Прах Анджелы (Фрэнк Маккорт) • роман
краткая информация
История создания
“Прах Анджелы” — это первая книга Фрэнка Маккорта, американского писателя ирландского происхождения. В романе “Прах Анджелы” Френк Маккорт рассказывает о своём детстве, которое выпало на период Великой депрессии, когда семья Маккортов жила в Америке, и на годы Второй мировой войны, когда они жили в родной Ирландии.
Детство будущего писателя проходило в ужасающей нищете, голоде и болезнях, но, несмотря на всю тяжесть бытия, в первую очередь, роман «Прах Анджелы» — это история о невероятной воле к жизни.
Эта книга вышла, когда её создателю было 66 лет. Роман «Прах Анджелы» стал невероятно популярен на Западе и получил Пулитцеровскую премию.
О названии
Название «Прах Анджелы» имеет несколько значений. Во-первых, прах, или скорее пепел, относится к пеплу, который постоянно падает с сигарет матери Фрэнка Маккорта, Анджелы Маккорт, урожденной Шихан.
Во-вторых, пепел — это то, что тлеет в камине, обеспечивая так мало тепла суровыми ирландскими зимами.
Кроме того, сам автор романа Фрэнк Маккорт разъясняет значение: «Прах Анджелы» и «Это», его вторые мемуары, должны были стать единой книгой и завершиться после смерти его матери. Мемуары, однако, были разделены на две части. Они заканчиваются тем, что прах его матери развеивают на кладбище в Лимерике, Ирландия. Следовательно, прах в названии относится в первую очередь к останкам его матери.
Жанр произведения
Автобиографический роман. Мемуары.
Символы
Бедность и ее влияние на физическое и психологическое здоровье являются неотъемлемой частью истории Фрэнка Маккорта. Символы, представляющие как страдание, так и надежду на его преодоление, сочетают отчаяние с оптимизмом.
Прах
Сам Фрэнк Маккорт объяснил, что название отсылает к праху его матери: до того, как его история была разделена на две книги, «Прах Анджелы» и «Это», мемуары должны были заканчиваться изображением того, как он развеивает прах своей матери после кремации. Первые мемуары заканчивались иначе, но повсюду содержались упоминания о прахе.
Анджеле нравится сидеть у камина и курить сигареты. Фактически, она заявляет: «Я мученица за этих сигарет, как и твой отец». Несмотря на то, что сигареты являются причиной их гнилых зубов, Анджела и Мэлаки-старший не бросают курить. «В доме может не хватать чая или хлеба, но маме с папой всегда удается раздобыть сигареты».
Сигареты имеют приоритет над питанием, что говорит о том, что Анджела и Мэлаки-старший так же безнадежно зависимы от никотина, как он от алкоголя. С другой стороны, Фрэнк понимает, что «сигарета — это единственное утешение, которое у них есть».
Огонь в камине служит источником тепла для всей семьи, и они проводят перед ним много вечеров, слушая рассказы Мэлаки-старшего. Символ тепла и единения постепенно становится символом несбывшихся ожиданий, и Анджела часто смотрит на тлеющий пепел, когда её муж возвращается домой без денег или когда её дети сталкиваются с унижением.
Когда Мэлаки-старший постепенно исчезает из их жизни, Анджеле и её сыновьям приходится сжечь обшивку стен дома, который она делила с мужем, символически сжигая все надежды — дом рядом с туалетом исчез, превратившись в пепел.
Сигареты — её единственная роскошь, а пепел угасающего костра — её единственный источник тепла, символизирующий надежды на безопасную семейную жизнь, поддерживаемую ответственным мужем, сгоревшие дотла в огненной буре бедности.
Яйца
Для Фрэнка и его семьи яйца символизируют финансовую стабильность, защищенность и комфортное существование с хорошей едой. «Боже небесный, если у рая есть вкус, то это должно быть яйцо с маслом и солью». Однако семья Фрэнка настолько бедна, что они не могут позволить себе регулярно есть яйца. На самом деле яйца становятся роскошью. «Это яйцо, сваренное вкрутую, и папа очищает его от скорлупы. Он разрезает яйцо на пять частей и дает каждому из нас по кусочку, чтобы намазать на хлеб» . Это описание символизирует нужду Маккортов, а также их неразрывную любовь друг к другу.
Дети настолько истощены — многие дни они питаются только слабым чаем и несколькими кусками хлеба, — что двое из них, Оливер и Юджин, умирают отчасти потому, что им не хватает физических сил бороться с болезнями, которые их преследуют. Голод настолько силен, что Фрэнку и его младшим братьям и сестрам приходится воровать, чтобы выжить. Смерть от голода не в новинку для Ирландии: в больнице Фрэнк узнает, что в 19 веке сотни тысяч людей умерли во время картофельного голода. Неудивительно, что для Фрэнка представление о лучших временах означает наличие приличной еды, и, кроме рыбы с чипсами, эта еда — яйца.
Река Шеннон и Дождь
«Прежде всего, мы были мокрыми». В книге «Вода как образ источника жизни» Маккорт описывает дожди в Лимерике и реку Шеннон как причины вечной сырости, которая, в свою очередь, вызывает кашель, астму и чахотку, от которых погибло так много людей на протяжении его детства. В сочетании с постоянной нехваткой угля для растопки камина, чтобы избавиться от неприятной сырости и обеспечить тепло, сырость, пронизывающая Лимерик, становится символом смерти.
Вопрошая Бога после смерти Юджина, отец Фрэнка возлагает ответственность за это на реку: «О, это река Шеннон причинила вам вред, сырость из этой реки пришла и забрала вас с Оливером». Частые дожди и грязная вода из туалета, которая попадает на кухню Маккортов, подчеркивают символ сырости как источника плохого самочувствия и отчаяния.
