Работа с графиками и диаграммами
Второе задание в ЕГЭ профильного уровня по математике направлено на анализ диаграмм и вычисления каких-либо значений. В начале нам необходимо найти нужную информацию, а затем правильно её обработать. Данные манипуляции мы проделывали неоднократно и в ОГЭ, и в ЕГЭ базового уровня. 🙂
Разбор типовых вариантов заданий №2 ЕГЭ по математике профильного уровня
Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018)
[su_note note_color=»#defae6″]
На рисунке точками показана средняя температура воздуха в Сочи за каждый месяц 1920 года. По горизонтали указаны номера месяцев, по вертикали – температура в градусах Цельсия. Для наглядности точки соединены линией. Сколько месяцев средняя температура была больше 18 градусов Цельсия?
[/su_note]
Алгоритм решения:
- Находим на рисунке отметку для температуры 18 градусов.
- Отмечаем точки, которые лежат выше 18-ти градусов.
- Подсчитываем, сколько их.
- Записываем ответ.
Решение:
1. 18 градусов располагается посередине между 16 и 20 градусами. Они отмечены на рисунке.
2. Отметим точки, которые расположены выше. Это месяцы под номером 6,7,8,9.
3. Получилось 4 точки. Значит, температура выше 18-ти градусов была 4 месяца.
Ответ: 4.
Второй вариант задания (из Ященко, №2)
[su_note note_color=»#defae6″]
На графике изображена зависимость крутящего момента двигателя от числа его оборотов в минуту. На оси абсцисс откладывается число оборотов в минуту, на оси ординат — крутящий момент в Н∙м. Какое число оборотов в минуту должен совершать двигатель, чтобы крутящий момент был не менее 60 Н∙м?
[/su_note]
Алгоритм решения:
- Рассматриваем график.
- Отыскиваем по оси ОУ заданное значение.
- Ищем соответствующее число оборотов по ОХ.
- Записываем ответ.
Решение:
1. На координатной плоскости по оси ОУ отложены значения крутящего момента, а на оси ОХ число оборотов двигателя.
2. Находим по ОУ требуемое значение крутящего момента: 60 Н∙м.
3. Проводим через 60 горизонтальную линию до пересечения ее с кривой. Из точки пересечения опускаем перпендикуляр на ось ОХ и находим число оборотов, которое соответствует данному значению крутящего момента. Оно равно 1500 об/мин (см. линии красного цвета на рисунке внизу).
Значит, искомое число оборотов 1500.
Ответ: 1500.
Третий вариант задания (из Ященко, №7)
[su_note note_color=»#defae6″]
На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Сочи за каждый месяц 1920 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали — температура в градусах Цельсия. Определите по приведённой диаграмме разность между наибольшей и наименьшей среднемесячными температурами. Ответ дайте в градусах Цельсия.
[/su_note]
Алгоритм решения:
- Анализируем столбчатую диаграмму.
- Среди столбиков находим самый высокий
- Находим самый низкий столбик.
- Определяем разность полученных значений..
- Записываем ответ.
Решение:
1. Столбчатая диаграмма составлена за год. Наибольшая температура будет там, где столбик самый высокий, а при самая маленькая там, где низенький столбик.
2. Рассмотрев рисунок, видим, что самый высоких столбик на диаграмме соответствует августу. Температура была в этом месяце 240С.
3. находим самый низкий столбик. Он соответствует температуре +40С.
4. Значит, в Сочи максимальная температура была средняя температуру в августе, +240С. Минимальная температура воздуха была в феврале и соответствовала отметке 40С.
5. Разность между максимальной и минимальной температурами равна 240–40 =200.
Ответ: 20º.
Четвертый вариант задания (из Ященко, №15)
[su_note note_color=»#defae6″]
На рисунке жирными точками показана цена никеля на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 10 по 26 ноября 2008 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена тонны никеля в долларах США. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку разность между наибольшей и наименьшей ценой никеля на момент закрытия торгов в указанный период (в долларах США за тонну).
[/su_note]
Алгоритм решения:
- Изучаем график.
- Находим на оси ОУ точку, расположенную выше всех остальных.
- Находим точку ниже всех остальных.
- Находим искомую разность..
- Делаем выводы.
- Записываем ответ.
Решение:
1. На оси OY наивысшая точка соответствует значению 11800 долларов десятого ноября.
2. Самая низкая точка находится не уровне 10000 долларов.
3. Устанавливаем, какова разница между показателями цен:
11800-10000=1800.
4. Значит, разница между наименьшей и наибольшей ценами равна 1800 долларов.
Ответ: 1800.
Пятый вариант задания (из Ященко, №19)
[su_note note_color=»#defae6″]
На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Минске за каждый месяц 2003 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали — температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме, сколько месяцев в 2003 году средняя температура была отрицательной.
[/su_note]
Алгоритм решения:
- Рассматриваем диаграмму.
- Устанавливаем в каких месяцах была отрицательная средняя температура и подсчитываем количество месяцев.
- Записываем ответ.
Решение:
1. На диаграмме есть столбики, уходящие вверх. А есть опускающиеся вниз. Те, которые опускаются вверх, указывают на отрицательные значения среднемесячной температуры.
2. Таких месяцев с отрицательной температурой всего четыре: в январе, феврале, марте и декабре.
Значит, отрицательные показаний температуры были 4 месяца за год.
Ответ: 4.