Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско
Сюжет рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» довольно прост. 58-летний американец едет в Старый Свет, чтобы наконец отдохнуть. В рассказе об этом сказано так:
«До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук, — китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! — и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть. Люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет». Любопытно, что в небольшом отрывке сказано об очень многом: о том, чего человек хотел в жизни, какие цели ставил, какими методами их достигал, чего достиг в конечном итоге и что спланировал на ближайшее будущее. Удивительно то, что и добавить-то нечего: работал, сколачивал капитал, стал богат, решил отправиться в путешествие, что и сделал.
Искусственно регламентированная жизнь
В эту схему не вписывается ни одно чувство, ни одно размышление человека, у которого по воле автора нет даже имени. Почти 6 десятков лет прожито, но собственно жизнь напоминает некую схему, шаблон, трафарет. Ни живого чувства, ни движения души. Об этом и надо помнить, когда вы начнёте рассказывать о человеке, который обозначен как господин. Вопрос только в том, над кем и над чем он господствует?
Даже на палубе корабля, в его роскошных каютах и залах жизнь господина продолжается по той же схеме «так положено»: эта жизнь искусственная, словно разлинованная, запрограммированная от начала до конца. Именно в этом измерении господин чувствует себя всесильным и всевластным, поскольку деньги дают ему власть, любая прихоть и желание исполняется.
В этой жизни нет места сомнениям, попытке задуматься о вещах куда более важных, чем комфорт и богатство. Правда, настоящая, естественная жизнь иногда словно напоминает о себе. Не может же господин подчинить себе капризы природы и сменить дождь на солнечный денёк.
Мнимое величие
Но важно понять, что жизнь, которая прожита и так внезапно оборвалась, оказалась в конце концов бессмысленной, а смерть превратила господина в просто мёртвого старика, которому нашлось место только в трюме того же корабля, теперь плывущего назад, и развеяла мнимое величие, потому что теперь исчезло показное почтение, место которого заняло раздражение и нежелание решать возникшие в связи со смертью господина проблемы.
Смерть становится кульминацией истории, в которой, как оказывается, есть иной режиссёр, нежели сам господин. Да и слово «господин» звучит теперь довольно саркастично. Никакого господства нет. Жизнь закончилась, и ничто не может изменить её трагического конца.
Заключение
Финальная часть работы должна подвести итоги проведённых наблюдений. Их суть должна быть примерно следующей:
- судьба господина из Сан-Франциско отражает пустоту, бесцельность, никчёмность жизни человека, сосредоточенного только на своих прихотях, забывшего о высших категориях, о Боге, о душевных исканиях, собственной греховности и раскаянии;
- даже перед смертью герою рассказа не дано просветление, раскаяние, сожаление о том, что жизнь прожита напрасно;
- его смерть как бы напоминает о том, что «могущество» человека мнимо, что естественная, настоящая жизнь идёт по своим законам, которые нельзя высокомерно игнорировать;
- история о жизни и смерти господина в аллегорической форме предвещает гибель несправедливого мира, который для Бунина — лишь одна из форм проявления «всеобщего зла».
Вариант сочинения
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» был написан во время Первой мировой войны. В этот сложное для всего народа время происходило переосмысление устоявшихся ценностей, люди стали по-новому смотреть на окружающий их мир и на самих себя, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации. А для этого необходимо было понять причины произошедшей катастрофы, осознать совершенные ошибки.
В основе рассказа «Господин из Сан-Франциско» лежат именно такие размышления. Автор рассуждает о том, что является в жизни главным, к чему нужно стремиться, что может даровать долгожданный покой и умиротворение.
О жизни главного героя сказано немного. Однако автору удалось показать то, что его жизнь была безликой, однообразной, лишённой смысла. У этого персонажа даже нет имени, что говорит о его незначимости, несостоятельности, обезличенности.
Когда-то господин из Сан-Франциско был молодым человеком, у которого не было ни гроша за душой. Именно в то время он задался целью сколотить состояние. Ему это удалось, но какой ценой.
На момент описываемых событий господину из Сан-Франциско 58 лет. Всю свою жизнь он много работал, на всём экономил и откладывал деньги. В результате он многого достиг и теперь решил взять от жизни всё то, от чего отказывался долгие годы. И в первую очередь он решил отдохнуть, отправившись в путешествие. Он запланировал поездку в Париж, Венецию, Монте-Карло и другие удивительные города. На обратном пути главный герой хотел непременно посетить Японию, но ему это так и не удалось.
Господин из Сан-Франциско живёт под влиянием своих иллюзий и иллюзий того общества, которое его окружает. У него нет своих мыслей, чувств и желаний. Он поступает так, как это положено делать в его окружении. Все из его общества начинали наслаждаться жизнью с поездки в Европу. Именно так поступает и он сам.
Господин из Сан-Франциско считает себя властителем мира только потому, что ему удалось заработать много денег. Да, он действительно может позволить себе круиз на комфортабельном лайнере, дорогие отели и рестораны, но это всё только материальные вещи, неспособные согреть человеческую душу или сердце, а тем более сделать человека счастливым.
Господин из Сан-Франциско упустил в своей жизни самое главное – он потерял бесценное время, а вместе с ним и свою семью. Жена его не любила, дочь тоже, да и он сам не испытывал к ним тёплых чувств.
Последние дни жизни главного героя прошли в прекрасном Палермо. Он умел платить, поэтому был окружён роскошью и вниманием услужливых итальянцев. Правда, выяснилось, что существуют вещи, которые нельзя купить за деньги. Например, хорошая погода. Когда солнце исчезло с неба и стал накрапывать мелкие дождик, город стал казаться слишком грязным и тесным, а все его достопримечательности – однообразными.
Во время путешествия опровергаются все жизненные ценности главного героя. Автор показывает их ошибочность и недолговечность. Кульминационным моментом становится смерть главного героя. Только она смогла всё расставить по своим местам и показать, что значат деньги на самом деле. Оказывается, богатство никак не влияет на истинные чувства и уважение.
После смерти господина из Сан-Франциско никто даже не может вспомнить его имени. А его тело возвращается на том же пароходе, только уже не в комфортабельной каюте, а в трюме, среди ящиков и прочего хлама, да и само тело тоже помещено в ящик из-под содовой. И даже жена и дочь не страдают из-за смерти близкого человека. Жизнь и праздник на корабле продолжается, и никто не думает о том, что внизу находится бездыханное тело такого же человека, как и они сами.
Именно это и характеризует истинную значимость главного героя, подводит итог всей его жизни. Мир, в котором он жил, был миром искусственных чувств и ложных ценностей. Потому так горек итог господина, бесславно и бесцельно прожившего свою жизнь, ничего не оставив на земле.
Список использованной литературы
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
- Бем А. Л.«Господин из Сан-Франциско» // Исследования. Письма о литературе / С. Г. Бочаров, И. З. Сурат. — Языки славянской культуры, 2001
- И.А.Бунин и литературный процесс начала XX века (до 1917). – Л.: 1985.
- Кознова Н.И. Психологическое мастерство И.А.Бунина в прозе 1910-х годов: Дис.канд. филол. наук.- М., 1992