Ближе к концу мемуаров Фрэнк выбрасывает гроссбух миссис Финукейн в реку Шеннон, тем самым освобождая бедняков Лимерика от долгов и подготавливая свое собственное путешествие к свободе. Хотя он, образно говоря, загрязняет реку, все затруднения скоро будут смыты, и река станет дорогой к свободе. «Ее бухгалтерская книга успешно продвигается по реке Шеннон к Атлантическому океану, и я знаю, что скоро последую ее примеру». Фрэнк берет свою судьбу в собственные руки, полагая, что можно преодолеть ограничения, связанные с бедностью и классовым положением.
Критика
Позитивные реакции
- Американский литературный критик Митико Какутани в New York Times о «Прахе Анджелы»: «Читатель этих потрясающих мемуаров может только надеяться, что мистер Маккорт изложит историю своих последующих приключений в Америке в другой книге. «Прах Анджелы» настолько хорош, что заслуживает продолжения.»
- Нина Кинг написала в The Washington Post: «Эти мемуары мгновенно стали классикой жанра — тем более примечательной, что это первая книга 66-летнего Маккорта».
- Kirkus Reviews: «Экстраординарная работа во всех отношениях. Маккорт волшебным образом извлекает любовь, достоинство и юмор из детства, полного голода, потерь и боли «.
Негативная реакция
- Многие люди в Лимерике, где происходит действие «Праха Анджелы», сочли мемуары оскорбительными. Некоторые утверждали, что версия Маккорта была преувеличенной или не соответствовала действительности; другие говорили, что он показал только одну сторону города.
- Когда Маккорт вернулся в Лимерик в 1997 году в качестве писателя-резидента Лимерикского университета, люди угрожали ему, и петиция с 20 000 подписями потребовала, чтобы университет запретил его работу.
- Местный радиоведущий Джерард Ханнан опубликовал свои собственные мемуары о детстве в Лимерике в бедности, отметив, что его детство было совсем не таким, как у Маккорта. Он назвал Маккорта «вечным нытиком».
- И актер Ричард Харрис, который тоже там вырос, написал злобную критику на Маккорта, заявив, что писатель «ездит у всех на спине, как бездарный безработный жокей, и, если сложатся обстоятельства, [он] выпустит [своего] скакуна в галактике злобы».
Основная идея
«Прах Анджелы» — это роман о стремление к искуплению, к успеху и к американской мечте. Книга Маккорта о его непростом детстве заставляет читателя понять, как много скрытых и неожиданных ресурсов есть у людей.
«Прах Анджелы» — история о способности человека преодолеть даже самые ужасные несчастья, подняться к лучшей жизни. Этот роман даёт надежду, что счастье, если надеяться и верить в него, рано или поздно придет.
Художественное своеобразие
В романе «Прах Анджелы» Фрэнка Маккурта читатель может обнаружить несколько литературных приёмов, благодаря которым это произведение стало таким узнаваемым и глубоким:
Аллюзии
Фрэнк ищет утешения в литературных произведениях — Шекспире и старинных ирландских мелодиях, важных для его семьи. Это может указывать на его угрюмый характер. Строки из песен неоднократно используются в мемуарах, чтобы усилить его чувства. Есть также религиозный подтекст. Фрэнк упоминает Иисуса и то, что, по его мнению, даже всемогущему Господу не понравилось бы жить в мрачном и сыром Лимерике.
Ирония
Отец Фрэнка — пьяница, и он часто пропивает семейные деньги, а затем продолжает рассказывать о том, что в Ирландии голод, гражданская война и т.д. Это иронично, потому что, тратя деньги семьи и оставляя своих детей голодать, он говорит о том, как Ирландия переживает все эти ужасные вещи, но на самом деле он является частью проблемы и усугубляет её.
Изначально Фрэнк чувствовал вину за свое сексуальное поведение, но как только он оказался в Америке, он переспал с женщиной и больше не чувствует себя виноватым в этом. Как будто этот груз упал с его плеч. Новая земля, новый он.
Параллелизм
В начале мемуаров Фрэнк говорит читателям, что им всем следовало остаться в Нью-Йорке. В Нью-Йорке были плохие условия, но в Ирландии тоже было плохо. Депрессия и Вторая мировая война сделали оба места ужасающими. Раз за разом Мэлаки-старший обещает прилично зарабатывать для своей семьи, но деньги вскоре превращаются в алкоголь.
Символизм
Пепел
Название романа «Пепел Анджелы» наводит на мысль о символе. На самом деле пепел Анджелы — это пепел от её сигарет. Это символизирует отсутствие у неё надежды и подавленный моральный дух.
Река Шеннон
Большая река Шеннон… Когда-то это было мрачным напоминанием о невыносимом положении Лимерика, но вскоре оно превращается для главного героя Фрэнка в символ надежды, как только он решает воспользоваться рекой, чтобы добраться до Атлантического океана, где пересечет его и достигнет Соединенных Штатов Америки.
Чувство юмора
В «Прахе Анджелы» Фрэнк Маккорт демонстрирует невероятно жизнеутверждающий юмор. Это не смех сквозь слёзы, а юмор сильного духом человека, наделённого острым умом и ценящего жизнь. Книга полна остроумных реплик, неожиданных ситуаций и тонких формулировок.
Темы
Бедность и класс
Фрэнк Маккорт растет в бедности — «в переулках», трущобах Лимерика, Ирландия. Маккорт без колебаний описывает условия жизни в деталях. «Снова идет дождь, и маленькие дети играют в коридоре и на лестнице. Пэдди говорит: «Ступенек некоторых нет, и везде какашки». Читатели почти ощущают вонь из туалета, чувствуют укусы блох и вшей и слышат, как крысы снуют по полу.
Маккорт фокусируется на трудностях взросления в таких условиях, погружении все глубже в бедность и переживание связанного с этим стыда. Давно сложившаяся социальная иерархия, похоже, не позволяет Фрэнку и ему подобным подняться выше своего собственного положения.
«Я хотел бы когда-нибудь стать иезуитом, но на это нет надежды, когда ты растешь в трущобах. Иезуиты очень разборчивы. Им не нравятся бедняки. Им нравятся люди с автомобилями, которые оттопыривают мизинцы, когда берут чайные чашки» .
