы, позволяющей постичь суть творческого дара. Скорее всего, в момент сочинительства истинный творец пребывает в изменённом сознании, а значит, не до конца принадлежит себе настоящему. Поэт утверждает: он вовсе не сочиняет стихи, они приходят к нему свыше. Он искренне уверен в своём творческом призвании и категорически не приемлет даже намёка на ремесленничество и тяжкий труд стихотворца.
История создания
Данная поэтическая миниатюра является частью стихотворного сборника под названием «Фейные сказки», вышедшего в свет с текстом посвящения дочери Константина Дмитриевича. Произведение имеет авторскую датировку – 1905 год. На момент создания стиха Бальмонту было тридцать восемь лет. Он являлся пламенным последователем и убеждённым пропагандистом литературного течения «символизм».
К тому же, поэт искренне разделял революционные идеи: несколькими годами позже Бальмонт был вынужден бежать во Францию, опасаясь ареста за участие в многочисленных беспорядках, а также за написание стихов. Поэт был заядлым путешественником: в 1904 г. он предпринял длительную поездку в Мексику.
Помимо всех вышеперечисленных фактов биографии автора, следует отметить, что год написания миниатюры «Как я пишу стихи» – это начало конца торжественного шествия поэзии Бальмонта по России. Данное произведение (а также весь поэтический сборник) посвящено дочурке Константина Дмитриевича – четырёхлетней Ниночке Бальмонт. Именно её отец именует не иначе, как «солнечная Нина», и зовёт с собою в увлекательное путешествие в камерный мир мечтаний, мелодичности и волшебства.
Жанр, направление, размер
Это небольшое произведение, состоящее из восьми строк, Бальмонт пишет в жанре элегии, повествуя в нём о таинствах и секретах вдохновения. Поэтическая миниатюра выдержана в рамках литературного направления «символизм»: именно ему был всецело предан Константин Бальмонт. Для автора не существовало острых социально-политических тем, затрагивающих реальные проблемы русского народа. Он не признавал поэтическое творчество тяжким трудом: по мнению автора, стихотворец обязан дождаться прихода Музы и затем просто записать то, что она ему «нашепчет».
Поэтический размер – ямб. Рифмовка перекрёстная. Все рифмы, за исключением одной, имеют открытый характер.
Композиция
Говоря о композиционной особенности этой яркой поэтической миниатюры, невозможно не отметить одну заметную особенность: через всё «полотно» поэтического текста словно перекатываются множественные волны:
- Начало стиха – в самой первой строчке миниатюры присутствуют инверсия и единственный эпитет.
- Продолжение стиха представляет собой признание автора в том, что поэтические строчки появляются внезапно, подобно вспышкам молнии. Проконтролировать творческий процесс, либо как-то воздействовать на него, невозможно.
Образы и символы
В этой поэтической миниатюре, повествующей читателям о том, как у поэта-символиста зарождаются стихи, присутствуют два ключевых образа:
- образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он распахивает перед широкой читательской аудиторий двери своей поэтической мастерской, с готовностью демонстрируя её содержимое публике. Лирический герой убеждён: стихи посылаются небом, поэтому нет никакого резона специально садиться за письменный стол, чтобы их писать. Поэзия – это никакая не работа, а расшифровка и трансляция того, что диктует вдохновение;
- образ вдохновения – центральный. Главная «женщина» в творческой судьбе творца – это поэтическая Муза, вкладывающая в уста нужные слова. Если к поэту приходит вдохновение, ему остаётся лишь записать то, что оно ему «нашепчет». Сделать это следует «немедленно»: без кропотливости, без большого числа литературных приёмов.
Темы и настроение
Бальмонт поднимает в своей миниатюре «вечную» тему, которая волновала практически всех поэтов во все времена – это тема поэзии. Автор рассказывает своим читателям о том, как в его творческой «лаборатории» появляются на свет стихи. Будучи преданным приверженцем «символизма», поэт отрицает осознанную, многочасовую работу над стихом. Бальмонт убеждён: стихи снисходят сами, без активного участия самого творца. Поэту остаётся лишь одно: не упустить нужный момент вдохновения и всё записать. Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями радости, позитива, абсолютной уверенности поэта в том, что он транслирует своим читателям.
Основная идея
Основная идея поэтической миниатюры, которую желает донести до нас Бальмонт, заключается в следующем утверждении: стихотворное произведение невозможно придумать по одной простой причине – поэтические строки не «сочиняются», а «рождаются». Перед нами уникальное произведение, представляющее собой реальную попытку поведать о тайне творчества всем желающим, включая строгих критиков.
Средства выразительности
В этом миниатюрном произведении представлена широкая палитра средств художественной выразительности, таких как:
- эпитет – «внезапная строка»;
- олицетворения – «рождается, встает, мелькает, смеется строка»;
- инверсии – «рождается строка», «мелькает третья»;
- однородные сказуемые – «рождается, встает, мелькает, смеется», «не знаю, не размышляю, не сочиняю»;
- многосоюзие – «… и пятая, и после, и потом, … и … никогда»;
- антитеза – «я … не знаю, но я не размышляю», здесь автор совмещает антитезу с симплокой (повторением личного местоимения вначале одного, и в середине смежного стиха).
Активное использование личных местоимений и наречий максимально приближает поэтический текст к разговорной речи. Бальмонт делает это осознанно: стихотворение, входящее в сборник «Фейные рассказы», адресовано маленькой дочке поэта, а значит, оно должно быть ей абсолютно понятно.