Иван Шишкин • краткая биография💡
Иван Иванович Шишкин – выдающийся художник-пейзажист, всю жизнь посвятивший воспеванию русской природы, с необыкновенной реалистичностью передавая ее величественный дух. За высочайшее художественное мастерство его еще при жизни называли «певцом русского леса». Великолепные пейзажи И.И. Шишкина, которые по праву называют шедеврами, украшают стены музеев и картинных галерей как в России, так и за рубежом.
Происхождение и ранние годы
Иван Иванович Шишкин появился на свет 25 января 1832 года. Его родиной был небольшой городок Елабуга Вятской губернии. Отец будущего художника, Иван Васильевич Шишкин, происходил из старинного купеческого сословия, занимался продажей хлеба, был уважаемым человеком и не раз избирался городским главой. На свои личные средства Иван Васильевич провел деревянный городской водопровод, также им была написана книга об истории Елабуги. Мать Ивана Ивановича, Дарья Романовна, была женщиной с властным характером. Она занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием шестерых детей.
Любовь к природе проявилась у Ивана еще в раннем детстве. Он мог часами бродить по живописным окрестностям и любоваться красотой окружающего пейзажа. Вернувшись домой, мальчик по памяти воссоздавал увиденные картины. Мольбертом будущему живописцу служили стены и двери его квартиры.
Образование
Глава семьи, будучи всесторонне развитым человеком, хотел, чтобы его сын Иван получил хорошее образование. В двенадцатилетнем возрасте мальчик поступил в Первую Казанскую гимназию. Но уже на первых годах обучения ему стало скучно, и он понял, что его больше привлекает искусство, нежели точные науки. Не окончив полный курс гимназии, подросток вернулся домой и объявил, что не собирается становиться чиновником. Родителей огорчил поступок Ивана. В особенности его поведение возмутило Дарью Романовну. Она категорически была против того, чтобы сын занимался «пачкотней бумаги». Отец был не против увлечения Ивана рисованием, но соглашался с матерью и считал, что это занятие не должно стать основным в жизни сына. Непреклонная позиция родителей привела к тому, что Иван стал прятаться от них, чтобы заниматься любимым делом, рисовать ему приходилось чаще всего ночью при свечах.
В 1852 году отец поддался уговорам Ивана и отпустил его в Москву. В том же году Шишкин стал студентом училища живописи и ваяния. Его преподавателем был известный художник-портретист Аполлон Мокрицкий. Почти все свое время Шишкин посвящал зарисовкам пейзажей. Пока еще это были весьма слабые работы, но юноша стремился к идеальному, как можно более реалистичному изображению природы, прорабатывая каждую деталь.
Вскоре о его картинах заговорили. Преподаватели и студенты сошлись во мнении, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, – а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
В 1856 году Шишкин поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств. Его несомненный талант и выдающиеся способности сразу же привлекли внимание ведущих преподавателей. Бесценным опытом стала для Ивана Ивановича поездка на Валаам. Работая на натуре, он постепенно оттачивал свой собственный стиль. У него было особое отношение к природе: он внимательнейшим образом рассматривал ветки и листья деревьев, отмечал узоры коры на стволах, даже самая маленькая травинка не оставалась без внимания художника. Результатом этой поездки стали картины с видами Валаама и прекрасный этюд «Сосна на Валааме», за которую Шишкин получил серебряную медаль.
Творчество
После окончания академии в 1860 году с золотой медалью молодой художник решил посетить несколько европейских стран. Он побывал в Женеве, Цюрихе и Мюнхене, практиковался в освоении техники гравировки «царской водкой», много времени посвящал рисованию пером. В 1864 году Шишкин посетил Дюссельдорф, где написал свою знаменитую картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865). За эту работу ему было присвоено звание академика.