Более того, только мальчики, растущие в более богатых районах Лимерика, ходят в начальные и средние школы, которые гарантируют хорошо оплачиваемую работу, в то время как людям из трущоб суждено работать на рабочих местах, обслуживающих их.
Хотя Фрэнк явно умен и хочет учиться, двери захлопываются перед его носом. Церковь не принимает его ни в качестве служки, ни в качестве студента, несмотря на поддержку учителями его заявления. «Им не хочется, чтобы у алтаря стояли мальчики из трущеб. Им не нужны такие, у которых коленки в болячках и волосы торчком. О нет, им подавай миленьких мальчиков с маслом на волосах и в новых ботинках, чьи отцы ходят на работу в костюмах и галстуках. Вот как это называется — и как не потерять веру, когда кругом такой снобизм». Классовое сознание распространяется даже на религию.
Традиции, происхождение и класс, а не интеллект, образование и решительность определяют жизненный путь человека. Однако, в отличие от большинства других жителей трущоб, Фрэнк не желает принимать судьбу, предписанную ему классовой системой. Он не хочет становиться почтовым работником только для того, чтобы вырастить семью из еще большего числа почтовых работников. Вместо этого Фрэнк, умный и решительный, использует свои навыки чтения и письма, чтобы получить дополнительную работу, которая поможет ему накопить денег на проезд в Америку, где у него будет больше возможностей вести более полезную и комфортную жизнь.
Образование и литература
Выросший в бедности как сын отца-алкоголика, который неоднократно разрушал все надежды на теплую еду и лучшее будущее, Фрэнк находит отдушину и выход с помощью чтения и письма. Любовь к историям привил ему отец, Фрэнк любит читать и комментировать, как голодный ребенок может прокомментировать что-то привлекательное: «Шекспир подобен картофельному пюре, им никогда не насытишься». Хотя мистер О’Халлоран призывает его остаться в школе, Фрэнк чувствует, что не может; однако в конце концов он вернется и получит ученую степень.
Книги открывают Фрэнку мир истории, культуры и литературы, позволяя ему сбежать от унылых обстоятельств своей жизни в мир воображения. Его учитель говорит ему: «Ты должен учиться, чтобы составить собственное мнение об истории и обо всем остальном, но ты не можешь составить пустое мнение. Соберись с мыслями, соберись с мыслями. Это твоя сокровищница, и никто в мире не может вторгнуться в неё». И не только в переносном смысле, когда Фрэнк находится в больнице с тифом, но и в буквальном. С самого начала его умение читать, а позже и писать становится источником дополнительного дохода, который он использует, чтобы накопить на проезд в Америку, где он станет учителем и, в конечном итоге, писателем.
Чувство вины и прощения
Фрэнк вырос в католической Ирландии: «Сестры знали, что правильно, и они знали, что неправильно, и любые сомнения могла разрешить Единая, Святая, Римско-католическая и Апостольская Церковь».
Фрэнк проходит обряд посвящения, предписанный католической верой: первое причастие и конфирмация. Оба обряда призваны приветствовать молодежь в церковном сообществе. Неотъемлемой частью является исповедь и покаяние в грехах. Грехи, в которых дети исповедуются перед Первым Причастием, довольно невинны — использование плохих слов, ложь родителям, драки с братом или сестрой или другом — и предназначены скорее для соблюдения ритуала, чем для представления истинного раскаяния. Даже такие грехи, как кража еды у бакалейщика или денег из кошелька матери, кажутся довольно мелкими проступками в контексте бедности и голода, с которыми живут дети в переулках.
Для подростков понятие греховности начинает фокусироваться на сексуальных преступлениях. «О, мальчики, дьявол ищет ваши души. Он хочет затащить вас к себе в преисподнюю, и знайте, что каждый раз, когда вы не даете рукам покоя, каждый раз, когда поддаетесь искушению и оскверняете себя, вы не только пригвождаете Христа ко кресту, но и сами еще на шаг приближаетесь к преисподней».
Фрэнк беспокоится, что он проклят, потому что, как и каждый юноша, он мастурбирует, и его беспокоит, что секс может проклясть не только его, но и молодую женщину, с которой у него был секс, представляя: «Вот он, Фрэнки Маккорт, грязная тварь, отправившая Терезу Кармоди в ад».
Парадоксально, но католицизм внушает идею греховности человеческой сексуальности и в то же время предлагает исповедь как способ облегчить эту вину. Вера в благожелательного и милосердного Бога поощряет прощение и сопереживание. «Бог прощает меня, и я должен простить себя — Бог любит меня, и я должен любить себя, потому что лишь когда любишь Бога в себе, ты способен любить тех, кого Он сотворил».
Фрэнк растет с твердой верой в догмы и в то, что поступает правильно, но сострадание исповедника становится неотъемлемой частью его жизни. Он неявно и недвусмысленно критикует пьянство своего отца, которое стало причиной трудностей в семье, негодование его родственников, которое усугубило их положение, и жестокое обращение властей с бедными, которое стало причиной позора его матери. И все же чувство сострадания к человеческой слабости пронизывает страницы. В конце концов, человечество действительно подвержено ошибкам.
Алкоголизм
Пьянство Мэлаки Маккорта-старшего является основной причиной продолжающейся бедности семьи. Он регулярно тратит свою зарплату в пабе и теряет работу из-за того, что не приходит вовремя после ночной попойки. Он игнорирует последствия своего пьянства для своей семьи, что неудивительно, учитывая, что алкоголизм — это зависимость. Он теряет контроль над собой, когда выпивает.
Мать просит детей найти отца и пристыдить его при всех. «Встаньте посреди паба и всем расскажите, что папа пьет на деньги, которые прислали для малыша. Скажите, пусть все знают, что в доме ни крошки еды, и ни уголька — топить нечем, и малыш голодный, а молока нет ни капли.»
