Алгоритм действий при умножении в столбик
Умножение в столбик является базовым навыком любого школьника. Если простые операции умножения можно проводить в уме, то, имея дело с двухзначными или трехзначными числами, нам необходимо уметь умножать в столбик.
Логика данного метода достаточна проста.
1) Записываем числа одно под другим, причем большее число (состоящее из большего количества цифр) должно идти первым — так удобнее.
2) Затем мы последовательно умножаем все числа первого (верхнего) числа на цифру второго числа и записываем снизу под чертой — это мы умножили первое число на единицы второго числа.
Если при умножении одного числа на другое получилось двухзначное число — то в этом случае мы записываем единицы, а десятки сохраняем в уме, чтобы прибавить к результату следующего умножения! (смотрите пример ниже!)
3) Далее умножаем все цифры первого числа на вторую цифру второго числа — это мы умножили уже на десятки, поэтому полученный результат записываем ниже и на одну цифру левее.
4) Действуем аналогично, пока мы не перемножим все цифры первого на все цифры второго. Затем складываем полученные произведения и получаем ответ.
Разбор примеров на умножение в столбик
Первый вариант
[su_note note_color=»#defae6″]
23 • 47
[/su_note]
Запишем числа одно под другим и проведем черту:
Умножим три на семь — 21, записываем 1, а два запоминаем. Умножаем два на семь — 14, и два мы запоминали, значит — 16:Далее умножаем три на четыре — 12 — два записываем, один запоминаем. Два умножаем на 4 — 8 и один мы запоминали, значит, 9:
Складываем полученные числа сложением в столбик и получаем ответ: 1081
Второй вариант
[su_note note_color=»#defae6″]
65 • 65
[/su_note]
Запишем числа одно под другим:
Теперь умножим первую цифру (справа) первого числа на первую цифру справа второго числа:
5 • 5 = 25
Записываем 5, а два оставляем в уме, чтобы прибавить к результату последующего умножения:
6 • 5 = 30
2 мы держали в уме — получаем 32 — записываем левее пятерки, получаем 325. Это и есть 65 • 5.
Теперь аналогично производим умножение на 6, получая 390 и записывая результат ниже со сдвигом на одну единицу влево.
После этого выполняем сложение в столбик и получаем ответ: 4225.