После шестилетнего пребывания за границей художник вернулся в Россию. Поселился он в Петербурге, где у него оставалось много друзей и знакомых по академии. В этот период была организована Санкт-Петербургская артель художников, переименованная впоследствии в Товарищество передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был И.И. Шишкин. Со всеми художниками, состоящими в Товариществе, Иван Иванович поддерживал хорошие отношения, но с Иваном Николаевичем Крамским у него завязалась крепкая дружба. Вместе они посетили многие уголки России, писали на натуре. Крамского восхищал талант Шишкина, его внимательность и особое отношение к природе, искусство передачи цвета при малейших изменениях состояния пейзажа. В очередной раз дарование Шишкина проявилось в картине «Лесная глушь» (1872), за которую он получил звание профессора.
В 1874 году Ивана Ивановича постигло несчастье – умерла его любимая жена Евгения. Это горе настолько подкосило Шишкина, что он стал искать утешение в алкоголе. Он стал замкнутым, практически перестал писать. Из-за сложного характера и частых запоев некоторые друзья отвернулись от него. Но художник смог самостоятельно пережить этот тяжелый кризис. Его самолюбие не позволило ему сойти с того пьедестала, который он занимал, благодаря своему таланту. Он продолжил работу, создав в этот период такие полотна, как «Первый снег» (1875), «Рожь» (1878), «Дорога в сосновом лесу» (1885) и многие другие знаменитые картины.
Вторая жена Шишкина также ушла из жизни совсем молодой, оставив вдовцу двух дочерей. Чтобы забыться, художник практически не покидал мастерскую. Именно здесь он добивался невероятно реалистичной передачи изменяющихся состояний природы, экспериментировал с различными кистями, нанося легкие мазки и создавая нежнейшие цветовые оттенки. Итоги этого мастерства запечатлены на картинах конца восьмидесятых годов: «Утро в сосновом лесу» (1889), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы. Вечер» (1887) и других.
Конец 19 столетия ознаменовался намечающимся расколом в среде передвижников. Причиной послужили творческие конфликты между молодым и старым поколениями художников. И.И. Шишкин поддерживал молодые таланты, поскольку сам старался использовать в своем творчестве новые методы. Он понимал, что отсутствие развития в конечном итоге приведет к неминуемому упадку.
В 1891 Академия художеств организовала персональную выставку И.И. Шишкина. Это были рисунки, гравюры и этюды общим количеством более шестисот работ. Эти произведения, исполненные с невероятной точностью и реалистичностью, в очередной раз подтвердили, что художник талантлив не только в изображении пейзажей, но и является непревзойденным мастером рисунка и гравюры.
В 1894 году Шишкин получил должность преподавателя Высшего художественного училища при Академии художеств. Художник пользовался огромным уважением студентов, так как справедливо оценивал таланты, умел рассмотреть скрытые способности и помогал их развивать. Одним из лучших своих учеников Шишкин называл будущего знаменитого портретиста Валентина Серова, который наряду с портретами также работал над созданием пейзажей.
Известные работы
Невозможно отдать предпочтение какой-либо одной из работ великого живописца. Все они входят в мировую сокровищницу художественного искусства. Но есть наиболее известные полотна, которые знакомы каждому человеку, даже не соприкасавшемуся с творчеством Шишкина. Среди таких картин можно выделить следующие: «Рубка леса», «Рожь», «На Севере диком», «Утро в сосновом лесу».
Картина «Рубка леса» (1867) написана во время поездки на Валаам. На картине изображен смешанный лес. В центре – лесная полянка, лучи солнца пробиваются сквозь густые ветви деревьев. На среднем плане – только что спиленная ель, возле пня любопытный зверек рассматривает поверженное дерево. Чуть левее стоят высокие стройные сосны, освещенные светом заходящего солнца. Если присмотреться, справа можно увидеть работающих лесорубов. Они занимаются распилкой дерева, которое в дальнейшем пойдет на строительство дома. Картина восхищает своей правдоподобностью, яркостью красок, точностью деталей. Мох у подножия деревьев выписан так искусно, что напоминает бархат.