Проблема была эндемичной в Ирландии, где пьянство было неотъемлемой частью жизни, облегчая трудностей в бедной стране. Фактически, алкоголизм — это часть взросления, обряд посвящения, почти соперничающий с конфирмацией. Первая пинта пива, выпитая в 16 лет, превращает мальчика в мужчину.
«Бармен приносит пинты, дядя Па расплачивается, поднимает свой бокал, говорит посетителям паба: «Это мой племянник, Фрэнки Маккорт, сын Энджелы Шихан, сестры моей жены, и это его первая пинта. Твое здоровье, Фрэнки, живи долго и радуйся пиву, только сильно не увлекайся».
Алкоголь считается приемлемым времяпрепровождением и лекарством — способом ослабления депрессии. Даже критически настроенная бабушка поддерживает желание Мэлаки-старшего выпить после смерти его сына. «У него нет таблеток, которые могли бы облегчить его состояние, да поможет нам Бог, и бутылка крепкого пива станет небольшим утешением».
Критикуя зависимость своего отца и её разрушительные последствия, Маккорт демонстрирует понимание культуры и обстоятельств, которые делают пьянство приемлемым пороком, и в то же время проявляет сострадание к тем, кто слишком слаб, чтобы сопротивляться.
Персонажи
Персонаж | Описание |
---|---|
Фрэнк Маккорт | Выросший в бедности первенец Фрэнк Маккорт (его настоящее имя также Фрэнки и Фрэнсис) делает все возможное, чтобы помочь своей матери прокормить младших братьев и позаботиться о них. Умный и трудолюбивый, он никогда не теряет надежды на лучшее будущее. |
Анджела Маккорт | Сильная и решительная, хотя и несовершенная женщина, которая переносит трудности и унижения, воспитывая своих детей, Анджела Шихан Маккорт — преданная мать, оказавшаяся в безвыходной ситуации, у которой мало выбора. |
Мэлаки Маккорт — старший. | Безответственный алкоголик, Мэлаки Маккорт-старший в глубине души добрый и умный, но слабый человек, который никогда не справляется с задачей обеспечения семьи; в конце концов он исчезает из их жизни. |
Нелли Ахерн | Нелли Ахерн работает уборщицей в национальной школе Лими и раздает детям еду. |
Мисс Барри | Мисс Барри работает на почте вместе с миссис О’Коннелл и присматривает за Фрэнком в качестве разносчика телеграмм. Как и миссис О’Коннелл, она стыдит его, когда он решает не сдавать экзамен. |
Мистер Бенсон | Один из учителей Фрэнка в начальной школе, мистер Бенсон, использует телесные наказания, чтобы отбить охоту к расспросам и любопытству. |
Сирил Бенсон | Сирил Бенсон — лучший ученик в классе ирландских танцев миссис О’Коннор. Он может быть родственником мистера Бенсона, учителя, а может и не быть. |
Бидди | Бидди — молодая женщина из Общества Святого Винсента де Поля, которая чихает от нюхательного табака, сочувствует Анджеле и хвалит привлекательную внешность Мэлаки-младшего. |
Тим Бойл | Из Майо ирландец Тим Бойл — человек в лодке в Покипси, штат Нью-Йорк, который приглашает Фрэнка и других на вечеринку. |
Джоуи Каччиамани | Джоуи Каччиамани управляет бруклинской пивной, где Делия и Филомена сообщают Мэлаки-старшему, что Анджела беременна, и он должен жениться на ней. |
Доктор Кэмпбелл | Рыжеволосый и всегда улыбающийся доктор Кэмпбелл — один из врачей лихорадочной больницы. |
Билли Кэмпбелл | Билли Кэмпбелл — друг Фрэнка, который молится вместе с ним и Микки за то, чтобы Бренда Спеллейси дожила до окончания школы. Похоже, он не родственник доктора Кэмпбелла. |
Стивен Кэри | Ризничий церкви Святого Иосифа Стивен Кэри отказывается позволить Фрэнку служить алтарным служкой. |
Тереза Кармоди | Тереза Кармоди, богатая девушка, больная чахоткой или туберкулезом, является первой любовью и сексуальной партнершей Фрэнка. Когда она умирает, Фрэнк беспокоится, что их добрачный секс мог обречь ее душу на смерть. Тереза — это та часть жизни Фрэнки, которая полна надежд. Она молода, красива и полна желания, и она показывает ему, что может предложить любовь и ее осуществление. Ее смерть помогает мотивировать его покинуть Ирландию, показывая ему, что жизнь там всегда будет испорчена. |
Миссис Клохесси | Несмотря на их ужасную жизненную ситуацию, миссис Клохесси, мать Пэдди, добра к Фрэнку, предлагая ему чай и хлеб, когда он боится идти домой, потому что прогулял школу. |
Мистер Клохесси | Когда он был маленьким, Деннис Клохесси, отец Пэдди, часто ходил с Анджелой на танцы. Слишком болен, чтобы заботиться о своей семье, в конце концов он выздоравливает, едет работать в Англию со своим сыном и отправляет обратно достаточно денег, чтобы прокормить семью. Таким образом, он служит фоном для Мэлаки-старшего. |
Пэдди Клохесси | Один из школьных товарищей Фрэнка, Пэдди Клохесси, и его семья живут в нищете. Однажды Фрэнк из сострадания предлагает ему единственную изюминку, которую он находит в своей булочке. Став взрослым, Пэдди отправляется в Англию и отправляет деньги домой. |
Мистер Коффи | Один из сотрудников Диспансера, мистер Коффи, любит флиртовать с женщинами и решает, какие льготы они будут получать. |
Деклан Коллопи | Деклан Коллопи, староста секции Братства Архов, устанавливает строгие правила посещения занятий. Он надеется завести связи и стать продавцом линолеума. |
Тимоти Криг | Тимоти Криг — старик в амбулатории, ожидающий приема у врача. |
Гертруда Дейли | Миссис Гертруда Дейли — пожилая женщина, которой Фрэнк доставляет телеграммы. |
Охранник Деннехи | Охранник Деннехи обращается за помощью к тете Эгги, когда Анджела заболевает пневмонией. |
Мистер Димино | Мистер Димино, итальянский бакалейщик из Бруклина, дает Фрэнку немного еды во время депрессии его матери после смерти маленькой Маргарет. |
Миссис Дули | Миссис Дули, мать Питера (Квазимодо), сообщает Анджеле, что Фрэнк был среди мальчиков, пойманных на шпионаже за ее дочерьми. |
Питер Дули | Названный Квазимодо в честь персонажа из «Горбуна из Нотр-Дама», Питер Дули — мальчик с физическими недостатками, старше Фрэнка, у него девять сестер и развитый британский акцент; он мечтает стать ведущим новостей Би-би-си, но умирает молодым. |
Мистер Даунс | Сосед Маккортов в Лимерике, мистер Даунс работает в Англии и приносит домой новости о пьяном поведении Мэлаки-старшего. |
Эймон | Эймон — один из парней, которые работают в «Исон и сыновья». |
Бриджид Финукейн | Миссис Бриджид Финукейн, которая покупает людям одежду со скидкой, а затем они со временем возвращают ей полную стоимость, наняла Фрэнка для написания писем о пожертвованиях.
Когда она умирает, Фрэнк крадет часть ее денег, предназначенных для церкви, и выбрасывает ее бухгалтерскую книгу в реку. Миссис Финукейн служит важным шагом в процессе взросления Фрэнка. Через нее он узнает, что может использовать свое образование, чтобы зарабатывать деньги. Но через нее он также узнает, что зарабатывание денег имеет и темную сторону, особенно когда оно происходит за счет эксплуатации ваших соседей. Наконец, она помогает ему провести важное различие между религией и духовностью: её глубокое религиозное чувство никогда не проявлялось в благотворительности к своим ближним. Осознание этого помогает Фрэнку отчасти примирить вину, которую он испытывает по поводу религии и греха в своей собственной жизни. |
Филомена Макнамара Флинн | Филомена Макнамара Флинн — двоюродная сестра Анджелы, которая вместе со своей сестрой Делией уговаривает беременную Анджелу и Мэлаки пожениться. Они также связываются с матерью Анджелы, чтобы запросить плату за проезд для Маккортов, чтобы вернуться в Ирландию. |
Томми Флинн | Томми Флинн — муж Филомены, уроженец Бруклина, и крестный отец Фрэнка — по умолчанию, потому что выбранный им крестный был пьян. |
Делия Макнамара Форчун | Делия Макнамара Форчун — двоюродная сестра Анджелы, которая вместе со своей сестрой Филоменой уговаривает беременную Анджелу и Мэлаки пожениться. Они также связываются с матерью Анджелы, чтобы запросить плату за проезд для Маккортов, чтобы вернуться в Ирландию. |
Джимми Форчун | Джимми Форчун — ирландец, муж Делии, который постоянно работает. |
Фрида | На вечеринке в Покипси, штат Нью-Йорк, Фрида — замужняя женщина, которая соблазняет Фрэнка; он не чувствует вины, несмотря на присутствие священника. |
Билл Гэлвин | Билл Гэлвин — протестант, проживающий в доме бабушки Шихан. Он наказывает Фрэнка за то, что тот съел обед, который Фрэнк должен был ему доставить. |
Отец Гори | Отец Гори — священник, возглавляющий Главное братство Святого семейства. |
Ламан Гриффин | Ламан Гриффин — двоюродный брат Анджелы и ненадолго становится ее любовником, скорее всего, в обмен на убежище, когда ее и ее детей выселяют из дома. Фрэнк дерется с ним, когда тот не разрешает Фрэнку пользоваться его велосипедом, как обещал. В жизни Фрэнка много авторитетных мужчин и образцов для подражания, некоторые из которых приносят пользу, а некоторые нет. Он невозмутимо справляется с большинством из них. Он даже относится к своему отцу с определенной долей любви и уважения. Но в Гриффине он распознает врага и отстаивает свои права и достоинство своей матери. |
Джерри Хэлви | Джерри Хэлви, посыльный в «Исон и сын», доставляет небольшие заказы на своем велосипеде и уезжает в Лондон со своей девушкой вскоре после того, как Фрэнк приступает к работе. |
Брайди Хэннон | Миссис Брайди Хэннон — подруга, соседка и наперсница Анджелы. Они проводят много дней, куря и соболезнуя у камина. |
Джон Хэннон | Мистер Джон Хэннон, муж Брайди, дает Фрэнку его первую настоящую работу по доставке угля. Когда работа становится опасной для здоровья Фрэнка, мистер Хэннон призывает Фрэнка сосредоточиться на учебе, чтобы в будущем он мог найти работу получше. |
Вилли Гарольд | Одноклассник Фрэнка, Вилли Гарольд признается, что смотрел на обнаженное тело своей сестры. Позже он становится коллегой Фрэнка в «Исон и сын» |
Мистер Харрингтон | Утонченный английский вдовец женщины из Лимерика, мистер Харрингтон жалуется на почту на поведение Фрэнка, на котором он сам настаивал, и чуть не добивается его увольнения. |
Пэдди Хартиган | Один из школьных товарищей Фрэнка, Пэдди Хартиган, признается, что украл 10 шиллингов из кошелька своей тети. |
Хеффернан | Большой мальчик из Национальной школы Лими, Хеффернан задирает Фрэнка и доставляет ему неприятности в его первый день там. |
Чарли Хеггарти | Чарли Хеггарти — человек из Дублина, который отказывается выплачивать компенсацию Мэлаки-старшему за службу в ИРА. |
Мистер Хатчинсон | Мистер Хатчинсон — новостной агент, который возражает, когда мистер Маккаффери приказывает своим работникам вырвать страницу с рекламой контрацепции из каждого экземпляра еженедельного журнала. |
Мистер Кейн | Один из сотрудников диспансера, мистер Кейн, любит флиртовать с женщинами и решает, какие льготы они будут получать. |
Тетя Эгги Китинг | Тетя Эгги (Агнес) Шихан Китинг — угрюмая сестра Анджелы, у которой нет своих детей. Она обижена на семью Анджелы, возможно, из-за ревности или гнева из-за того, что ее сестра вышла замуж за чужака с Севера, но она заботится о мальчиках, когда Анджела больна, и, вероятно, занимает деньги, чтобы купить Фрэнку новую одежду для его работы на почте. |
Дядя Па Китинг | Эксцентричный муж тети Эгги, Па Китинг, берет на себя роль отца, когда покупает Фрэнку традиционную первую пинту пива. Он добрый и поддерживает мечту Фрэнка уехать в Америку. |
Миссис Лейбовиц | Мать Фредди и соседка Маккортов по Нью-Йорку, миссис Лейбовиц, заботится о детях Маккортов, когда Анджела впадает в глубокую депрессию после смерти Маргарет. |