«Рожь» была написана Шишкиным в 1878 году. Большую часть пространства занимает ржаное поле, похожее больше на море из золота. Налитые колосья склоняются под собственным весом, едва покачиваясь на ветру. На первый взгляд поле кажется безлюдным, но, если присмотреться, можно увидеть двух человек, идущих по центральной тропинке. На картине видны лишь их головы. Этот момент лишний раз подчеркивает мощь и величие природы, на фоне которой человек кажется таким маленьким. Вековые сосны представлены, как символ силы и величия. Подобно богатырям, они стоят на страже русской земли. Голубой и золотистый цвет навевает размышления о христианстве. Сочетание этих цветов всегда широко использовалось при написании икон и оформлении православных храмов. Таким образом художник заостряет внимание на божественном начале природы, ее нерукотворном очаровании.
Знакомая всем с детства картина «Утро в сосновом лесу» была написана в 1889 году. Не все знают, что создавалась она двумя художниками – автором пейзажа был И.И. Шишкин, а забавных медвежат изобразил художник-анималист К.А. Савицкий. Павел Михайлович Третьяков решил приобрести картину для своей галереи, но с условием, что подпись Савицкого будет затерта. По этой причине единоличным автором полотна считается Иван Иванович Шишкин. Тем не менее, существует письменное доказательство того, что гонорар за работу он честно разделил со своим соавтором.
Действие картины происходит в лесу, где на поваленном дереве резвятся маленькие медвежата. Атмосфера картины пронизана радостью и вызывает позитивные эмоции. Даже дремучий лес воспринимается так, словно переместился на полотно из русской сказки. Символом новой жизни и
обновления выступает молодая зеленая поросль рядом с упавшим от старости деревом. Приглушенный солнечный свет освещает верхушки сосен, наполняя картину теплом и уютом. Картина по праву входит в число самых выдающихся шедевров русской живописи, а ее герои медвежата радуют любителей шоколадных конфет «Мишка косолапый».
В 1890 году И.И. Шишкин написал картину «На Севере диком». В полном одиночестве, среди вековых льдов и снегов, на утесе стоит, покрытая снегом сосна. Художник с большим мастерством изобразил суровую, но фантастически красивую северную природу, которая поражает своим величественным безмолвием. Глядя на картину, можно отчетливо почувствовать леденящий, колючий, искристый воздух. Ветви сосны наклонились под тяжестью снежного наряда, верхушку покрывает огромная снежная шапка. Вся природа погружена в ледяное оцепенение…
Последние годы
В 1898 году И.И. Шишкин закончил работу над картиной «Корабельная роща», которая стала самым большим по размеру полотном художника. Картина создавалась в Вятской губернии и представляет собой детские впечатления Ивана Ивановича. Она создана на основе этюдов, на которых изображены родные художнику Камские леса. Эту картину можно назвать последней данью живописца красоте своей малой родины, которую он пронес через все годы своей жизни и творчества.
Ивана Ивановича Шишкина не стало 20 марта 1898 года. Он умер за своим мольбертом во время работы над картиной «Лесное царство». Очевидец рассказывал, что в тот день ничего не предвещало трагедии. Иван Иванович в хорошем настроении и самочувствии принялся за работу. Внезапно он вздрогнул, голова его упала на грудь. Смерть художника наступила мгновенно, врачу только оставалось констатировать разрыв сердца. Похоронили И.И. Шишкина в Петербурге, на Тихвинском кладбище в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Личная жизнь
Первой женой художника была сестра его друга и ученика, талантливого художника Федора Васильева, Евгения. Шишкин так горячо любил жену и детей, что боялся надолго оставлять их одних, опасаясь, что без него может произойти какое-нибудь несчастье. Супруги жили очень дружно и были
радушными людьми – их дом постоянно был полон друзьями и приятелями.
В 1874 году, после шести лет брака, Евгения Александровна умерла, а
вскоре после ее смерти скончался и маленький сынишка Шишкиных. Иван Иванович очень тяжело пережил этот период, в какое-то время он пристрастился к алкоголю, однако, благодаря силе воли, он смог вернуться к нормальной жизни и продолжил свое творчество.