Фредди Лейбовиц | Семилетний Фредди Лейбовиц — друг Фрэнка и Мэлаки-младших в Нью-Йорке. |
Мистер Макадори | Мистер Макадори — муж Минни Макадори и сосед из Нью-Йорка, который является другом Мэлаки-старшего. |
Минни Макадори | Миссис Минни Макадори — соседка из Нью-Йорка, которая помогает Маккортам, когда Анджела впадает в глубокую депрессию после смерти Маргарет. |
Тоби Макки | Тоби Макки — один из мальчиков, которые разносят телеграммы вместе с Фрэнком. |
Патрисия Мэдиган | Патрисия Мэдиган — девушка в больничной палате рядом с палатой Фрэнка; она знакомит его с литературой. |
Мистер Маккэффри | Мистер Маккэффри — босс Фрэнка в «Исон и сын», компании по доставке газет и журналов. Он поощряет Фрэнка усердно работать, чтобы он мог выбраться из переулков. |
Альфи Маккорт | Альфи (Альфонс) Маккорт — младший брат Фрэнка. После его рождения Анджела решает больше не заводить детей. |
Юджин Маккорт | Юджин Маккорт — один из братьев-близнецов Фрэнка. Опустошенный после смерти своего близнеца, Юджин повсюду ищет его и умирает шесть месяцев спустя. |
Бабушка Маккорт | Бабушка Маккорт и ее муж приглашают своего сына Мэлаки и его семью к себе домой на одну ночь. Она угощает их вкусной едой, но, похоже, с подозрением относится к американцам в своем доме. |
Дедушка Маккорт | Дедушка Маккорт и его жена приглашают своего сына Мэлаки и его семью к себе домой на одну ночь. Он предлагает проезд на автобусе до Дублина и предлагает Мэлаки попросить пенсию у ИРА. |
Мэлаки Маккорт — младший. | Обаятельный, общительный, ответственный Мэлаки Маккорт-младший — младший брат Фрэнка. Разница в возрасте всего в год, они очень близки, работают вместе, чтобы прокормить семью. |
Маргарет Маккорт | Маргарет Маккорт — долгожданная девочка Анджелы и Мэлаки-старшего, смерть которой на седьмом месяце беременности повергла Анджелу в глубокую депрессию, а Мэлаки-старшего — в запой. Ее смерть также стала толчком к возвращению семьи в Ирландию. |
Майкл Маккорт | Майкл — младший брат Фрэнка, чье сочувствие проявляется в его любви к бездомным животным и старикам. Он раскрывает свою силу характера и мужество, когда устраивает поминки по трупу любимой лошади и защищает его от неосторожных грузчиков. |
Оливер Маккорт | Оливер Маккорт, один из братьев-близнецов Фрэнка, умирает от пневмонии, будучи еще совсем малышом. |
Миссис Макграт | Миссис Макграт — бакалейщица из Лимерика, чья честность в отношении мер и весов была поставлена под сомнение. |
Микки Моллой | Микки Моллой, мальчик-эпилептик постарше, который любит читать, особенно неподходящие для его возраста материалы для взрослых, является самопровозглашенным источником информации обо всем, что касается девочек. |
Нора Моллой | Подавленная алкоголизмом своего мужа и необходимостью воспитывать детей в одиночку, Нора Моллой периодически ложится в психиатрическую больницу, как будто для того, чтобы уйти на заслуженный отдых. |
Питер Моллой | Питер Моллой, отец Микки и муж Норы, алкоголик, который выигрывает все игры с выпивкой в пабе, сводя свою жену с ума. Со временем он бросает пить. |
Брат Мюррей | Настоятель школы «Братьев во Христе» брат Мюррей отказывается брать Фрэнка и закрывает дверь перед носом у мальчика и Анджелы. |
Миссис О’Коннелл | Миссис О’Коннелл работает на почте вместе с мисс Барри, присматривая за мальчиками-разносчиками телеграмм. Расстроенная тем, что Фрэнк решает не сдавать экзамен в почтовом отделении, она обвиняет его в высокомерии. |
Кэтлин О’Коннелл | Кэтлин О’Коннелл — бакалейщица из Лимерика, которая позволяет Анджеле покупать еду в кредит. |
Миссис О’Коннор | Миссис О’Коннор преподает ирландские танцы в Лимерике; семилетний Фрэнк посещает ее занятия, но ненадолго. |
Мистер О’Ди | Учитель национальной школы Лими, мистер О’Ди, расстроен тем, что мистер О’Нил преподает Евклида, хотя это его предмет; сначала он удерживает Фрэнка в пятом классе после его пребывания в больнице, но затем выступает за его продвижение. |
Мистер О’Халлоран | Поклонник всего американского и учитель, поощряющий задавать вопросы, мистер Томас О’Халлоран является директором школы и учителем Фрэнка в его последнем учебном году. Он поддерживает желание Фрэнка учиться, побуждает его принять собственное решение и уехать в Америку, где он сможет избежать судьбы бесперспективной работы. |
Медсестра О’Халлоран | Медсестра О’Халлоран, нетерпеливая акушерка, которая помогает при родах Анджелы Шихан Маккорт в канун Нового года в Лимерике, спешит попасть на вечеринку. |
Мистер О’Нил | Учитель геометрии Фрэнка, мистер О’Нил, очищает яблоко на глазах у своих учеников, предлагая кожуру в качестве приза ученику, который правильно ответит на самый сложный вопрос. |
Мисс О’Риордан | Библиотекарь Лимерика мисс О’Риордан позволяет Фрэнку часами читать о житиях святых. Когда она замечает, что он также читает книгу о сексуальных вопросах, она выгоняет его из библиотеки. |
Питер | Питер — один из парней, которые работают в «Исон и сын». |
Священник на лодке | Священник из Лимерика, который живет в Соединенных Штатах, говорит Фрэнку, что тоска по дому никогда не проходит. |
Священники | Несколько священников представляют католическую церковь с разной степенью приверженности ритуалам и догмам даже перед лицом бедности и бедствий. Один священник предупреждает об опасностях книг и сексуальных прегрешениях; другой с весельем реагирует на беспокойство Фрэнка, когда его тошнит от тела Христова; третий предлагает искреннее прощение, когда Фрэнк признается, что украл из чувства голода. |
Миссис Перселл | Миссис Перселл слушает американский джаз и Шекспира по радио и позволяет Фрэнку слушать вместе с ней. |
Брендан Куигли | Брендана Куигли называют «Вопросником», потому что он любопытен и задает много вопросов, вызывая презрение своих учителей. |
Мистер Куинливан | Мистер Куинливан, выступающий против курения, работает в Обществе Святого Винсента де Поля. |
Сестра Рита | Сестра Рита — монахиня, которая ухаживает за Фрэнком в лихорадочной больнице. |
Мистер Скаллан | Мистер Скаллан — директор национальной школы Лими в Лимерике. |
Симус | Шеймус — уборщик в больнице, который передаёт книги между Фрэнком и Патрисией. Когда Патриция умирает, Шеймус заучивает и декламирует стихотворение, которое Патриция не смогла доучить Фрэнку. |
Сержант | Сержант заботится о Фрэнке и его семье в полицейском участке Дублина, позволяя им спать на полу и давая им немного еды и одеял. |
Жена сержанта | Седовласая жена сержанта приносит еду для семьи и сигареты для Мэлаки-старшего. Она сообщает им о деньгах, собранных на проезд в автобусе. |
Голуэй Джейн Шихан | Жену Тома Шихана, Голуэй Джейн Шихан, называют «Голуэй», потому что она оттуда; Шиханам она не нравится, потому что она не местная, темноволосая и похожа на испанку. Никто из Шиханов не разговаривает с ней и ее мужем. |
Бабушка Шихан | Бабушка Маргарет Шихан, мать Анджелы, не одобряет выбор Анджелой мужа и открыто высказывает свое мнение, из-за чего мальчики Маккорт чувствуют себя неловко рядом с ней. Однако она всегда помогает, когда Анджеле больше некуда обратиться. |
Дядя Пэт Шихан | Брат Анджелы, Пэт Шихан, которого в младенчестве называли Аббат или Эб, уроненный на голову, страдает умственной отсталостью и зарабатывает на жизнь разносом газет. Очень бережливый, он живет в доме бабушки Шихан, куда Фрэнк переезжает жить после ухода от Ламана Гриффина. |
Дядя Том Шихан | Никто в семье не разговаривает с дядей Томом Шиханом, братом Анджелы, и они не разговаривают с его семьей. |
Финтан Слэттери | Находясь в несколько лучшем финансовом положении, чем его одноклассники, и внешне религиозный, Финтан Слэттери выигрывает у мистера О’Нила яблочную кожуру и делится ею со своими друзьями. Тем не менее, когда он приглашает их на обед к себе домой, он не делится. |
Мистер Слайни | Старый и прикованный к постели мистер Слайни — мужчина, за заботу о котором Анджеле платят, пока его дочери работают. Он служил в Индии с мистером Тимони. |
Микки Спеллэйси | Микки Спеллейси — одноклассник, у которого несколько членов семьи умерли от чахотки. После каждой смерти он получает несколько выходных в школе. Когда летом заболевает его сестра, он надеется, что она не умрет до начала учебного года осенью. |
Миссис Спиллейн | Миссис Спиллейн, которой Фрэнк доставляет телеграммы, получает минимальную поддержку от своего мужа в Англии и воспитывает четырехлетних близнецов-инвалидов. |
Мистер Тимони | Клиент, которому Фрэнк доставляет газеты, и первый взрослый, проявивший интерес к желанию Фрэнка учиться, мистер Тимони, служивший в Индии, платит Фрэнку за то, чтобы тот прочитал ему «Скромное предложение». |
Доктор Трой | Доктор Трой — врач из Лимерика, к которому Маккорты обращаются за помощью и которому доверяют. |
Офицер-радист | Офицер-радист посещает вечеринку в Покипси после приземления корабля; он говорит Фрэнку: «И страна, вообще, шикарная, правда? Заканчивая книгу, Фрэнк отвечает: «Правда» |
Интересные факты
Фрэнк Маккорт, выросший в трущобах Лимерика, Ирландия, был старшим ребёнком в семье из семи детей, трое из которых скончались от голода. Отец Маккорта, часто сидевший без работы, пропивал и без того скудные заработки, а потом и вовсе исчез. Мать Фрэнка Маккорта, Анджела из названия его мемуаров «Прах Анджелы», делала все возможное, чтобы защитить свою семью.
Книга Маккорта, опубликованная в 1996 году, описывает как убогую бедность, характеризующуюся наличием крыс и отсутствием водопровода, так и часто веселые события его детства, вошедшие в мемуары, которые New York Times назвала «потрясающими».
«Прах Анджелы» получил Пулитцеровскую премию, премию Национального круга книжных критиков и книжную премию Los Angeles Times. Восторженные отзывы мгновенно превратили Маккорта в знаменитость. О своих мемуарах и своей жизни Маккорт сказал: «Я думаю, что в ирландском опыте есть что-то такое — что мы должны были обладать чувством юмора или умереть».