Спустя несколько лет, в 1880 году художник женился во второй раз. Избранницей Шишкина стала его ученица, художница-пейзажистка Ольга Лагода. Этот брак продлился еще меньше, чем первый. В 1881 году Ольга Антоновна умерла в возрасте тридцати одного года вскоре после рождения дочери.
Хронологическая таблица
Год (годы) | Событие |
25.01.1832 | Дата рождения И.И. Шишкина |
1844 | Поступление в гимназию г. Казани |
1852 | Поступление в Московское училище живописи и ваяния |
1856 | Поступление в Академию художеств |
1858 | Поездка на Валаам. Получение большой серебряной медали |
1860 | Окончание академии. Получение большой золотой медали |
1862-1865 | Работа за границей |
1865 | Возвращение в Россию |
1867 | Написание картины «Рубка леса». Поездка на Валаам |
1868 | Выход первого альбома гравюр. Женитьба |
1870 | Становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок |
1872 | Окончание работы над картиной «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» |
1873 | Присвоение звания профессора за картину «Лесная глушь».
май |
1874 | Смерть жены |
1875 | Заканчивает картины: «Сумерки», «Родник в сосновом лесу», «Первый снег», «Дубовая роща» |
1879 | Поездка в Крым на этюды |
1880 | Закончена картина «Ручей в лесу (На косогоре)». Брак с Ольгой Лагодой |
1882 | Участие во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве |
1883-1890 | Активная работа над картинами |
1891 | В Академии художеств открывается персональная выставка этюдов, рисунков, гравюр Шишкина |
1894 | Начало преподавания в Высшем художественном училище |
1895 | Работа над картинами «Кама близ Елабуги», «Еловый лес. Солнечный день», «Сосновый бор». |
1896 | Участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде |
1898 | Окончание работы над «Корабельной рощей» |
20.03.1898 | Дата смерти Ивана Ивановича Шишкина |
Интересные факты
- Уже в первый год обучения в училище живописи за свои успехи Иван Шишкин был награжден двумя серебряными медалями;
- Шишкин всегда считался состоятельным человеком и никогда не испытывал финансовых трудностей;
- в гимназии самым нелюбимым предметом будущего художника была математика;
- слава, в отличие от многих других живописцев, пришла к Шишкину еще при жизни. Его картины покупали как российские, так и зарубежные ценители искусства;
- во время поездки по Германии Шишкин попал под суд, за то, что подрался с местными жителями из-за оскорбительных выпадов с их стороны в отношении России;
- кроме живописи Шишкин увлекался гравировкой, он выполнял рисунки на металле при помощи «царской водки»;
- кисти художника принадлежит более восьмисот произведений, которые находятся в музеях разных стран мира.
Память
В Елабуге, на родине художника, в 1962 году работает Дом-музей И.И. Шишкина. В этом же городе установлен памятник знаменитому живописцу.
Имя художника носят улицы разных городов России.
Детская художественная школа города Елабуги названа именем И.И. Шишкина.
В честь И.И. Шишкина выпущены почтовые марки с его изображением.
Краевед Ринур Бекмансуров снял фильм о творчестве И.И. Шишкина «Шишкинские места близ Елабуги».
Цитаты
«Посвятить себя живописи — значит отказаться от всяких легкомысленных занятий жизни».
«Отыщите одну истинную красоту в художественном произведении, и вы будете богаче того, который нашел в нем десять ошибок».
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры — вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии».
«Художник, копируя природу, в которой все беспрестанное движется и переменяется, не может схватить в ней разом более одного мгновения».
«Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы!»
Ссылки
http://www.ivanshishkin.ru/ Сайт о жизни и творчестве И.И. Шишкина
http://elabuga.com/shishkin/_shishkinPortraits.html Дом-музей И.И. Шишкина
Литература
- В. Манин. Иван Шишкин. — М.: Белый город, 2008.
- П. М. Дульский. Иван Иванович Шишкин: 1832—1898. — Казань: [б. и.], 1955.
- И. Шувалова. Иван Иванович Шишкин. — СПб.: Художники России, 1993.
- Ф. Мальцева Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. — М.: Искусство, 1999.