1. Маккорт опубликовал свою первую книгу «Прах Анджелы», когда ему было 66 лет.
Семья Маккорта переехала из Нью-Йорка в Ирландию после того, как умерла его сестра, а у матери случился нервный срыв. Он вырос в Лимерике и вернулся в Соединенные Штаты взрослым, работая учителем. У него было два неудачных брака, он проводил время со писателями Джимми Бреслином и Питом Хэмиллом, а после выхода на пенсию — как сообщил об этом его брат Мэлаки — он встретил свою третью жену, Эллен Фрей. Она «открыла его клетку … и она позволила ему писать».
2. «Прах Анджелы», возможно, был первым в жанре под названием «Misery lit».
Журнал Bookseller назвал «Мемуары о безнадежно несчастливом детстве» (misery lit) или «мемуары о страданиях» (misery memoir) — поджанром литературы. Мемуары часто посвящены жестокому обращению с детьми или наркомании. Многие критики считают, что «Прах Анджелы» был первым из этих «мемуаров о страданиях». Издатели, с другой стороны, называют эти книги «вдохновляющими мемуарами», потому что они обычно заканчиваются тем, что их авторы преодолевают трудности своего жестокого детства.
3. Маккорт обнаружил свою любовь к книгам, находясь в больнице с брюшным тифом.
В детстве Маккорт провел 14 недель в больнице с брюшным тифом, опасным заболеванием, вызванным загрязненной пищей или водой. Он был так близок к смерти, что ему был вызван священник, чтобы провести с мальчиком последние обряды.
Маккорт сказал: «Я был так болен, что мне было наплевать, умру я или останусь в живых, буду жить или умру. Я понятия не имел, что происходит. Маккорт заявил, что его госпитализация «была подарком, потому что я открыл для себя Шекспира, и книги в целом. Мне дали доступ к книгам.»
4. Мать Маккорта назвала его рассказы о детстве «нагромождением лжи».
Мать Маккорта была «Анджелой» из названия его мемуаров. В книге она делает все возможное, чтобы сохранить свою семью вместе и прокормить ее, в какой-то момент даже спит со своим двоюродным братом, пытаясь сохранить за ними жилье. Намного позже, когда Маккорт пригласил ее посетить устную презентацию своих мемуаров, она встала в аудитории и крикнула: «Все произошло не так. Все это нагромождение лжи «. Однако Маккорт остался при своей версии событий.
5. Двое из трех братьев Маккорт написали собственные мемуары.
В 1998 году младший брат Маккорта Мэлаки опубликовал свои собственные мемуары «Плывущий монах». В них подробно рассказывается о жизни Мэлаки в Соединенных Штатах после его иммиграции. New York Times назвала это «забавным, странно выигрышным».
Затем, в 2009 году, младший брат Маккорт, Альфи, написал «В двух шагах от камня», свой собственный взгляд на семейный опыт в Лимерике, Дублине, Нью-Йорке и Калифорнии. Publishers Weekly назвал это «кочевым приключением, достойным Улисса».
6. Маккорт написал два продолжения «Праха Анджелы», которые продолжили историю его жизни.
После огромного успеха романа «Прах Анджелы», который закончился его приездом в Нью-Йорк в возрасте 19 лет, Маккорт написал еще два мемуара. В романе «Тис» (1999) Маккорт описал свои следующие 20 лет жизни иммигранта в Нью-Йорке, а в книге»Человек-учитель» (2005) — подробно описал свой опыт работы учителем в средних школах и колледжах Нью-Йорка.
7. Маккорт и его брат предположительно потеряли кремированные останки своей матери во время посещения паба.
Когда умерла их мать, Маккорт и его братья распорядились кремировать ее. Актер Ричард Харрис заявил, что Маккорт потерял прах матери, и когда репортер спросил Маккорта, правда ли это, он закричал, что нашел его (прах). После смерти Харриса репортер и Маккорт встретились снова, и Маккорт признался:
«Да, Харрис был прав. После смерти нашей матери Анджелы мы действительно потеряли ее прах. Мы с Мэлаки слишком много выпили в баре на Манхэттене и оставили прах позади. Мы понятия не имели, где он был… Но в конце концов мы его нашли.
8. Чикагский драматург подал в суд на Фрэнка и Мэлаки Маккорт-младших, утверждая, что их мемуары основаны на пьесе, которую он написал вместе с ними.
Драматург и продюсер из Чикаго Майкл Хулихан (Michael Houlihan) работал с Фрэнком и Мэлаки Маккортами-младшими (Frank and Malachy McCourt Jr.) над сценарием и постановкой их пьесы 1984 года «Пара стражей» («A Couple of Blaguards»). Его контракт предусматривал долю авторских отчислений от постановки пьесы и «любых вспомогательных материалов».
Его пьеса включала многие истории из более поздних мемуаров, написанных обоими братьями, поэтому Хулихан подал в суд на 40 процентов гонорара. Иск был отклонен в суде в 2002 году, когда судья постановил, что «этот суд не может одобрить идею о том, что предоставление прав на одно воплощение части истории жизни автоматически предоставляет права на все мыслимые варианты изложения этой истории жизни».
9. Прах Маккорта был развеян в его родном городе Лимерик.
Фрэнк Маккорт скончался в 2009 году в возрасте 78 лет. Восемь лет спустя, совершив поступок, соответствующий названию его бестселлера-мемуаров, его жена, дочь и две внучки привезли его прах обратно в Лимерик. Они разбросали их в двух местах: в замке Карригоганнелл, откуда открывается вид на реку Шеннон, и в аббатстве Мангрет, где хранятся останки других членов семьи Маккорт.
Перед смертью Маккорт сказал: «Я не хочу похоронных служб или мемориалов. Пусть они развеют мой прах над Шенноном и загрязнят реку», — и его последняя воля была с любовью исполнена.